Статья "Шахматы и воспитание характера?"
статья по физкультуре (3, 4 класс)
Формирование характера ребенка с помощью занятиям по шахматам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
"Шахматы и воспитание характера?"
Автор И.А. Крылова
Многие шахматисты сравнивают шахматную партию с целой жизнью. За время многочасового сражения действительно проходит так много событий и переживаний, которые сопоставимы только с отдельной жизнью. Многие гроссмейстеры приходят к осознанию необходимости всестороннего личностного развития, чтобы достигать успехов в шахматах. Это: мышление, память, концентрация внимания, аккуратность, терпение и многое другое. Например, четвертый Чемпион Мира по шахматам А. Алехин говорил, что: «Посредством шахмат я воспитал свой характер. В шахматной игре можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни».
«Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии» Гарри Каспаров.
«Главное — борьба, воспитание своего характера, а успехи обязательно придут, если постоянно работать над шахматами и по-настоящему их любить» Анатолий Карпов.
Так что же такое характер?
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые определяют поведение человека и накладывают отпечаток на все стороны жизни.
Свойства характера: нравственность, сила воли, интеллект, эмоциональность.
Разберем по порядку:
Нравственность. Понятие нравственности определяется отношением с окружающими людьми: с коллективом и обществом в целом. Оно отвечает за такие моральные качества как честность, уважительное отношение , отзывчивость, презрение, черствость, доброта и тактичность. В шахматах партнеры должны быть корректны и вежливы друг к другу. Партия должна начинаться рукопожатием и заканчиваться тем же, независимо от результата. Партнер должен быть спокойным и вежливым при проигрыше.
Сила воли. Это умение владеть собой, достигать успеха, не унывать перед трудностями, противиться унынию. Самообладание, выдержка, вера в свои силы, дисциплинированность, ответственность, решительность. Главная задача в игре – получить победу. Противник – человек, обладающий интеллектом и определенными способностями. В борьбе с ним в любом случае придется проявлять волевые усилия. Они нужны и для того, чтобы правильно реагировать на тактику соперника, контролировать эмоции и, несмотря ни на что, идти к цели. Практически у всех опытных шахматистов хорошо развита сила воли.
Интеллект. Он позволяет сформировать вдумчивость, рассудительность и наблюдательность, уровень умственного развития.
Эмоциональность. Она отражает внутренний мир, является источником вдохновения для творчества, необходима для восприятия и выражения чувств. Эмоциональные качества влияют на общий психический облик и образуют эмоциональный тип личности. Шахматы формируют уравновешенность, доброту (злость), вялость или бодрость, жизнерадостность и восприимчивость.
«Целью мудрости является свобода, целью культуры – совершенство, целью знания – любовь, а целью образования – характер» - Веды (Древние Священные Знания), следовательно в школе должны преподаваться шахматы.
На шахматной доске действуют те же самые законы, что и в реальной жизни. Это упрощённая модель для философского осмысления законов жизни. С помощью метода аналогий можно увидеть массу параллелей. Каждый ход — поступок, который определяет дальнейшую позицию на доске — судьбу. Учёные прикинули, что атомов в солнечной системе меньше, чем может возникнуть позиций на шахматной доске. И если шахматы выдержали такое испытание временем, значит это далеко не простая игра и есть в шахматах что-то очень глубокое и чарующее. В шахматах можно бесконечно совершенствоваться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-835-1524423490.jpg)
Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"
Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-51271-1445354656.jpg)
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/31/picture-73177.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"
Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....
Экологическое воспитание – воспитание человечности.
Статья об экологическом воспитании младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134958-1351682972.jpg)
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...