Физическая культура 4 кл УМК Школа России
рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России, примерной авторской программы "Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов" (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич), Основной общеобразовательной программы МОУ «СОШ Поселья», Учебного плана МОУ «СОШ Плселья».
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Учебно-методический комплекс по физической культуре.
Пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Предметными результатами обучающихся являются:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Раздел «Знания о физической культуре»
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
- характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультуру, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
- раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выпускник научится:
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
- выполнять организующие строевые команды и приемы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (турнике);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного размера);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
- По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
- Личностные результаты:
- – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
- – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- Метапредметные результаты:
- – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание курса
Место учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение физической культуры в 4 классе отводится 3 часа в неделю, всего 34 недели – 102 часа.
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Легкая атлетика. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование. Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Настольные игры (шашки, шахматы, домино)
Внимание, зрительная память, логика, усидчивость.
Основными формами организации образовательного процесса по физической культуре являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Основные виды организации образовательного процесса по физической культуре являются: лекции, презентация, викторины, составление кроссвордов и т.п.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре
№ | Тема урока | К- во часов | Дата | |
по плану | фактич | |||
Ходьба и бег с изменением длины и частоты шага. | 1 | |||
Ходьба и бег с изменением длины и частоты шагов. Бег на скорость. | 1 | |||
Бег на скорость (30м). Встречная эстафета. | 1 | |||
Бег на скорость (60м) Игра «Кот и мыши». | 1 | |||
Бег на результат. Развитие скоростных способностей. | 1 | |||
Прыжок в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде». | 1 | |||
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Тройной прыжок с места. | 1 | |||
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Игра «Шишки, желуди, орехи». | 1 | |||
Бросок теннисного мяча на дальность и в цель. | 1 | |||
Бросок теннисного мяча на дальность, на точность и на заданное расстояние. | 1 | |||
Бросок набивного мяча. | 1 | |||
Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. (6ч) | 1 | |||
ОРУ. Кувырок вперед, кувырок назад. | 1 | |||
ОРУ. Кувырок вперед, кувырок назад и перекат. Стойка на лопатках. | ||||
ОРУ. Кувырок вперед, кувырок назад и перекат. Стойка на лопатках. | 1 | |||
ОРУ. Мост. Кувырок назад и перекат. | 1 | |||
ОРУ. Мост. Кувырок назад и перекат. Игра «Точный поворот». | 1 | |||
ОРУ. Мост. Кувырок назад и перекат. Игра «Точный поворот». | 1 | |||
ОРУ с гимнастической палкой. Вис завесом. | 1 | |||
ОРУ с гимнастической палкой. Вис на согнутых руках, согнув ноги. | 1 | |||
ОРУ с обручами. Вис на гимнастической стенке. Подтягивание в висе. | 1 | |||
Поднимание ног в висе. Эстафеты. | 1 | |||
ОРУ с мячами. Вис на гимнастической стенке. Подтягивания в висе. | 1 | |||
Вис на гимнастической стенке. Подтягивания в висе. | 1 | |||
Опорный прыжок, лазание по канату(6ч) | 1 | |||
ОРУ в движении. Лазание по канату в три приема. | ||||
Лазание по канату в три приема. Перелезание через препятствие. | 1 | |||
ОРУ в движении. Лазание по канату в три приема, перелезание через препятствие. | 1 | |||
Опорный прыжок на горку матов. | 1 | |||
Опорный прыжок на горку матов. | 1 | |||
Опорный прыжок на горку матов. | 1 | |||
ОРУ.Подвижные игры«Космонавты», «Разведчики и часовые». | 1 | |||
Подвижные игры«Космонавты»«Разведчики и часовые». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Белые медведи», «Космонавты» | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву». | 1 | |||
Подвижные игры «Прыжки по полосам», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Прыгуны и пятнашки», «Заяц, сторож, Жучка». | 1 | |||
Подвижные игры «Прыгуны и пятнашки», «Заяц, сторож, Жучка». Эстафета «Веревочка под ногами». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Удочка», «Зайцы в огороде». | 1 | |||
Подвижные игры «Удочка», «Зайцы в огороде». Эстафета «Веревочка под ногами». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Мышеловка», «Невод». | 1 | |||
Подвижные игры «Мышеловка», «Невод». | 1 | |||
Подвижные игры «Кузнечики», «Метко в цель». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Вызов номеров» «Кто дальше бросит». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Западня» «Кто дальше бросит». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Парашютисты». | 1 | |||
ОРУ. Подвижные игры «Парашютисты». Эстафеты с предметами. | 1 | |||
Вводный. Правила ТБ во время лыжной подготовки. | 1 | |||
Техника передвижения и торможения на лыжах | ||||
Техника передвижения и торможения на лыжах | 1 | |||
Учет навыков спуска со склона. | 1 | |||
Преодоление дистанции 1,5 км со средней скоростью. | 1 | |||
Попеременный двухшажный ход с палками | 1 | |||
Попеременный двухшажный ход с палками | 1 | |||
Одновременный двухшажный ход | 1 | |||
Одновременный двухшажный ход | 1 | |||
Техника попеременного и одновременного двухшажных ходов | 1 | |||
Техника попеременного и одновременного двухшажных ходов | 1 | |||
Техника подъёма «полуёлочкой» и «лесенкой» | 1 | |||
Техника подъёма «полуёлочкой» и «лесенкой» | 1 | |||
Техника передвижения на лыжах | 1 | |||
Совершенствование техники передвижения на лыжах | 1 | |||
Техники передвижения на лыжах | 1 | |||
Ходьба на лыжах по пересеченной местности | 1 | |||
Ходьба на лыжах по пересеченной местности | ||||
Техники передвижения на лыжах | 1 | |||
Соревнования на дистанции 1 км с раздельным стартом | 1 | |||
ОРУ. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. | 1 | |||
Ведение мяча на месте с высоким отскоком. | 1 | |||
ОРУ. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. | 1 | |||
Ведение мяча на месте со средним отскоком. | 1 | |||
ОРУ. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. | 1 | |||
Ведение мяча на месте с низким отскоком. | 1 | |||
ОРУ. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. | 1 | |||
Ведение мяча правой (левой) рукой на месте. | 1 | |||
ОРУ. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. | 1 | |||
Ведение мяча правой (левой) рукой на месте. Эстафеты. | ||||
ОРУ. Ловля и передача мяча в кругу. | 1 | |||
Ведение мяча правой (левой) рукой на месте. | 1 | |||
Ведение мяча правой (левой) рукой на месте. Эстафеты. | 1 | |||
Ловля и передача мяча в кругу. Игра «Мяч ловцу». | 1 | |||
ОРУ. Ловля и передача мяча на месте в круге | 1 | |||
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. | 1 | |||
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. | ||||
ОРУ. Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол. | 1 | |||
Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини-баскетбол. | 1 | |||
Ловля и передача мяча в квадрате. | 1 | |||
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. | 1 | |||
Ловля и передача мяча в квадрате. | 1 | |||
Эстафеты с мячами Игра в мини-баскетбол. | 1 | |||
Бег и ходьба | 1 | |||
Бег на скорость. Встречная эстафета. | 1 | |||
Бег на скорость (30м). Встречная эстафета. | 1 | |||
Бег на скорость(60м). Встречная эстафета. | 1 | |||
Бег на результат (30м, 60м). Круговая эстафета. | 1 | |||
Прыжок в длину способом «согнув ноги». | 1 | |||
Тройной прыжок с места. | 1 | |||
Прыжок в высоту с прямого разбега. | 1 | |||
Бросок теннисного мяча на дальность и в цель. | 1 | |||
Бросок теннисного мяча на дальность и в цель. | 1 | |||
Бросок мяча на в горизонтальную цель. | 1 | |||
Ходьба и бег с изменением длины и частоты шага. | 1 | |||
Ходьба и бег с изменением длины и частоты шагов. Бег на скорость. | 1 | |||
Бег на скорость (30м). Встречная эстафета. | 1 | |||
Бег на скорость (60м) Игра «Кот и мыши». | 1 | |||
Бег на результат. Развитие скоростных способностей. | 1 | |||
Прыжок в длину с разбега. Игра «Зайцы в огороде». | 1 | |||
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Тройной прыжок с места. | 1 | |||
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Игра «Шишки, желуди, орехи». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре - 1 класс ("Школа России")
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (99ч) Тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений автора В. И. Ляха: «Физическая культура. 1—4 ...
Физическая культура 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе " Школа России", авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич...
рабочая программа и КТП по физической культуре 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа и КТП по физической культуре 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по физической культуре 4 класс "Школа России"
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....
Рабочая программа по физической культуре 3 класс "Школа России"
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....
Рабочая программа по физической культуре 1 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым в 2009 г.. Примерной образовательной ...
Календарно тематическое планирование по физической культуре 2 класс "Школа России"
Календарно тематическое планирование по физической культуре 2 класс "Школа России"...