Рабочая программа по шахматам
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Программа для начального обучения детей игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_6_klass_programma_2017-2018g.docx | 73.05 КБ |
annotatsiya_k_rab._shahmaty_6_klass.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина 01.09.2017_______В.Л. Поляков Приказ № ОД-736 от 18.05.2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ШАХМАТЫ»
НА УРОВЕНЬ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработчик: Даниленко Н.Е.
учитель физкультуры
МОСКВА
2017
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы» характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного занятия (модуля).
К концу первого учебного года ученик научится
Определять цель игры.
Шахматным терминам : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
Названиям шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Правилам хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого учебного года ученик получит возможность научиться Ориентироваться на шахматной доске.
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
Правильно расставлять фигуры перед игрой.
Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Рокировать. Объявлять шах.
Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
К концу второго учебного года ученик научится
Определять ценность шахматных фигур.
Сравнивать силу фигур.
Истории развития шахмат.
Дебютным принципам.
Простейшему эндшпилю.
Элементам комбинаций и тактических ударов.
Правилам соревнований.
Простейшим схемам достижения матовых ситуаций.
Тактике и стратегии ведения шахматного поединка.
К концу второго учебного года ученик получит возможность научиться
Записывать шахматную партию; ставить мат;
проводить элементарные комбинации;
решать элементарные задачи на мат в один ход;
расширит теоретические знания (прежде всего в области истории шахмат, теории комбинаций, основных законов эндшпиля);
участвовать в соревнованиях различных уровней;
достойно вести себя в случае проигрыша.
Метапредметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы» характеризуют уровень сформированности следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
2. Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
овладение способом структурирования шахматных знаний;
овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
овладение способом поиска необходимой информации;
овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций;
умение строить логические цепи рассуждений;
умение анализировать результат своих действий;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, находить нестандартные решения ситуации.
3. Коммуникативные УУД:
находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою позицию до других;
умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Личностные результаты освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы» отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- формирование основ шахматной культуры;
- формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- уважительное отношение к сопернику;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Положительные результаты освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игры.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Содержание
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания: "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов |
1 | Шахматная доска | 3 |
2. | Шахматные фигуры | 6 |
3. | Начальная расстановка фигур | 3 |
4. | Ходы и взятие фигур. (основная тема уч.курса) | 13 |
5. | Цель шахматной партии | 5 |
6. | Игра всеми фигурами из начального положения | 4 |
итого | 34ч |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе ШАХМАТЫ
(6 класс)
Место курса в учебном плане | 34 часа, 1 час в неделю. |
Нормативные документы | - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089; - Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7); - Учебного плана ГАПОУ МОК им. В. Талалихина на 2017-2018 учебный год; -Программа разработана на основании методических указаний и разработок известных шахматных педагогов: Сухина И.Г., Костьева А.Н., Ботвинника М. М., В. Пожарского. - Примерной авторской программы общего образования «Шахматы - школе» (Сухин И.Г.) |
Используемая литература | И.Г. Сухин «ШАХМАТЫ, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», учебник в двух частях. Издательство «Духовное возрождение», 2011 Учебник содержит самый элементарный шахматный материал, который закрепляется большим количеством уникальных дидактических игр и заданий. Его можно использовать на начальном этапе обучения в начальных и средних классах школы 1-й ступени. Это обеспечивается тем, что в каждом типе дидактических заданий и игр есть задачи разного уровня сложности. |
Программа включает следующие разделы: | 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. 2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. 3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. 4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. 5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. 6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. |
Цель изучения курса: | Главная цель данного курса Шахматы – обучить ребенка правилам игры в шахматы, основным тактическим и стратегическим приемам и применению их в практической игре. |
Основные образовательные технологии: |
|
Требования к результатам освоения дисциплины: | Предметные результаты освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы» характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного занятия (модуля). К концу учебного года ученик научится Определять цель игры. Шахматным терминам : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Названиям шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Правилам хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года ученик получит возможность научиться Ориентироваться на шахматной доске. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Правильно помещать шахматную доску между партнерами. Правильно расставлять фигуры перед игрой. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Рокировать. Объявлять шах. Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. |
Формы и режим занятий | Урок проводится: 1 раз в неделю по 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются: - практико-ориентированные учебные занятия; - по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая; - по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, контрольная работа, сеанс одновременной игры, турнир, беседа, блиц-турнир, конкурс, семинар, анализ партий, консультационная партия. - по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
|
Основные виды деятельности учащихся: | -учебные занятия |
Технологии используемые для реализации программы | дифференцированный подход, обучение в сотрудничестве, дидактические игры и задания, ИКТ, проблемное обучение, игровые технологии. |
Интернет-ресурсы | Интернет- ресурсы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся вторых классов норма средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» под редакцие...
Рабочая программа кружка "Шахматы"
Рабочая программа кружка "Шахматы"...
Рабочая программа по шахматам
Учебная программа по шахматам для групп ОФП 3 года обучения...
Рабочая программа по шахматам 1 класс
Рабочая программа по шахматам 1 класс...
Рабочая программа по шахматам
Программа по шахматам, 1 год обучения, 34 часа...
Рабочая программа курса « Шахматы» 1-4 класс УМК «Школа России»
Рабочая программа курса « Шахматы» 2-4 класс УМК «Школа России» с КТП...
Рабочая программа по шахматам
В помощь педагогам дополнительного образования по шахматам...