Мастер-класс "Шахматы в школе"
план-конспект занятия по физкультуре (1 класс)
Данная работа содердит опмсанме мастер-класса и презентацию для ознакомления учащихся с правилами игры в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.rar | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
ВЕДУЩИЙ:
Добрый день, уважаемые участники и гости нашего мастер-класса!
Сегодня мы совершим волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.
1-й РЕБЕНОК:
У кого же мне узнать,
Кто мне может подсказать,
Где могу я научиться
Сильно в шахматы играть?
Папа мне сказал:- Сынок,
Иди в шахматный кружок.
Там научишься играть.
И возможно, будешь многих
Через время побеждать.
2-Й РЕБЕНОК:
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.
/ЩербаковГ./
Я люблю шахматы. Свой интерес к этой игре я передаю обучающимся на занятиях по внеурочной деятельности «Шахматы».
Давайте, мы с вами, разберемся, для чего нужно играть в шахматы?
Шахматы развивают логическое мышление, помогают просчитывать на период варианты, мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают в учебе, так как не так много предметов в школьной программе, которая учат именно думать, не просто запоминать какие либо формулы, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь не с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.
Кто мне скажет, в чем же смысл игры в шахматы?
Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.
А теперь, уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами.
В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА.
Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого противника было белое угловое поле.
Шахматная доска состоит из 64 квадратов- полей попеременно белого и черного цвета. Доска должна стоять так, чтобы слева в углу был черный квадрат.
Слайд 1 ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных квадратов на доске называют линиями.
Слайд 2 ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ указываются номерами от 1 до 8
Слайд 3 ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – латиницей от А до H.
Каждое поле имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например, a3, c7).
Слайд 4 Слайд 5Есть еще на шахматной доске диагонали и центр.
Диагональ – это любая прямая цепочка из полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Всего на шахматной доске 2 большие диагонали. Большая диагональ – диагональ из восьми полей.
Слайд 6 Центр – это четыре поля в середине шахматной доски.
Слайд 7 На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур: черные и белые.
В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре.
Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ.
Слайд 8
ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам:
«Я смотрю на первый ряд,
по краям ладьи стоят».
Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.
Слайд 9
На первой горизонтали появляются белые КОНИ, а на последней – чёрные кони, при этом кони белых и черных должны повернуть свои мордочки навстречу друг другу:
«Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей».
Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
Слайд 10
Расставляем СЛОНОВ: «Меж коней заключены
наши славные слоны».
Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.
Слайд 11
На первой и на последней горизонталях незанятыми остаются по два поля:
«И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь».
Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой ферзь. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.
Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Слайд 12
Расставляем ПЕШКИ: «А теперь без спешки,
Идут на место пешки».
Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя.
Дети читают стихи: 1.Это чудо из чудес
Нам известно с детства,
Ждет ребят, как дар с небес,
Шахмат королевство.
2. Там и нынче, словно встарь,
На высоком троне,
Восседает грозный царь
В шахматной короне.
3. Там, отважны и сильны,
Пешки храбро бьются,
Там и кони, и слоны
Доблестно дерутся.
4. Ферзь с ладьей – на страх врагам
– Поспевают всюду.
Кем, не скажете ли нам,
Выдумано чудо?
5. Черно-белые поля
И фигур сраженье.
Ждет победа короля
Или пораженье?
6. Но нет ни крови здесь, ни боли,
На деревянном этом поле.
Коль безнадежно положенье,
Король признает пораженье.
«Приглашение на бал»
В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.
Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»
В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
· Игра «Волшебный мяч»
Я буду вам говорить какую-либо фразу, к примеру: «Ладья любит свой цвет!» – и бросаю одному из участников мастер-класса. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.
Итак, уважаемые участники, мастер-класс подходит к концу, напоследок предлагаю вам познакомиться с основными правилами игры в шахматы.
Правила игры в шахматы:
Первое правило: Каждый ход делается только одной рукой!
Второе правило: «Тронул – ходи!». При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».
Третье правило: «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».
Четвертое правило: «Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».
Пятое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».
Шестое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».
Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте белую фигуру на поле, а если нет –черную.
Благодарю за внимание! Жду вас на следующем мастер-классе.
Для последующего применения изученного материала предложен раздаточный материал – рекомендации родителям (Приложение 1)
Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали (каждому участнику мастер-класса выдается памятный жетон, являющийся одновременно сертификатом участника). |
Уважаемые родители!
Научить играть в шахматы можно практически любого ребёнка, но гораздо легче это будет сделать в игре. Предлагаю вашему вниманию подборку игр и упражнений с шахматами.
- Игры на знакомство с шахматной доской
«Горизонталь»: двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.). Аналогично проводится игра «Вертикаль», «Диагональ».
«Морской бой»: для проведения игры потребуется 2 шахматные диаграммы (каждой команде по 1 диаграмме). Участники делятся на две команды. Каждая команда на своей диаграмме «расставляет» корабли. Затем по очереди называют поля, которые «обстреливают». Выигрывает та команда, которая быстрее «потопит» корабли противника.
- Игры на знакомство с шахматными фигурами
«Волшебный мешочек»: в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры. Каждый из участников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Секретная фигура»: все фигуры стоят на столе в один ряд. Участники по очереди называют шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать «секрет».
«Большая и маленькая»: поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите его выбрать самую высокую, назвать её и отставить в сторону. Потом выбрать самую высокую из оставшихся и т.д.
- Игры на знакомство с возможностями фигур
«Кто ходит?»: взрослый предлагает с помощью стрелок изобразить ходы какой-либо фигуры, в результате получается схема из горизонталей, вертикалей или диагоналей. По желанию детей рядом изображается эта фигура или её буквенное обозначение.
«Один в поле воин»: белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске. Чёрные фигуры считаются «заколдованными», т.е. неподвижными, необходимо уничтожить каждым ходом по фигуре.
«Лабиринт»: белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» (запрещенные для прохода) поля и не перепрыгивая через них.
«Перехитри часовых»: белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом чёрных фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...