Статья
статья по физкультуре (2 класс)

Сорокин Антон Игоревич

Эмоциональный фон на занятиях ФК и С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_emotsionalnyy_fon.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Автор: Сорокин Антон Игоревич

                                                                                       Учитель физической культуры,  педагог                                                                                                                          дополнительного образования  ГБОУ СОШ № 319

ТЕМА: Игровые технологии в системе физического воспитания школьников

г. Санкт-Петербург, 2020 г.

     Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме:            Игровые технологии в системе физического воспитания школьников.

Развитие ребенка во многом определяется уровнем его здоровья, наличием физического и психического потенциала. Чем раньше он начнет приучаться к здоровому образу жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество.

Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

    Не смотря на то, что работа в данном направлении в образовательных учреждениях ведется достаточно активно, все же заметна тенденция к ухудшению здоровья детей. На детей школьного возраста влияют следующие факторы:

  1. гиподинамия;
  2. несоблюдение режима дня;
  3. недостаточное время сна;
  4. нерациональное питание;
  5. избыток или недостаток массы тела;
  6. отсутствие закаливания;
  7. компьютерная зависимость;
  8. снижение двигательной активности;
  9. хронические заболевания;
  10. экологическая обстановка;

Гармоничное развитие детей школьного возраста, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения различными видами деятельности. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности. Под эмоциями понимается переживание собственного состояния.

Все эмоции можно распределить на две большие группы, т.е. положительные и отрицательные. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях, поступках. Эмоции ребенка — это “послание” окружающим его взрослым о его состоянии.

Дети с 3-х лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. школьник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения.

Чтобы помочь ребенку справиться с современными нагрузками; с неуравновешенным, импульсивным поведением, характерным для быстро возбудимых детей или наоборот, для застенчивых и неуверенных в себе детей; для детей с наличием каких — либо страхов педагогу необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого школьника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации. Ведь проблема заключается в том, что школьный возраст в развитии ребенка является периодом, когда продолжает закладывается фундамент его здоровья, которое ребенок должен сознательно беречь и приумножать, но дети раннего школьного возраста в силу своих психологических особенностей не могут осознанно контролировать свои действия.

Проблема предупреждения и профилактики психоэмоциональных нарушений у детей в настоящее время стоит особенно остро.

Поэтому приступив к углубленному изучению данной темы, я поставил перед собой следующую цель и задачи.

Цель: создание условий для организации работы по профилактике эмоциональных нарушений и развитию коммуникативных качеств на занятиях по физической культуре.

Задачи:

1. Обучить детей способам снижения мышечного напряжения, снятия тревожности и релаксации.

2. Развивать у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

     Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития школьника. Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов: раскрепощенность, развитие творческой активности. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.

Один из методов ее решения – включение в деятельность детей игр, заданий, упражнений, игровых приемов, направленных на снятие напряженного состояния, релаксацию и развитие коммуникативных навыков ребенка.

Следуя из собственного опыта, могу сказать, если систематически использовать на занятиях физической культурой сюжетно – игровые приемы, упражнения для развития коммуникативных навыков, упражнения на дыхание и релаксацию, музыкальное сопровождение, сюрпризные моменты, упражнения для профилактики эмоциональных нарушений, то у школьника снижается психоэмоциональное напряжение, создается благоприятная предпосылка к сохранению и укреплению здоровья.

При подборе физических упражнений обязательно учитываю возрастные особенности и индивидуальные качества, возможности ребенка и на их основе определяю посильные для него задания. Так же большое значение имеет использование музыкального сопровождения, которое помогает обеспечить включение ребенка в процесс сохранения и укрепления своего здоровья.

Немаловажным в системе здоровьесбережения школьников считаю сотрудничество с родителями. В моей работе мне помогает педагог – психолог, который проводит беседы о состоянии душевного равновесия ребенка, о положительном эмоциональном состоянии. Проводит индивидуальную работу с родителями детей, эмоционально закрепощенных, испытывающих трудности в социально – психологической адаптации.

Сейчас я познакомлю Вас с теми играми и приемами из собственного опыта работы по данной теме, которые особенно любимы детьми.

  1. «Сухой дождь».

Это атласные ленты, которые закреплены в дверном проеме. Дети, входя и выходя из зала, проходят сквозь «сухой дождь». Если вы хотите активизировать деятельность организма и дать позитивный настрой, то используйте теплые тона. Обычно «теплый сухой дождь» используется при входе в спортивный зал. Если вы хотите наоборот успокоить ребенка, снять внутренне напряжение используйте холодные тона, так называемый «холодный сухой дождь». Для разнообразия и проявления дополнительного интереса у детей осенью можно пришить к лентам листочки, зимой снежинки, а весной и летом – цветы. Дети во время прохождения могут остановиться, сделать глубокий вдох – выдох и проходить дальше. Так же можно использовать и другие приемы, например:

  1.  «Ведерко для обид» (при входе в спортзал или бассейн стоит небольшое ведерко, каждый ребенок, проходя мимо, шепчет в кулачек свою обиду на кого-то, или избавляется от плохого настроения и сбрасывает это из кулачка в ведерко);

        Упражнения для профилактики эмоциональных нарушений.

Для профилактики эмоциональных нарушений используем следующие игры, такие как:

  1. «Бокс» (для мальчиков) – для снятия зажимов в теле и сброса негативной энергии. Перед выполнением упражнения детям необходимо объяснить, что в жизни бывают ситуации, когда кто-то может разозлить, и появляется желание ударить этого человека. Хороший способ избежать этого, а также дать выход злости и агрессии – боксирование. Каждому мальчику предлагается вспомнить подобный случай и ударить по виртуальной «груше» несколько раз правой и левой руками. Затем можно спросить, стало ли после этого легче.
  2. «Капризки» (для девочек) – цель та же, что и при выполнении упражнения «Бокс». Лежа на мате, бить по нему руками и ногами, можнно с криком. Как показала практика, после этого упражнения склонные к капризам девочки меньше капризничают.

Упражнения для развития коммуникативных навыков. Их можно разделить на:

— индивидуальные – направленные на невербальное выражение состояний и отношений;

— парные – помогают детям стать более открытыми по отношению к партнеру, почувствовать, понять и принять его;

— групповые – формируют навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Это всевозможные игры на (сплочение) сближение, общение детей между собой.

Например, такие как: «Здравствуйте» — где детям предлагается поздороваться разными способами или полюбившаяся игра «Шариковая дискотека» — где дети делятся парами, и разными способами зажимают воздушный шар (руками, животами, лбами, коленями). Задача детей под веселую музыку выполнять разные движения, не уронив шарик. К тому же всем известно, что воздушные шары доставляют детям огромное удовольствие.

Дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. Дыхательные упражнения (можно использовать методику А.Н. Стрельниковой) проводятся с целью улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для профилактики детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Например, после работы с мячом можно провести игру «Насосы». Дети зажимают мяч между ног, в руках держат насос, и, имитируя движения, накачивают мяч. Поднимая руки вверх, дети делают вдох через нос, опуская руки вниз – делают выдох через рот с произношением звука «ш». Упражнение «Горячий чай» очень нравится детям. У каждого ребенка в руках стаканчик и ребенок представляет, что в нем горячий чай с каким-либо вкусом. Прежде чем чай выпить дети его остужают. Делают глубокий вдох и дуют на поверхность стаканчика. К тому же в этом упражнении у детей развивается воображение и фантазия. При проведении релаксации нужно учитывать следующие моменты:

  1. спокойный голос;
  2.  успокаивающая музыка;
  3. тихая, спокойная обстановка;
  4. закрытые глаза;
  5. различные позы;
  6. спокойный выход из состояния;
  7. дать детям возможность продолжить релаксацию, если им хочется;

Релаксация позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

Таким образом, чем больше мы будем использовать игр и приемов на создание у детей эмоционально благоприятного состояния, тем больше позитива получат наши дети. Они научаться управлять своими чувствами и эмоциями, пребывать в хорошем настроении и относиться ко всем с добротой, уважением и взаимопониманием.

Здоровья Вам и Вашим близким!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...