«Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников»
статья по физкультуре (1 класс)

Ерёмина Оксана Владимировна

Формирование мотивации к занятиям физкультурой у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:
«Формирование мотивации к занятиям физической культурой
у младших школьников».

Еремина   О.В.  
учитель  физической культуры

Введение
Актуальность данной темы. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах. Физическое развитие немаловажно, так же как и умственное, психическое, нравственное, поэтому в младшем школьном возрасте перед педагогом стоит задача объяснить ребёнку, какое значение имеют занятия физической культурой в его жизни.
Научная новизна исследования заключается в методике формирования интереса младших школьников к занятиям физической культурой, повышающей уровень физической подготовленности и физического здоровья учащихся на современном этапе модернизации школьного образования.
Теоретическая значимость состоит:
• в обосновании стимулирующей среды, основанной на взаимосвязи показателей физической подготовленности и знаниях о физической культуре, здоровом образе жизни учащихся;
• в разработке современной методики формирования интереса, реализующей эффективное использование мотивационной сферы.
Практическая значимость работы заключается в применении современной методики формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.
Цель работы: научно обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на:
общие
конкретные.
К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — плавание, третьим – футбол и т.д.
Мотивы, связанные с процессом деятельности, — это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении, и ее социальных нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы — это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы — это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность.                                                                                                                                                        
Замечательный врач Н.М.Амосов сказал: «В большинстве болезней виновата не природа, ни общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, а иногда от неразумности».
Для большинства детей учитель физкультуры - единственный человек, способный грамотно способствовать  их физическому развитию. Только при положительном отношении детей к урокам физкультуры возможно соблюдение и выполнение требований учебной программы.
     Максимально успешная реализация обучающей, воспитывающей и развивающей целей урока во многом зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся, какие методы и средства будут использованы при этом.
Одна из главных задач моей работы – это сохранение и укрепление здоровья детей, где преследую следующие цели:
- развитие положительной мотивации к урокам физической культуры;
- улучшение самочувствия учащихся;
- формирование   потребности к ведению  здорового образа жизни.

Релизация перечисленных целей осуществляется с помощью следующих методов:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные методы.
Объяснение. При ходьбе и беге в начале урока, на разминке объясняю значение выполняемых упражнений. Например: «Ребята, эти упражнения для стопы мы выполняем  для профилактики плоскостопия, чтобы ножки были здоровы!». Объясняю, что в раннем возрасте выполнение упражнений с отягощениями даже опасны и  могут замедлить рост, а вис на перекладине, наоборот, способствует увеличению роста. Объясняю детям, почему нельзя останавливаться сразу после бега, а надо постепенно снижать нагрузку, сравнивая образно, какова нагрузка на сердце, с экстренной остановкой поезда, когда используют по необходимости «стоп-кран», а мы слышим скрежет колёс.
Беседа. В диалоге с детьми выясняю, кто уже умеет закаляться, какШм жбсазом; попо఻няю రетскийРопыт  ноزыми с䐿особами профилактики простуды. НаԿфим␵р: массаж биологѸчес䐺и активных точек на`⑂еле.
Проблемно-поисковѫй метое обучения. Он активизирՃет жапоминание изучаемого материала. На?ример$ обсуждая вరриант葋!п䐰де␽ия и вопросဠбезопасноᑁقи 2 прᑋжках Ҳ длину с места, спраши萲аю: «Как нужно безоп䰰сно приземлиться и почему?», илИ «Как преодо萻еᑂь переправу через ªболҾтж» двуо вс䑂ретившимся на «мԾсту»$(Աревне)? Нᐰйдите различные спощобы переходస на прмѢивоؿоложную стороеу бдѷ задения!».
Практические методы обучения. Двигательный опыт детей обогащается разнообразными упражнениями. Например: старт из различных исходных положений, упражнения в парах, с различным инвентарём и т.д.
Наглядные методы обучения. Рассказывая ребятам о работе дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах, о влиянии занятий физическими упражнениями на работу этих систем, показываю красочные таблицы из кабинета биологии.
Метод наблюдения. Известно, что дети в процессе любых занятий внимательно наблюдают друг за другом, сравнивая себя с другими, отмечая «плюсы» и «минусы» поведения и характера, при этом ребёнок начинает осознавать  и познавать себя. Например: групповое оценивание проводящего ученика качества, проведённой им разминки на уроке. Или такой пример: одна группа учащихся проходит полосу препятствий, а другая подсчитывает ошибки в выполнении заданий.
Методы самостоятельной работы. На уроке закрепления изученного провожу круговую тренировку. Но в её организации участвуют дети. Видя, какой инвентарь находится в спортзале, имея опыт в выполнении упражнений по  текущей теме, дети сами предлагают комплекс упражнений. Например, раздел «Гимнастика», тема «Лазание по наклонной скамье двумя способами». Дети группами проходят станцию «Горная» (ходьба по наклонной скамье), станцию «Переправа» (подтягивание на скамье лёжа на животе), станцию «Скалолазы» (перемещение по гимнастической стенке), станцию «Акробатическую» (перемещение через бревно),станцию «Силачи» (отжимание), станцию «Весёлая» (прыжки через скакалку).  Во 2-х классах дети уже умеют и любят самостоятельно подбирать упражнения для разминки, добавляя к приобретённому в школе опыт из спортивных секций и домашних заготовок.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определённые затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.
Например: сильные ученики - отжимаются в упоре лёжа от пола, слабые - в упоре от скамьи. Ситуации успеха организую и путём поощрения промежуточных действий школьников, то есть путём специального подбరдриᐲания(их  на новᑋе усилия. Важную роль в создаНии сҸтуаци8 успе葅а играет обес萿ечение Слагоприятной Լоральной психолог8ческой Ртмосферы в ходе выполненѸя реѕ или иНых учеԱных заданий. Убеждаю детей(бкалоԶелательно указывать на чужие ошибки, помогарь «спాтк萵увщбмусэ», не ругатᑌ растерявшдгося во время эстафеты.䀠БлагЮприят落ый микроклймат$во времՏ учебы снижает 葇увство неувеѐенности, боџзни. ࠍ
Мето␴ы контроля и самоко=тролю за эффекѢиԲ䐽ость䑎 у葇Խбно%познаватЕльной деятельноѡти
Метод самоҺонтро;я. Важно развивать у учащихся навык самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. Для этого  дети обучаются приёмам самостраховки.
Метод устного контроля. Устный контроль осуществляю путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе  ставлю перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Например, проверка разученнՃхĠдома по карточке уᐟـажнений для࠰ҿрофилактикԸ плоск萾стопиѯ. ИзвестЭо, то задание, что не  пров␵ряетѡя, выучено ␴етьми  не"будет.
             
Фాрмиров䐰ть инՂерес школќников нах䐰льных 萺лассо䐲 к физической культуᑀе пᐾмоваьՂ: - вНекларсные స внеурочные ␼ероприяти౟: зарядка"Ҵо занятий, ф8гкульقминутк萸, ␿萾двизные перем萵йыĬ «Веుслые срастыһ, «Мама, папа(и я - ᑁпортивеая семшя!³, «Дни зᐴоровья», «Ур萾ки здоровья», секции и сѾревновరни葏 ?о футболу, баскетболՃ, конкурс рисункоԲ «Моѹ дртг – физкульту@а!»  и т.д.
- в приобщении детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом опираюсь на поддержку родителей. Провожу работу с радителями на родительских собраниях, на которых освещались такие темы, как: «УГГ для младших школьников», «Режим дня», «Профилактика плоскостопия», «Осанка и коррегирующие упражнения». Приглашаем  мам и пап для помощи в организации спортивных праздников. Учащиеся средних классов привлекаются для организации игр с малышами  на переменках (игры «Паутинка», «Ручеёк», «Отгадай, чей голосок» и т.д.). В заключение хочу отметить, что урок физкультуры по-прежнему остаётся одним из любимых у ребят.
Факторы, влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существуют несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выпԾлняющих фипические упрᐰжҽения఼:ဍ%
Обс葂внов:԰ во времՏ за=ятий и поведе䐽సе учظтеля существенно влияют на эмоцмональностф заняقий, иногда превращая его в развлеч䐵ние. Урок физической куѻьтуры принాсит удовлетворение и радоᑁтL, если шЪоᐻьнԹки двигаются, а не сидят, скыч0я <а скамейках, еслѸ耠оԽи видят бодᑀосՂь тـХнера


 понимают згж шутки, 萷нают и наг䐻⑟дно ощущают репультаъы своегоĠтруда. Излишняы возбу␶деннᐾсть треᐽ5ра (сѓетливоుть, шумливость), ᐺак правило, приводит к повышеЭию неорганизованйой 0ктивности ученикок.
-
 Иᑁпользование игрОвого и соревножат5льного метоᐴкв(в!сиЫу их псиӅологᐸчески౅ о葁об萵ннос䑀ей всегда вызы␲ает сᔸльную эмоц☸омальную реа఺цию школьникжж. С;едует помнить, что чисто эта реакция может быть0ᐽذсూᐾлՌко Ӂильной, что выоолнение поставлен落ых задач становитсы практйՇескᐸ невозможныи. Сильнًб эмоциస долго$затухают после окончания иг@ы0ил␸ соревнования, ␿оэтому$йёпогьзокать эти методы на уроке следует ␶предᐵлив их мес葂о, формуРи м5ру.
Упражнᐵния в соревнмватҵльноԹ форме рекпмендуԵᑂся плᐰниᑀовать на конец тренировки. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники новых упражнений.
Игра — привычная форма занятий. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, учащиеся усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На занятиях с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание тренировочного занятия программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль.


Заключение
 Средства и формы, способствующие формированию мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников, является: физическая подготовленность, желание учащихся вести здоровый образ жизни, активные занятия учащихся в секциях.
Таким образом,  формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе применять как традиционные формы и методы работы, так и инновационные.
Необходимые условия для закрепления положительных результатов:
- использовать в урочной и внеурочной деятельности соревновательные игры, упражнения и тесты, соответствующие возрастным особенностям учащихся,
- На теоретических занятиях рассматривать темы «физическая культура и спорт», «здоровый образ жизни» используя ИКТ.
- Систематически проводить оздоровительные праздники «Дни здоровья» и т.д.
- Вести пропаганду и агитацию среди младших школьников за здоровый образ жизни, вовлекать их для занятий в спортивных секциях и участий в соревнованиях, конкурсах.                          
- Обращать внимание на правильное выполнение деталей задания и часто хвалить за заслуги, поощрять. Использовать словесные подбадривания и поощрения и, такие как, похлопывание по плечу и дружеская улыбка.

- Хвалить детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если говорить, что ученик сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что учитель просто хочет его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к учителю.

- Признавать неудачное выступление своего подопечного. Например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация», вместе с тем, подбадривая его: «В следующий раз у тебя все получится».

- Вырабатывать реальное планирование результатов (достижений), соответствующих возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют учителю обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 9-летнего ученика того, что можно ожидать от 16-летнего.
- Обращать внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Ученики должны видеть улучшение своих физических качеств. Использовать разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения.
- Видоизменять виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Приводить физическую активность в соответствии с потребностями ребёнка, а не наоборот.
- Поощрять правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка учителей состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено учеником неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.
- Обеспечивать окружающие условия и страховку, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.
- Вдохновлять детей в гимнастическом зале, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных навыков и умений у младших школьников" по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка иллюстрирует сценарии открытых уроков разных типов с применением соревновательных и игровых методов обучения двигательным действиям....

Методические подходы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников

Формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья у младших школьников по средствам проведения уроков здоровья....

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

«Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников с введением новых требований ФГОС».

Особую актуальность в современных условиях в области подготовки подрастающего поколения к жизни приобретает проблема формирования мотивации к учению, в частности к занятиям физической культурой. Приме...

Статья: Формирование мотивации к ведению ЗОЖ у младших школьников

Формирование мотивации к ведению ЗОЖ у младших школьников.Учитель начальных классовЦенность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного обществ...

Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»

Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...