Мастер-класс "Шахматы в школе"
план-конспект занятия по физкультуре (1 класс)

Самохина Оксана Александровна

Данная работа содердит опмсанме мастер-класса и презентацию для ознакомления учащихся с правилами игры в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.rar2.59 МБ

Предварительный просмотр:

ВЕДУЩИЙ:

Добрый день, уважаемые участники и гости нашего мастер-класса!

Сегодня мы совершим волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.

1-й РЕБЕНОК:

У кого же мне узнать,

Кто мне может подсказать,

Где могу я научиться

Сильно в шахматы играть?

Папа мне сказал:- Сынок,

Иди в шахматный кружок.

Там научишься играть.

И возможно, будешь многих

Через время побеждать.

2-Й РЕБЕНОК:

Эта древняя игра

Так коварна и хитра,

Что без знания секретов

Не придёт побед пора.

Чтобы в шахматы играть

Нужно всё о них узнать,

Как различные фигуры

Перед боем расставлять.

Помнить, как их называть

И куда переставлять.

Строго правила игры

Соблюдать и уважать.

/ЩербаковГ./

Я люблю шахматы. Свой интерес к этой игре я передаю обучающимся на занятиях по внеурочной деятельности «Шахматы».

Давайте, мы с вами, разберемся, для чего нужно играть в шахматы?

Шахматы развивают логическое мышление, помогают просчитывать на период варианты, мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают в учебе, так как не так много предметов в школьной программе, которая учат именно думать, не просто запоминать какие либо формулы, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь не с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.

Кто мне скажет, в чем же смысл  игры в шахматы?

Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.

А теперь, уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами.

В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА.

Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого противника было белое угловое поле.

Шахматная доска состоит из 64 квадратов- полей попеременно белого и черного цвета. Доска должна стоять так, чтобы слева в углу был черный квадрат.

Слайд 1 ШАХМАТНАЯ ДОСКАhttps://fhd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_5923d2e0d06d5/631059_8.png

Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных квадратов на доске называют линиями.

Слайд 2 ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ указываются номерами от 1 до 8https://fhd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_5923d2e0d06d5/631059_8.png

Слайд 3 ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – латиницей от А до H.

https://fhd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_5923d2e0d06d5/631059_8.png

Каждое поле имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например, a3, c7).

Слайд 4 Слайд 5Есть еще на шахматной доске диагонали и центр.

Диагональ – это любая прямая цепочка из полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Всего на шахматной доске 2 большие диагонали. Большая диагональ – диагональ из восьми полей. https://fhd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_5923d2e0d06d5/631059_8.pnghttps://fhd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_5923d2e0d06d5/631059_8.png

Слайд 6 Центр – это четыре поля в середине шахматной доски.

Слайд 7 На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур: черные и белые.

В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре.

Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ.

https://fhd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_5923d2e0d06d5/631059_1.jpeg

Слайд 8  

ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам:

«Я смотрю на первый ряд,

по краям ладьи стоят».

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Слайд 9 

На первой горизонтали появляются белые КОНИ, а на последней – чёрные кони, при этом кони белых и черных должны повернуть свои мордочки навстречу друг другу:

«Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей».

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Слайд 10 

Расставляем СЛОНОВ: «Меж коней заключены

наши славные слоны».

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

Слайд 11

На первой и на последней горизонталях незанятыми остаются по два поля:

«И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь».

Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой ферзь. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Слайд 12 

Расставляем ПЕШКИ: «А теперь без спешки,

Идут на место пешки».

Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя.

Дети читают стихи:           1.Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар с небес,

Шахмат королевство.

2. Там и нынче, словно встарь,

На высоком троне,

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

3. Там, отважны и сильны,

Пешки храбро бьются,

Там и кони, и слоны

Доблестно дерутся.

4. Ферзь с ладьей – на страх врагам

– Поспевают всюду.

Кем, не скажете ли нам,

Выдумано чудо?

 

5. Черно-белые поля

И фигур сраженье.

Ждет победа короля

Или пораженье?

6. Но нет ни крови здесь, ни боли,

На деревянном этом поле.

Коль безнадежно положенье,

Король признает пораженье.

«Приглашение на бал»

В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.

Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»

В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит пешка?

- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

·        Игра «Волшебный мяч»

Я буду вам говорить какую-либо фразу, к примеру: «Ладья любит свой цвет!» – и бросаю одному из участников мастер-класса. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

Итак, уважаемые участники, мастер-класс подходит к концу, напоследок предлагаю вам познакомиться с основными правилами игры в шахматы.

Правила игры в шахматы:

Первое правило: Каждый ход делается только одной рукой!

Второе правило: «Тронул – ходи!». При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

Третье правило: «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Четвертое правило: «Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

Пятое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

Шестое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте белую фигуру на поле, а если нет –черную.

Благодарю за внимание! Жду вас на следующем мастер-классе.

Для последующего применения изученного материала предложен раздаточный материал – рекомендации родителям (Приложение 1)

https://fhd.multiurok.ru/html/2017/05/23/s_5923d2e0d06d5/631059_12.png

Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали (каждому участнику мастер-класса выдается памятный жетон, являющийся одновременно сертификатом участника).

Уважаемые родители!

Научить играть в шахматы можно практически любого ребёнка, но гораздо легче это будет сделать в игре. Предлагаю вашему вниманию подборку игр и упражнений с шахматами.

  1. Игры на знакомство с шахматной доской

«Горизонталь»: двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.). Аналогично проводится игра «Вертикаль», «Диагональ».

«Морской бой»: для проведения игры потребуется 2 шахматные диаграммы (каждой команде по 1 диаграмме). Участники делятся на две команды. Каждая команда на своей диаграмме «расставляет» корабли. Затем по очереди называют поля, которые «обстреливают». Выигрывает та команда, которая быстрее «потопит» корабли противника.

  1. Игры на знакомство с шахматными фигурами

«Волшебный мешочек»: в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры. Каждый из участников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Секретная фигура»: все фигуры стоят на столе в один ряд. Участники по очереди называют шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать «секрет».

«Большая и маленькая»: поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите его выбрать самую высокую, назвать её и отставить в сторону. Потом выбрать самую высокую из оставшихся и т.д.

  1. Игры на знакомство с возможностями фигур

«Кто ходит?»: взрослый предлагает с помощью стрелок изобразить ходы какой-либо фигуры, в результате получается схема из горизонталей, вертикалей или диагоналей. По желанию детей рядом изображается эта фигура или её буквенное обозначение.

«Один в поле воин»: белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске. Чёрные фигуры считаются «заколдованными», т.е. неподвижными, необходимо уничтожить каждым ходом по фигуре.

«Лабиринт»: белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» (запрещенные для прохода) поля и не перепрыгивая через них.

«Перехитри часовых»: белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом чёрных фигур.

F:\Загрузки\король.gif

F:\Загрузки\король.gif

F:\Загрузки\королева.gif

F:\Загрузки\королева.gif

F:\Загрузки\ладья.gif

F:\Загрузки\ладья.gif

F:\Загрузки\ладья.gif

F:\Загрузки\ладья.gif

F:\Загрузки\конь.gif

F:\Загрузки\конь.gif

F:\Загрузки\конь.gif

F:\Загрузки\конь.gif

F:\Загрузки\слон.gif

F:\Загрузки\слон.gif

F:\Загрузки\слон.gif

F:\Загрузки\слон.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif

F:\Загрузки\пешка.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...