Рабочая программа шахматы
рабочая программа по физкультуре

Кильдибаев Наиль Гильмитдинович

Рабочая программа шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shahmatnyy_kaleydoskop.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

 _____________Е.Б. Сунцова

«28» мая            2018

Заместитель директора

___________Н.И.Фролова

«30» августа     2018

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы начального общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября   2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. от 31.12.2015 № 1576) утверждённой приказом от «31»августа 2018 №405

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальное

Название: «Творческая мастерская. Шахматный калейдоскоп»

Класс: 1-4

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск 2018

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Личностные

 результаты

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные

результаты:

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

К концу изучения курса дети должны знать:

 - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах мат, пат  ничья;

-  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 - правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу изучения курса дети должны уметь:

 - ориентироваться на шахматной доске;

 - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-  правильно помещать шахматную доску между партнерами;

 - правильно расставлять фигуры перед игрой;

 - различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 - рокировать;

 - объявлять шах;

 - ставить мат;

 - решать элементарные задачи на мат в один ход.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

  1. Шахматная доска

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

 "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

 "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

 "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  1. Шахматные фигуры

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

 "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

 "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

 "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

 "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

 "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

 "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

  1. Начальная расстановка фигур

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

 "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

 "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.

  1. Ходы и взятие фигур

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белые и черные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращениепешки.

Дидактические игры и задания

 "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

 "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

 "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

 "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

 "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

 "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

 "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеихсторон неимеет победителя.

 "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

 "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

 "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

 "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответ черных они проиграли одну из своих фигур.

 "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  1. Цель шахматной партии

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

 "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

 "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

 "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

 "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

 "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

 "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

 "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях

  1. Игра всеми фигурами из начального положения

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

 "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.

Основные формы организации и виды внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение

Формы внеурочной деятельности:

  • Шахматные турниры;
  • Деловые и ролевые игры;
  • Диспуты;
  • Решение шахматных задач;
  • Практикум.

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1класс

№ п\п

Тема

Формы организации

Виды деятельности учащихся

1-3

Знакомство с шахматной доской.

 Шахматные фигуры

игра

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.

Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры.

Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой

Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

4-6

Ладья.

Ход ладьи

Слон.

Ход слона

игра

Познакомиться с понятиями: ход, взятием. Ладьи.

Научиться играть фигурой в отдельности.

Научиться играть фигурой в отдельности  совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Познакомиться с понятиями: ход, взятием, слоном.

Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности анализировать ситуацию и принимать правильное

7-9

Ферзь.

Ход ферзя

Конь.

Ход коня

игра

Анализировать ситуацию и принимать правильное решение

Доске, сравнивают силу фигур и их позицию.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Работать в парах.

10-12

Пешка.

Ход пешки

Король.

Ход короля

игра

Уметь работать конем, знать значения коня.

Уметь работать конем, знать значения пешки.

Уметь работать конем, знать значения фигурами

13-15

Шах. Шах всеми фигурами.

игра

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Научится делать рокировку

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

16-17

Мат. Шах. Пат

Игра. Всеми Фигурами

игра

Оценивать правильность ходов. Играть

Всеми фигурами.

Познакомиться с элементарными шахматными

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Играть всеми фигурами из начального положения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2класс

№ п\п

Тема раздел

Формы организации

Виды деятельности учащихся

1-3

Шахматная доска.

Рокировка. Взятие на проходе.

игра

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.

Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

Познакомиться с правилами Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Варианты ничьей

Познакомиться с понятием: партнёры.  Организовывать комфортные Обозначение шахматных фигур и терминов отношения с партнерами по игре

4-6

Ценность фигур.

 Способы защиты.

игра

Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Научиться играть фигурой в отдельности слоном

Научиться играть фигурой в отдельности с совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. (Ладья ,слон)

Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности анализировать ситуацию и принимать  правильное .

Уметь выполнять защиту

7-9

 Мат в два хода.

Дебюте.

игра

Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Умение ставить мат ладьей, ферзь и ладья.

Доске, сравнивают силу фигур и их позицию.  Игры на умение ставить мат.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Работать в парах. Умение выполнять мат. Решение задач

10-12

Матовые комбинации.  Отвлечения, завлечения блокировки, уничтожения защиты.

игра

Познакомится с основными правилами дебюта.

Уметь работать пешкой, знать значения пешки.

Уметь работать королем, знать значения фигурами

13-15

Связка.

Комбинации в дебюте.

игра

Знать три способа защиты шаха мата.

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Решение задач мат в один ход

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Анализировать положение фигур на шахматной доске. Знать простые тактические приемы.

16-17

Патовые комбинации.

Запись партии нотации

игра

Оценивать правильность ходов. Примеры патовых позиций

Познакомиться с элементарными шахматными

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Играть всеми фигурами из начального положения.

                                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                 3класс

№ п\п

Тема раздел

Формы организации

Виды деятельности учащихся

1-3

Шахматная доска.

Ходы фигур, взятие.

игра

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.

Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

Длинная короткая рокировка. Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Научиться играть фигурой в отдельности

Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Начальное положение.

4-6

Шахматная нотация.

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Краткая и полная шахматная нотация.

игра

Научится записи шахматной нотации.

Правильное начальное положение

Научиться играть фигурой в отдельности совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.

Умение записи шахматной нотации.

  7-9

 Ценность шахматных фигур

 Игровая

практика с записью шахматной партии.

игра

Запись шахматной нотации.

Изучение ценность фигур. Доске сравнивают силу фигур и их позицию.

Доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Запись шахматной нотации.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Работать в парах.

10-12

Двух и трехходовые партии.

 Игровая практика.

игра

Уметь работать конем, знать значения коня.

Уметь работать конем, знать значения пешки.

Уметь работать конем, знать значения фигурами

13-15

 Детский мат. Решение задач  Игровая практика

игра

Научиться рокировать.

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Научиться рокировать.

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Анализировать положение фигур на шахматной доске. Дебют

16-17

Принципы игры в дебюте.

Игра всеми фигурами

игра

Оценивать правильность ходов.

Играть всеми фигурами из начального положения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                 4класс

№ п\п

Тема раздел

Формы организации

Виды деятельности учащихся

1-3

Связка

Двойной удар. Открытый шах. Двойной шах.

игра

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.

Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры.

Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой

Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

4-6

Решение заданий. Игровая практика.

игра

Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Научиться играть фигурой в отдельности с

Научиться играть фигурой в отдельности ссовокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.

Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности анализировать ситуацию и принимать правильное решение.

  7-9

Решение заданий.

Мат всеми фигурами.

игра

Анализировать ситуацию и принимать правильное решение

Сравнивают силу фигур и их позицию.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Работать в парах.

10-12

Игровая практика.  Король ведет свою пешку за собой.

игра

Уметь работать короля, знать значения коня.

Уметь работать король, знать значения пешки.

Уметь работать король, знать значения фигурами

13-15

Решение заданий. Игровая практика.  Ничейные положения.  

игра

Научиться рокировать.

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Научиться рокировать.

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

Уметь организовать комфортные отношения  с партнерами по игре.

Анализировать положение фигур на шахматной доске.

16-17

Принципы игры в дебюте.

Игровая практика

игра

Оценивать правильность ходов.

Играть всеми фигурами из начального положения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ."Шахматы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе»  для 2 класса (первый год обучения)...

Рабочая программа "Шахматы"

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Рабочая программа " Шахматы"

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.На заня...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс...

Рабочая программа "Шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Шахматы" 1- 4 годы обучения

Программа составлена в соответствии с ФГОС, к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» 1- 4 годы обучения под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой....

Рабочая программа_шахматы

Дополнительное образрвание, срок реализации -2 года, 3 часа в неделю...