Родительское собрание. Учебная мотивация обучающихся
материал по физкультуре
Родительское собрание .
Тема: «Учебная мотивация обучающихся».
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.
Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.
План собрания:
1. Учебная мотивация обучающихся.
2. Презентация «Ваши дети».
3. Ролевая игра «У меня нет».
I. Учебная мотивация обучающихся.
В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:
- курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;
- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;
- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.
Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.
Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?
Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.
Рассмотрим причины подробнее:
- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;
- отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, интернет-кафе и др.;
- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;
- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.
Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке и вне урока? Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной деятельности?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
Все мотивы могут быть разделены на 2 большие группы:
- широкие социальные (ответственность перед коллективом, учителями, родителями; стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем;
- узколичные (мотивы благополучия, престижа: получить хорошую оценку, избежать неприятностей; выделиться среди других, занять определенное положение в классе).
Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив.
Для активизации познавательной деятельности, в учебном процессе можно использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.
Давайте рассмотрим способы стимулирования.
Их можно поделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа – это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.
(Слайд 8) Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность при этом опирается педагог? На природную любознательность детей, на желание все знать.
Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.
Противоречивость материала – тоже стимул. Например, Земля круглая или шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на ученика отметки может быть двояким. Она может стимулировать более упорную и успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у него пропадает всякое желание учиться.
Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении. Оценка может быть незначительно завышена, если учитель уверен в поддержке и понимание ситуации в классе.
Мотивы связаны и с возрастными особенностями. Для младших школьников учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы за пределы класса и школы.
Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости.
В старших классах учителя стараются общаться не только на учебные темы, но и помогают разобраться во взаимоотношениях полов.
Хорошим помощником для родителей, детей и школы является технология сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик – учитель» реализуется не только в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей.
В рамках технологии сотрудничества предлагаем Вам закончить вот эти выражения (Слайд 9)
Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно ему учиться?
- заинтересованность в …
- вера , поиск качеств …
- позитивное отношение к учебе …
- сотрудничество …
- создание ситуации успеха …
- интерес родителей …
- поддержка …
Если совместными усилиями нам удастся решить проблему мотивации школьников, то в недалеком будущем мы сможем увидеть, как может учиться каждый ученик, как много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по личному желанию, на себя, на свое будущее.
На этой позитивной ноте, я предлагаю Вам взглянуть на своих детей по-новому, посмотреть на них как бы со стороны…
II. Показ презентации «Ваши дети…».
III. Ролевая игра «У меня нет …».
Описание игры.
Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:
- Было ли Вам комфортно на уроке?
- Все ли у Вас получалось?
- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?
Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.
Общие сведения
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становлениясовременного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез изобихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин«физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел внаучный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин«физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и внекоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на еепринадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности поосвоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физическогосовершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.[1]
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековойценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложеннымив него природой (с религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, чтоне менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельностиморальных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословномусмыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и взначительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личныезнания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры иопределяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека[2]..
Средства физической культуры
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизниорганизма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическимиупражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самимчеловеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки ктренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так ивсеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании сиспользованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!), гигиеническихфакторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяетгармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состояниидлительные годы.
Составные части физической культуры
Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственнуюцелевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностныхценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используясловосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физическойкультурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру илечебную физическую культуру.
Массовая физическая культура
Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физическоговоспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствованиядвигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физическойрекреации.
Физическая рекреация
Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещениедля отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — этодвигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие идостигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическаяработоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человекане связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощныйдисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.
Лечебная физическая культура
Основная статья: Лечебная физическая культура
Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическаякультура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Спорт
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узкомпонимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себятакже непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальноезначение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятиефизической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенныхфизических упражнений и высокой двигательной активности. Неотъемлемыми особенностями спортаявляются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которыесовершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двухразличных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека взанятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и«спортсмен».
Адаптивная физическая культура
Основная статья: Адаптивная физическая культура
Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», чтоподчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивныеморфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствованиеорганизма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формированиедвигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личностьчеловека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физическойкультуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультетадаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированныхспециалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.
Физическое воспитание
Основная статья: Физическое воспитание
Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составнаячасть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человекомличностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания являетсяформирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, котораяпомогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системыфизического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственномуразвитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врачПетр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительницфизического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистовфизического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культурыимени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятсяспециалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебныхзаведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателемкафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» какпрофессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в егопервоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physicaleducation» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не входу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Тамв зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве сумственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитиеличности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самоморганизованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедрефизического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
- всестороннее развитие физических и психических качеств;
- обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.
Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине«Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортомдля каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.
См. также
Примечания
- ↑ Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000, .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание .
Тема: «Учебная мотивация обучающихся».
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.
Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.
План собрания:
1. Учебная мотивация обучающихся.
2. Презентация «Ваши дети».
3. Ролевая игра «У меня нет».
I. Учебная мотивация обучающихся.
В последнее время появляются данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:
- курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;
- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;
- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный школьник способен усвоить курс нескольких институтов.
Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если ребенок не желает учиться, его мозг заперт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, неуёмное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.
Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?
Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.
Рассмотрим причины подробнее:
- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается трудным делом;
- отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, интернет-кафе и др.;
- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;
- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.
Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке и вне урока? Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной деятельности?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
Все мотивы могут быть разделены на 2 большие группы:
- широкие социальные (ответственность перед коллективом, учителями, родителями; стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем;
- узколичные (мотивы благополучия, престижа: получить хорошую оценку, избежать неприятностей; выделиться среди других, занять определенное положение в классе).
Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Обычно в душе школьника присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив.
Для активизации познавательной деятельности, в учебном процессе можно использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.
Давайте рассмотрим способы стимулирования.
Их можно поделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа – это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.
(Слайд 8) Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность при этом опирается педагог? На природную любознательность детей, на желание все знать.
Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.
Противоречивость материала – тоже стимул. Например, Земля круглая или шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на ученика отметки может быть двояким. Она может стимулировать более упорную и успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у него пропадает всякое желание учиться.
Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении. Оценка может быть незначительно завышена, если учитель уверен в поддержке и понимание ситуации в классе.
Мотивы связаны и с возрастными особенностями. Для младших школьников учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы за пределы класса и школы.
Для подростков характерны потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости.
В старших классах учителя стараются общаться не только на учебные темы, но и помогают разобраться во взаимоотношениях полов.
Хорошим помощником для родителей, детей и школы является технология сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик – учитель» реализуется не только в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей.
В рамках технологии сотрудничества предлагаем Вам закончить вот эти выражения (Слайд 9)
Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно ему учиться?
- заинтересованность в …
- вера , поиск качеств …
- позитивное отношение к учебе …
- сотрудничество …
- создание ситуации успеха …
- интерес родителей …
- поддержка …
Если совместными усилиями нам удастся решить проблему мотивации школьников, то в недалеком будущем мы сможем увидеть, как может учиться каждый ученик, как много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по личному желанию, на себя, на свое будущее.
На этой позитивной ноте, я предлагаю Вам взглянуть на своих детей по-новому, посмотреть на них как бы со стороны…
II. Показ презентации «Ваши дети…».
III. Ролевая игра «У меня нет …».
Описание игры.
Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:
- Было ли Вам комфортно на уроке?
- Все ли у Вас получалось?
- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?
Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.
Общие сведения
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становлениясовременного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез изобихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин«физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел внаучный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин«физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и внекоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на еепринадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности поосвоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физическогосовершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.[1]
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековойценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложеннымив него природой (с религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, чтоне менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельностиморальных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословномусмыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и взначительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личныезнания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры иопределяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека[2]..
Средства физической культуры
Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизниорганизма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическимиупражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самимчеловеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки ктренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так ивсеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании сиспользованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!), гигиеническихфакторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяетгармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состояниидлительные годы.
Составные части физической культуры
Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственнуюцелевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностныхценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используясловосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физическойкультурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру илечебную физическую культуру.
Массовая физическая культура
Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физическоговоспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствованиядвигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физическойрекреации.
Физическая рекреация
Рекреация (лат. — recreatio, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещениедля отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — этодвигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие идостигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическаяработоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человекане связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощныйдисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.
Лечебная физическая культура
Основная статья: Лечебная физическая культура
Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическаякультура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Спорт
Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узкомпонимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себятакже непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальноезначение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятиефизической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенныхфизических упражнений и высокой двигательной активности. Неотъемлемыми особенностями спортаявляются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которыесовершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двухразличных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека взанятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и«спортсмен».
Адаптивная физическая культура
Основная статья: Адаптивная физическая культура
Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», чтоподчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивныеморфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствованиеорганизма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формированиедвигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личностьчеловека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физическойкультуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультетадаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированныхспециалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.
Физическое воспитание
Основная статья: Физическое воспитание
Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составнаячасть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человекомличностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания являетсяформирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, котораяпомогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системыфизического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственномуразвитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врачПетр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительницфизического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистовфизического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культурыимени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятсяспециалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебныхзаведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателемкафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» какпрофессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в егопервоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physicaleducation» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не входу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Тамв зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве сумственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитиеличности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самоморганизованном соответствующим образом процессе физического воспитания.
В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедрефизического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
- всестороннее развитие физических и психических качеств;
- обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.
Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине«Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортомдля каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.
См. также
Примечания
- ↑ Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000, .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Учебная мотивация".
Я работаю в школе не первый год. Всегда радуюсь горящим глазам первоклашек. А вот глаза второклашек так ярко уже не блестят или блестят, но не у всех. А что будет в четвертом классе? Низкая мотивации ...
Родительское собрание Тема: «Учебная мотивация обучающихся».
Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало...
Родительское собрание на тему: "Низкая учебная мотивация обучающихся, проблемы адаптационного периода"
Родительское собрание .Тема: «Учебная мотивация обучающихся».Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.Задачи: по...
Родительское собрание "Учебная мотивация"
Познакомить детей с понятием " мотивация", рассказать об основных ошибках родтелей, дать советы по развитию учебной мотивации...
Родительское собрание. Тема: «Учебная мотивация обучающихся». 2,4 класс.
Классный руководитель: Спивакова Алла Николаевна...
Родительское собрание «Учебная мотивация обучающихся».
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся....
Родительское собрание "Успешная мотивация обучающихся"
Родительское собрание...