Подвижные игры (1 класс)
материал по физкультуре (1 класс)
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_1_klass.docx | 123.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
( 1 КЛАСС)
Подготовила учитель по
физической культуре:
Нурмухаметова А.Ф.
Подвижные игры ( 1 класс)
Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, нормального физического развития, укрепления и сохранения здоровья.
Играя, школьник познает окружающий мир, учится понимать отношения, возникающие между ним и элементами окружающей действительности, воспроизводить в действия полученные впечатления и мысли, удовлетворять потребность организма в физических движениях, приобретает новый опыт.
Все это обуславливает значительное место подвижных игр в учебной программе по физическому воспитанию учащихся начальных классов.
Подбирая игры для урока, учителю надо учитывать задачи, физиологическую нагрузку, условия его проведения, а также анатомо-психологические особенности детского организма. В начальных классах подвижные игры желательно включать в каждый урок, в любую его часть (подготовительную, основную, заключительную), учитывая ее интенсивность.
В процессе игры важно контролировать и стимулировать действия окружающих. Они должны знать, что любая игра (сюжетная, командная эстафета) требует от участников соблюдения определенных правил. Это имеет как организующее, так и воспитывающее значение. Надо учить детей играть не только на уроке под руководством учителя, но и самостоятельно на спортивном часе, перемене, во дворе. Для этого в уроки можно включать краткие информации о подвижных играх, рассказывать ребятам о правах и обязанностях капитанов команд и судей, объяснять способы выбора водящих, правила подведения итогов игры.
Важное значение для решения задач обучения и воспитания учащихся имеет правильное распределение игр по учебным четвертям. Для примера ниже прилагается подбор и использование игр на уроках физической культуры первых классов.
В 1 четверти целесообразно использовать следующие игры: «Стань правильно», «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий», «Дети и медведь», «Гуси-лебеди», «Космонавты», «Зайцы, сторож и Жучка», «Колдунчики», «Пятнашки», «Пустое место», «Не ошибись». Эти игры способствуют овладению строевыми командами и упражнениями, учат правильно ходить, бегать, прыгать, метать, четко выполнять коллективные действия. Данные игры просты по содержанию и правилам, в основном некомандного характера, скоростно-силовой направленности.
На начальном этапе учителю важно определить игровую подготовленность детей, какие игры им знакомы, как они воспринимают объяснение игры, могут ли играть, соблюдая правила, и т.д. Для этого на уроке следует выделить 5-10 мин и провести игру по выбору ребят.
Во 2 четверти, чаще всего, изучается учебный материал по разделу «Гимнастика». Первоклассники повторяют ранее изученные игры, узнают новые. Это, как правило, уже переходные к командным и командные игры, развивающие координацию движений, другие физические качества. Игры: «Карлики и великаны», «Кот идет», «Запрещенные движения», «Быстро по местам», «Ловишки», «Зима и лето», «Попрыгунчики-воробушки», «Через ручеек», «Красная шапочка» успешно решают задачи обучения и воспитания учащихся. На первых уроках во 2 четверти можно использовать игровые эстафеты, чередуя задания на сохранение равновесия при ходьбе и прыжках с преодолением небольших препятствий.
В 3 четверти основное содержание уроков физической культуры посвящено разделу «Лыжная подготовка».
Подвижные игры «Прокладка железной дороги», «Поезд», «Шире шаг», «Быстрый спуск», «Кто дальше проскользит», «Лыжники-десантники», «Самокат», «Кто лучше», направлены на овладение техникой лыжных ходов, спусков, поворотов, развитию физических качеств.
Необходимо помнить, что игры на лыжах должны проходить при быстром и активном участии всех детей, морозе до 10°, без ветра.
В конце третьей четверти первоклассники уже получили необходимые в игре организационные навыки. Они знают, как выбирать водящих, соблюдая правила игр, следят за дисциплиной и порядком в своей команде. Поэтому можно проводить игры и эстафеты с самостоятельным разделением учащихся на команды.
В 4 четверти закрепляются ранее сформированные умения и навыки, повторяются как гимнастические, так и легкоатлетические упражнения, разучиваются новые и проводятся уже знакомые учащимся игры. Первоклассники к концу учебного года уже научились правильно бегать, выполнять различные прыжки, метать мяч. Теперь в оставшиеся уроки надо научить их успешно сочетать двигательные действия, изменять их в зависимости от условий, видеть и объяснить как свои ошибки, так и допущенные товарищами. Это можно сделать при проведении игр: «Товарищ командир», «Пустое место», «Птица без гнезда», «Кот проснулся», «Летучие рыбки», «Филин и пташка», «Пчелы и медвежата».
Одновременно на уроке учащиеся получают краткие сведения о режиме дня, личной гигиене, узнают о разновидностях и особенностях игр.
На период летних каникул дают задание: запомнить игры, в которые они будут играть во дворе, лагере. В сентябре на первых уроках нового учебного года им будет представлена возможность поделиться своим «запасом» игр.
Аналогично представленным играм для 1 класса, в зависимости от задач урока и условий проведения занятий, учитель может выбирать те игры, которые, по его мнению, более целесообразны на данном этапе обучения.
Развивающие преимущественно навыки внимания:
«Стань правильно».
Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения: а) взявшись за руки в командах, ранее составленных преподавателем, в шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; в) в отдельных колоннах в виде квадрата.
Правила: команда, сумевшая занять свое место, побеждает.
О.М.У: заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.
«Карлики и великаны».
Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по команде преподавателя «великаны» игроки должны выпрямиться, подняться на носки, как можно выше, по команде «карлики» - все должны присесть, как можно ниже.
Варианты заданий для «великанов»: а) на носки, руки вверх; б) подпрыгнуть, как можно выше; в) руки за голову, на пятки.
Варианты заданий для «карликов»: а) присесть, руки на пол; б) сесть на пол, руки за спину; в) упор присев.
Правила: выигрывает игрок, не допустивший ошибок при выполнении команд.
О.М.У: опробовать с играющими выполнение данных команд, проследить за правильностью выполнения И.п.
«К своим флажкам».
Задачи: развитие внимания, памяти, слуха, реакции на сигнал; совершенствовать умение ориентироваться.
Инвентарь: разноцветные флажки.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: в центре каждого кружка – водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета). По первому сигналу (хлопок, свисток) все играющие, кроме водящих, разбегаются по площадке. По второму сигналу – приседают и закрывают глаза. Водящие с флажками меняются местами. По команде преподавателя «Все к своим флажкам!» играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него.
Варианты построения: а) взявшись за руки в шеренгу; б) в колонну, игроков с флажками ставить вперед; в) с музыкальным сопровождением. Играющие двигаются по кругу или за руководителем, повторяя за ним различные движения. По сигналу все занимают свои места около своих флажков.
Правила: команда, сумевшая быстрее собраться вокруг своего водящего, побеждает.
О.М.У: флажки брать разных цветов. Следует наблюдать, чтобы играющие не сговаривались, не смотрели в то время, когда водящие меняются местами.
«Запрещенные движения».
Задачи: воспитание внимания, наблюдательности; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: преподаватель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещенного (например руки на пояс).
Варианты построения: построив по кругу, но выбрав помощника для контроля за соблюдением правил.
Правила: кто выполнит запрещенное движение, делает шаг вперед.
О.М.У: после 3-4 минут игры подводятся итоги и отмечаются самые внимательные.
«У ребят порядок строгий».
Задачи: развитие внимания, слуха, ориентировки в пространстве, воспитание дисциплинированности, навыка строевой подготовки.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие стоят в шеренге по росту за чертой. По команде учителя участники игры расходятся по площадке со словами:
У ребят порядок строгий
Знают все свои места
Ну, трубите веселее!
Тра-та-та, тра-та-та!
По окончании слов преподаватель командует: «Становись!». Играющие по росту строятся в шеренгу на указанном месте. Выполняют строевые упражнения: «Равняйсь!», «Направо!», «Смирно!», «Шагом марш!». После начала движения руководитель произносит: «Разойдись!». Игра повторяется сначала.
Варианты построения: а) взявшись за руки по росту; б) общий круг, соблюдая построение по росту.
Правила: при построении в шеренгу запрещается толкаться и силой занимать свое место. Начинать и кончать все действия следует по команде учителя.
О.М.У: текст слов необходимо выучить заранее или повторить до игры. Строевые команды выполняют с требованиями, предъявляемыми в 1 классе.
«Быстро по местам».
Задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции на сигнал.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по команде учителя «Разойдись!» играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. По команде «Быстро по местам!» все учащиеся должны занять свои места в шеренге.
Варианты построения: а) взявшись за руки, образуя круг; б) образуют полукруг; в) образуют квадрат; г) две шеренги лицом друг к другу.
Правила: выигрывает учащийся, быстрее занявший свое место.
О.М.У: построение учащихся может сопровождаться счетом: «Раз», «Два» и т.д.
«Фигуры».
Задачи: воспитание инициативы, творческого подхода ко всему, развитие чувства ритма, быстроты реакции, тренировка в быстроте освоения нового.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по сигналу учителя все разбегаются по залу и играют. По второму сигналу все играющие останавливаются, принимают какую-либо позу и в этой позе замирают. По третьему сигналу водящий ходит среди фигур и касается рукой того игрока, который пошевелился.
Правила: входящим становится тот, кто пошевелился.
Вариант: водящим становится игрок, чья фигура больше понравилась водящему.
О.М.У: отметить наиболее удачные позы. Позы, принимаемые учениками, могут быть тематического содержания.
«Флюгер».
Задачи: развитие координации движений, умения ориентироваться на местности, внимания, быстроты реакции; тренировка вестибулярного аппарата.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие строятся в шеренгу. Руководитель называет стороны света и для каждой из них определяет свое действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.
Вариант: играющие двигаются по площадке, а по команде останавливаются и выполняют условия игры.
Правила: за каждую ошибку играющий получает штрафное очко. Игра продолжается обусловленное время (3-4 мин). Победитель тот, кто набрал меньше штрафных очков.
О.М.У: игру необходимо опробовать.
«Кот идет».
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения; воспитание выносливости.
Инвентарь: скамейка.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: из играющих выбирается «кот». Он в углу зала в своем «доме». Остальные играющие – «мыши». Они размещаются по залу в «норах». Учитель выходит на середину зала и говорит:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот злодей.
Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:
Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота.
По сигналу руководителя «Кот идет!» все мышки застывают. Если кто-нибудь из мышек шелохнулся, кот забирает ее к себе в дом. Кот ловит мышек до тех пор, пока руководитель не скажет «Кот ушел».
Вариант: игру проводить под музыку. Для движений мышей рекомендуется мелодия польки, а для движения кота – мелодия марша.
Правила: когда кот выходит на площадку, мышкам шевелиться не разрешается. Пойманные мышки не принимают участия в игре до смены нового кота.
О.М.У: забирать кот должен только тех мышек, которые шевелились, а не тех, кто просто ему нравится. Можно предложить детям использовать в игре наиболее интересные позы.
«Товарищ командир».
Задачи: развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку, равновесие.
Инвентарь: не требуется
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: учитель подает команды, отдает распоряжения, предлагает исполнить упражнения. Учащиеся исполняют их только в том случае, если учитель начал со слов «Товарищ командир».
Правила: тот игрок, который ошибся, становится на левый фланг.
О.М.У: следует оценивать качество выполнения упражнения.
«Не ошибись!».
Задачи: воспитание внимания, культуры поведения, развитие сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: заранее заготовленные рисунки: мельница, дровосек, мяч, аист, кошка и т.д.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: руководитель поочередно показывает листки с рисунками, а дети изображают их позами.
Мельница: одна рука поднята, другая опущена и прижата к телу.
Мяч: приседают, спина круглая.
Дровосек: пальцы рук соединены и подняты вверх.
Правила: после каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил задание.
О.М.У: по первому сигналу дети лишь изображают картинку, а по второму делают соответствующие движения.
Развивающие преимущественно навыки быстроты:
«Дети и медведи».
Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости.
Инвентарь: обруч.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по сигналу учителя двое «медвежат», держась за руки, начинают ловить детей. Задержанных детей отводят на «льдинку». Когда на «льдинке» будет двое, четверо и т.д. детей, они также берутся за руки по два человека и начинают ловить.
Правила: игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все дети.
О.М.У: при повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго «медведя».
«Гуси-лебеди».
Задачи: совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности.
Инвентарь: скамейка, обруч.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: перед началом игры «гуси-лебеди» располагаются в загоне, «волк» уходит за гору, «птичница» в поле. Птичница обращается к гусям-лебедям: «Гуси-лебеди». Те ей отвечают: «Га-га-га». Птичница спрашивает: «Есть хотите?». Ответ: «Да-да-да». «Тогда летите все в поле», - говорит птичница. Гуси-лебеди вылетают в поле и щиплют травку. Через 20-30 с птичница говорит: «Гуси-лебеди, волк за горой». Гуси-лебеди спрашивают: «А что он там делает?». «Гусей щиплет», - отвечает птичница. «Каких?» - «Сереньких, беленьких, всяких. Летите скорее домой». С этими словами «гуси-лебеди» улетают домой (в загон), а волк, выбежав из-за горы, старается поймать гусей-лебедей.
Вариант: вместо птичницы выделяется «подпасок», у которого есть три малых мяча. Для подпаска определяется его местонахождение. Когда волк выбегает из-за гор, подпасок, не сходя со своего места, «стреляет» в него (бросает мячи). «Застреленный» волк заменяется другим.
Правила: пойманные отводятся за гору. Игра продолжается 2-3 раза, после чего выбираются новые волк и птичница.
О.М.У: выбор волка, птичницы в начале игры по желанию. В процессе игры нельзя толкаться.
«Зима-лето».
Задачи: развитие скорости, выносливости, ловкости, внимательности, совершенствование быстроты, двигательной реакции.
Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (белый, зеленый).
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: в игре участвуют две команды: «Зима» и «Лето». Как только руководитель игры воскликнет «Зима!» или вброшенный в центр поля кружочек упадет белой стороной вверх, «зима» становятся преследуемыми и убегают. «Лето» - ловцы преследуют «зиму», чтобы запятнать их в пределах поля. По команде «Лето!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.
Правила: после каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
О.М.У: в зависимости от размеров площадки и исходных позиций игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.
Варианты: введение различных исходных позиций: в упоре или приседе. Смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади.
«Космонавты».
Задачи: развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения, воспитание выносливости.
Инвентарь: обручи.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: ЗЛЗ, ЗМЗ и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки и игра повторяется.
Правила: выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.
О.М.У: заранее надо предупредить ребят, что в ракету садятся два космонавта.
«Кот проснулся».
Задачи: воспитание творческого воображения, внимания, памяти, развитие ловкости, быстроты, координации.
Инвентарь: веревочка, мел.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: с одной стороны площадка, за чертой – «дом кота», в противоположной, тоже за чертой – «дом мышек». Все «мышки» образуют в середине площадки круг. Руки у мышек за спиной, ладони вместе и отведены назад (это – «хвостики»). В центре круга – «кот», он спит, сидит на пятках. По команде учителя «кот проснулся» кот поднимается и догоняет убегающих «мышек». Мышки, запятнанные котом, уводятся в дом кота. Игра заканчивается, когда кот поймает обусловленное количество мышек (например, 4-5). На следующую игру из числа не пойманных выделяется новый кот.
Вариант: мышки имеют право выручить своих собратьев, находящихся в доме кота.
Правила: а) мышки, запятнанные в своем доме, пойманными не считаются, б) кот имеет права пятнать мышек без команды учителя.
О.М.У: перед игрой напомнить, что пятнать можно лишь касанием ладони по плечу. Выделить лучшую мышку и лучшего кота.
«Пчелки».
Задачи: развитие скорости, ловкости, координации движений, воспитание сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: за одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находится 3-4 игрока – «пчелки». Ребята высоко поднимая колени, идут к «пчелкам» и приговаривают:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и колючки,
Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся не упал.
После этих слов останавливаются вблизи от «пчелок».
Глянь, дупло высокой елки…
Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки:
Вылетают злые пчелки!
«Пчелки» начинают кружится и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят:
Ж-ж-ж – хотим кусать!
А ребята хором отвечают:
Быстроногих не догнать!
Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!
После этого ребята убегают домой. За ними гонятся «пчелки». Каждая хочет ужалить – запятнать кого-нибудь из играющих.
Правила: выигрывает тот, кто ни разу не был ужален.
О.М.У: ужаленные становятся «пчелками» и идут играть с остальными.
«Красная шапочка».
Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: красный колпачок, картонная полумаска «волка».
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: у водящего - «волка» картонная полумаска, а у убегающего – красный колпачок. Кто наденет его, тот становится «Красной Шапочкой». Этого игрока и должен ловить «волк». Но красный колпачок можно передавать другому игроку. Тогда «волк» должен уже догонять новую «Красную Шапочку». Когда «волк» поймает ее, он передает ей свою маску и идет играть наравне со всеми. Колпачок передается другому игроку.
Правила: выигрывает игрок, который не был ни «Красной Шапочкой», ни «волком».
О.М.У: «Волка» и «Красную Шапочку» можно в игре менять по необходимости.
«Пустое место».
Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимания, воспитание умения действовать в коллективе.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: игра начинается по указанию учителя. Водящий бежит по кругу, дотрагиваясь до кого-нибудь из играющих и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Кто их них раньше займет пустое место, тот там и становится, а оставшийся без места водит.
Варианты: а) обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают, б) встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладони.
Правила: водящий имеет право коснутся рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен мешать им. Обегая круг, играющие не имеют права задевать стоящих в кругу. При встрече играющие должны держаться правой стороны.
О.М.У: нельзя вызывать на соревнование в беге одних и тех же игроков. При большом количестве участников можно построить в два-три круга, каждый круг работает самостоятельно.
«Кошки-мышки».
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения, воспитание выносливости.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: игру начинают по указанию учителя. Кот начинает ловить мышку, которая, спасаясь от кота, вбегает и выбегает из круга. Игроки, стоящие в кругу, дают возможность мышке подлезать под руки, но мешают это делать коту.
Варианты: а) в одном месте играющие отпускают руки, образуя «ворота». Кот и мышка имеют право вбегать в круг и выбегать из него, подлезая под руки и через ворота, б) играющие отпускают руки в двух-трех местах, образуя несколько ворот, в) играющие образуют два концентрических круга с воротами или без них.
Правила: играющим разрешается всячески препятствовать коту, когда он хочет подлезть под руки. Мышка и кот не имеют права разрывать соединенные руки игроков, а также перепрыгивать через них.
О.М.У: если кот долго не может поймать мышку, выбирают другого кота.
«Птица без гнезда».
Задачи: развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, рекреация, площадка.
Содержание: по команде учителя «Все птицы в полет!» птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит «Птицы в гнезда!». Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала.
Правила: после команды «Птицы в полет!» играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды «Птицы, в гнезда!».
О.М.У: игру можно проводить с музыкальным сопровождением.
«Ловишки».
Задачи: развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, воспитание дисциплинированности.
Инвентарь: обручи, скамейки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: выбирается ловишка. По сигналу учителя «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону.
Правила: когда будет поймано 3-4 ребенка, выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
О.М.У: учитель отмечает лучших ловишек и детей, не попавших ловишкам.
Варианты: от ловишек можно спастись в домике (обручи, скамейки). Выбирают двух водящих – ловишек. Они берутся за руки. Ловишки, не расцепляя рук, ловят играющих.
«Пятнашки».
Задачи: развитие быстроты, ловкости скорости движения, воспитание организованности, внимательности, чувства коллективизма.
Инвентарь: в зависимости от задания.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: играющие разбегаются по площадке, а «пятнашка» (водящий) их ловит. Запятнанный становится «пятнашкой».
Варианты: играющий может спастись от «пятнашки», если он присел, взялся за руки с другим товарищем, стал на одну ногу, а вторую держит обеими руками и так далее. Все играющие, кроме «пятнашки», имеют за поясом по ленточке. «Пятнашка», догоняя убегающего, вытягивает у него ленту. Оставшийся без ленты становится «пятнашкой», поднимает руку и говорит: «Я - пятнашка». «Пятнашка» получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, в кого он попадет, становится «пятнашкой». Но если «пятнашка» промахнется, то любой игрок может поднять мяч и начать перебрасываться с другими игроками. Чтобы вновь овладеть мячом, «пятнашка» должен его перехватить или запятнать игрока в тот момент, когда он держит мяч.
Правила: преследуемый игрок не имеет права выходить за пределы площадки. Если он нарушил это правило, то становится «пятнашкой».
О.М.У: если «пятнашка» долго не может запятнать игроков, то необходимо его поменять. Поменять можно касанием ладони плеча.
Развивающие в комплексе физические качества:
«Зайцы, сторож и Жучка».
Задачи: закрепление навыка быстрого бега, ловкости, выносливости; воспитание активности, коллективизма.
Инвентарь: веревочка.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: из играющих выделяется «сторож» и «Жучка», остальные - «зайцы». На площадке обозначаются: с одной стороны – норы зайцев, с другой – огород и за огородом – дом сторожа. Посередине площадки на высоте 40-60 см протягивается веревочка – забор (веревочку вешают на стойки для прыжков так, чтобы она при касании падала вниз). Перед началом игры зайцы находятся в норах, а сторож с Жучкой дома. По сигналу учителя первые восемь-десять зайцев выбегают из нор, перепрыгивают через веревочку (забор) и оказываются в огороде, где начинают есть капусту, шевелить ушами (подражательные движения кистями рук), перепрыгивать с одного места на другое. По условному знаку учителя сторож стреляет в зайцев (хлопает три раза в ладони). По первому хлопку зайцы убегают домой, преодолевая забор подлезанием или подползанием, не касаясь веревки. После третьего хлопка Жучка догоняет зайцев и кусает их (касается рукой).
Правила: пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линии нор, догонять нельзя.
О.М.У: сторож и Жучка могут меняться ролями. Когда все группы зайцев побывают в огороде, выделяются новые сторож и Жучка.
«Колдунчики».
Задачи: развитие ловкости, быстроты сообразительности, координации движений.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: из играющих выбирается «колдунчик». Он осаливает играющих, и те должны стоять неподвижно, расставив ноги. Они считаются расколдованными, если один из бегающих учеников проползет у них между ногами.
Правила: забегать за пределы площадки нельзя.
О.М.У: отметить лучших колдунчиков.
«Через ручеек».
Задачи: развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание коллективизма.
Инвентарь: 2-3 скакалки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: дети находятся у черты. На расстоянии 3-4 м впереди линиями или шнурами обозначается первый ручеек, шириной 60-70 см, через 2-3 м – второй (можно и третий). По команде учителя первые 8-10 человек бегут, перепрыгивая ручейки, и остаются на другой стороне зала. Затем по команде учителя следующие 8-10 человек выполняют то же задание.
Правила: нельзя мочить ноги в ручейке, кто замочил, выбывает из игры. Побеждает тот, учащийся, который быстрее всех преодолел ручейки.
О.М.У: нельзя мешать своему товарищу. Отметить лучших играющих.
«Стая».
Задачи: развитие быстроты реакции, умения действовать в коллективе, тренировка навыков в ходьбе, беге, подлезании, прыжках.
Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: по залу медленно бегают дети – это стая птиц. Впереди вожак. Он ведет стаю. Полет продолжается 0,5 – 1 мин. Учитель дает сигнал «Коршун!», стая рассыпается. Каждый стремиться быстрее найти какое-нибудь укрытие (скамейку, стенку и др.). Птица, спрятавшаяся последней, выбывает на одно повторение из игры.
Правила: игра повторяется 3-4 раза. Темп задает учитель. Обгонять вожака нельзя.
О.М.У: в конце игры отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.
«Летучие рыбки».
Задачи: развитие координации движений, умения сохранять равновесие, воспитание навыка в прыжках.
Инвентарь: две гимнастические палки, шнур.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: дети бегают по площадке, время от времени совершая прыжки. Это летучие рыбки. Два рыбака растягивают сеть (шнур длиной 2,5 – 3 м, привязанный к концам двух гимнастических палок) и стараются поймать рыбок. Сеть скользит по поверхности земли. Кто задел за шнур, считается пойманным и выбывает из игры.
Правила: игра повторяется 4-5 раз. Через 1,5 – 2 мин рыбаки подсчитывают улов.
О.М.У: учитель следит, чтобы все дети активно двигались по площадке, не скапливались в одном месте, иначе трудно перепрыгивать через сеть.
Варианты: сеть скользит на высоте 10-15 см от земли, рыбаки продвигаются бегом.
«Пчелы и медвежата».
Задачи: развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве, тренировка навыков в координации движений.
Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.
Место: спортивный зал.
Содержание: на расстоянии 20-15 метров от гимнастической стенки ставят в линию скамейки. Половина детей влезает на гимнастическую стенку – это пчелы. По команде «Пчелы, за медом!» дети слезают со стены и бегают по площадке. Тем временем медведи перелезают через скамейки и приближаются к летящим пчелам. Учитель говорит: «Медведи идут!», пчелы с жужжанием улетают в улей (на стенку). Медведи возвращаются обратно.
Правила: после 2-3 повторений дети меняются ролями.
О.М.У: среди пчел и медведей учитель отмечает лучших.
«Хитрая лиса».
Задачи: развитие быстроты, ловкости, координации, воспитание честности, творческого воображения, умения себя вести в коллективе товарищей.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: на одной стороне площадки проводится линия – дом лисы. Играющие стоят на кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Учитель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а учитель обходит круг за спинами детей, и дотрагивается до одного из играющих, который и становится хитрой лисой. Затем учитель предлагает открыть глаза играющим и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руки вверх и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того, как лиса поймает 2-3 человека, учитель говорит: «В круг!». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.
Правила: играющие не могут разбегаться из круга раньше слов лисы: «Я здесь». Площадка должна быть оговорена заранее.
О.М.У: перед игрой необходимо напомнить играющим о том, что подглядывать нельзя. После окончания игры нужно отметить лучшую лису.
«Филин и пташка».
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации, скорости движения, воспитание творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Правила: птицы могут улететь в свои гнезда только после команды «Филин».
О.М.У: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например: голубь, ворона, галка, журавль). Гнездо и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейке и т.д.). Птицы от филина прячутся каждый в своем гнезде.
Варианты: дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать, затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?». Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
«Попрыгунчики-воробушки».
Задачи: развитие быстроты, ловкости, воспитание организованности, внимательности.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: «Кошка» сидит в центре круга, а остальные играющие – воробушки – становятся за пределами круга. По сигналу учителя воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга.
Вариант: игра может продолжаться до 30 с. Ее можно повторять несколько раз (с перерывами для отдыха).
Правила: разрешается прыгать на одной, двух ногах по договоренности. Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным.
О.М.У: учитель отмечает тех, воробушков, которых водящий ни разу не коснулся рукой.
Игры, способствующие овладения техникой лыжных ходов:
«Прокладка железной дороги».
Задачи: совершенствование ступающего шага, координации движений, ловкости, выносливости.
Инвентарь: лыжи, палки.
Место: площадка.
Содержание: учащиеся выстраиваются в шеренгу правым (левым) боком по направлению движения с интервалом 1 м, передвигаются приставным шагом на расстояние 20 м и, обогнув флажок, возвращаются к финишу ступающим шагом, прокладывая «железную дорогу».
Правила: выигрывают те, у которых ровнее и четче будет проложена лыжня на снегу.
О.М.У: необходимо следить за соблюдением правил безопасности (при обращении с палками). Выполнить на месте подготовительные упражнения для овладения данным ходом.
«Поезд».
Задачи: совершенствование техники ступающего шага, координации движений, воспитание коллективных взаимоотношений.
Инвентарь: лыжи, палки.
Место: лыжня
Содержание: играющие выстраиваются в 2-3 колонны, каждая на своей лыжне. По сигналу учителя команды продвигаются ступающим шагом вперед в «депо», ворота которого обозначены лыжными палками, поставленными по обочине лыжни.
Правила: побеждает команда, участники которой согласованно выполняли движения рук и ног и первыми прибыли в «депо».
О.М.У: первым становятся учащиеся, хорошо владеющие данным элементом техники.
«Шире шаг».
Задачи: совершенствование техники скользящего шага, развитие координации движений, ловкости.
Инвентарь: лыжи, флажки.
Место: хорошо укатанная лыжня.
Содержание: игровое задание выполняется без палок по накатистой 30-40 метровой лыжне. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии до флажка, установленного в конце отрезка, как можно меньшее число скользящих шагов.
Правила: победитель определяется подсчетом наименьшего числа шагов.
О.М.У: каждый шаг должен быть мощным и длинным.
«Веер».
Задачи: совершенствование поворота переступанием на месте и в движении; тренировка вестибулярного аппарата; воспитание координации движений.
Инвентарь: лыжи.
Место: ровная площадка.
Содержание: лыжники выстраиваются на расстоянии 2-3 м друг от друга в одну или две шеренги. По команде все выполняют поворот переступанием на 90°, 180°, 360°, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток.
Правила: каждому выставляется оценка – от 1 до 5 баллов в зависимости от четкости и быстроты поворота. Побеждает тот, кто в итоге наберет больше баллов, выполнит задания быстрее и точнее других.
О.М.У: движения поворотов следует чередовать (вначале – налево, затем – направо).
Вариант: после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и вновь сделать такой же поворот.
«Гармошка».
Задачи: совершенствование техники подъема «лесенкой»; развитие силовой выносливости в игровых условиях.
Инвентарь: лыжи, флажки.
Место: пологий склон.
Содержание: учащиеся выстраиваются правым (левым) боком у подножия пологого склона. По команде они начинают восхождение на склон переступанием вверх до флажка.
Правила: учитель и ученики отмечают лучшую «гармошку» на снегу.
О.М.У: в конце подъема необходимо поставить флажок. К судейству следует привлекать помощников из числа освобожденных.
«Кто лучше».
Задачи: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, координации движений, развитие общей выносливости.
Инвентарь: лыжи.
Место: хорошо укатанная лыжня.
Содержание: поочередно лыжники должны пройти отрезок 25-30 м по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было одноопорным, поочередно то на одной, то на другой лыже.
Правила: тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, то есть не перейдет на двухопорное скольжение, получает 10 баллов, за каждую допущенную ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.
О.М.У: судейство помогают осуществлять судьи из числа выполнивших задания и освобожденных.
«Самокат».
Задачи: совершенствование техники одноопорного скольжения, воспитание выносливости, скорости.
Инвентарь: лыжи.
Место: хорошо укатанная площадка, лыжня 25 метров.
Содержание: 25-метровый отрезок лыжни занимающийся должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой.
Правила: выигрывает тот, кто сделал на установленном отрезке меньшее число отталкиваний.
О.М.У: предусмотреть скольжение на разноименных: как на правой, так и на левой ноге (в зависимости от подготовки учащихся).
Вариант: игру можно проводить и между командами (побеждает та из них, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний). Как эстафету (в этом случае оценивается время преодоления отрезка).
«Быстрый спуск».
Задачи: закрепление техники спуска со склона, воспитание ловкости, быстроты реакции.
Инвентарь: лыжи.
Место: пологий склон.
Содержание: стартуя поочередно с пологого склона. Ученики спускаются в высокой, средней и низкой стойке.
Правила: выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойке, прокатится по лыжне дальше всех.
О.М.У: перед игрой необходимо напомнить высокую, среднюю и низкую стойки, выполнить на месте.
«Кто дальше проскользит».
Задачи: закрепление техники спуска со склона; воспитание ловкости, быстроты реакции; развитие чувства товарищества в соревновательных условиях.
Инвентарь: лыжи.
Место: склон.
Содержание: играют две команды, каждая из которых выстраивается парами на вершине склона. Пары, взявшись за руки скрестно (на плечи), спускаются вниз по склону в основной стойке, стараясь как можно дальше проскользнуть по лыжне.
Правила: выигрывают те пары, которые точно выполняют задание, и дальше всех проскользят со склона.
О.М.У: слабого ученика желательно ставить в пару с сильным.
«Лыжники-десантники».
Задачи: совершенствование техники ступающего, скользящего шага, поворота переступанием, воспитание выносливости координации движений, внимания.
Инвентарь: лыжи, палки.
Место: площадка.
Содержание: играющие делятся на три-четыре равные команды, по четыре-шесть человек в каждой. По указанию учителя в путь идет сначала одна команда. Играющие двигаются по площадке в колонну по одному, причем каждый должен шагать по следу, проложенному головным. Головной идет то прямо, то делает повороты переступанием в различных направлениях. Когда команда пройдет около 50 м, учитель устанавливает, сколько раз игроки не попали точно на следы головного. Затем идет другая команда, которая должна сделать то же количество поворотов и пройти примерно то же расстояние, что и первая команда.
Правила: побеждает команда, игроки, следуя за направляющим, сделали меньше ошибок.
О.М.У: число поворотов должно быть обусловлено заранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Подвижные игры" 1 класс.
Программа разработана для учащихся 1 класса....
Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...
Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс
программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В ходе реализации программы дети познакомятся с новым...
Программа по внеурочной деятельности на тему: "Подвижные игры" 1 класс.
Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами. Цель данно...
Внеурочная деятельность. Подвижные игры 1 класс.
Рабочая программа....
Программа дополнительного образования. Кружок "Подвижные игры". 1 класс
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Подвижные игры". 1 класс...
Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)
Конспект по физической культуре. Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)...