ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре

Антонова Наталия Андреевна

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.  Игра - воспроизведение поведения или его элементов, просто потому, что это приятно или интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kvestu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. [4] ДЦП характеризуется наличием двигательных, речевых, умственных, эмоциональных и волевых расстройств, которые связаны с повреждением самых разных мышечных групп и тканей головного мозга. Детям присущ неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; во-вторых, затруднением познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанным с проявлением двигательных расстройств, в-третьих, с нарушением сенсорных функций. При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Для вовлечения детей в реабилитационный процесс нужна мотивация. В нашем случае, это игровой метод воздействия.                                  

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. [3] Игра - воспроизведение поведения или его элементов, просто потому, что это приятно или интересно.                                                                                                                                  Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. Наиболее расположены к игре дети, но и в более позднем возрасте игровые моменты сохраняются часто в завуалированной форме. Независимо от своей формы или структуры, игра мотивируется взаимодействием состояний игрока с состояниями среды. Среда должна содержать элементы, допускающие чередование элементов мотивационного  состояния индивидуума. Это порождает активность, характеризуемую удовольствием, интересом и ослаблением напряжения. Элементы, порождающие игровое поведение, могут быть аналогичны тем, которые пробуждают любопытство и вызывают исследовательское (или поисковое) поведение. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.

В ГБОУ школе «Озерки» №584 нами проведен эксперимент по использованию квест-технологии среди обучающихся начальной школы, для повышения уровня освоения пройденного материала.

Нашей целью стало:

 повышение мотивации к выполнению упражнений и интереса к занятиям адаптивной физической культурой (АФК) через игровую деятельность, а именно квест-технологию.

Мы определили задачи:

  1. Закреплять тему урока в игровой форме (совершенствование умений и навыков, двигательных качеств согласно теме урока);
  2. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности  и товарищества;
  3. Использовать на уроках межпредметные связи.

Всем обучающимся было рекомендовано ознакомиться с произведением А.Волкова «Волшебник изумрудного города». Далее мы распланировали квест на 9 уроков АФК. На каждом уроке ребята выполняли задания связанные с темой урока и основанные на одном из эпизодов произведения «Волшебник изумрудного города». Все задания были адаптированы для детей данной нозологической группы. По результатам выполненных заданий, обучающиеся получали или не получали бонус – право на переход к испытанию на следующем уроке. На выполнение задания отводилось около 10 минут в конце каждого урока.

На протяжении 9 уроков обучающимся рассказывался сюжет сказки и объявлялись задачи на каждый урок. Задачи соответствовали темам уроков:

Тема 1: Развитие манипулятивной  и зрительно-моторной функции рук

Сюжет: Вспоминаем и преобразуем сюжет сказки. Ребята  живут все вместе в своем загородом доме, который построили сами. Внезапно появляется ураган и перемещает ребят в другую страну. 

Задание: Построить из разбросанных модулей дом за определенное время, далее дом «разрушается ураганом» и переносится в другую страну. Ребятам говорится о следующем задании на следующем уроке.

Тема 2: Развитие ориентировки в пространстве, равновесия.

Сюжет: Ребята ищут дорогу домой, и проходят через разные препятствия.

Задание: Пройти полосу препятствий: «Пройти через мостик» – ходьба по скамейке, «по кочкам в болоте» - ходьба по ортопедическим подушкам, «Перешагивание через предметы», «Пролезть в тоннель».

Тема 3: Развитие силовых качеств и кардиореспираторной системы.

Сюжет: Ребята встречают в болоте дровосека. Он хочет пойти вместе с ребятами, но  долгое время, лежа в воде заржавел и обездвижен. Ему нужно помочь «запустить» сердце.

Задание: Отжимание в течении минуты. Минута отжимания, минута отдыха. Оценивается правильность выполнения техники упражнения и количество выполненных раз. 

Тема 4: Развитие мелкой моторики, навыков самообслуживания.

Сюжет: Ребята встречают в огороде чучело-«Страшилу», который хочет пойти вместе с ребятами, но ему нужно помочь зашнуровать ботинки и пришить пуговицы. 

Задание: Ребятам выдаются заготовки-шнуровки. Надо пришить пуговицы и зашнуровать ботинки. 

Тема 5: Развитие ориентации в пространстве. Понятий  «справа», «слева», «вверх», «вниз».

Сюжет: Страшиле для счастья нужен мозг. А мозг питают полезные вещества в орехах. Ребятам нужно помочь Страшиле найти спрятанные в зале орехи.

Задание: учащимся выдается схема карты помещения, на которой указаны места, где спрятаны орехи. Нужно найти все орехи. 

Тема 6: Развитие координационных способностей, переход от динамической нагрузки к статической.

Сюжет: Кого-то из ребят похищает людоед. Чтобы спасти «похищенного» нужно усыпить бдительность людоеда:

Задание:

  • пройти дорожку, изображая гусеницу – пройти  друг за другом;
  • людоед отворачивается, ребята должны пройти по дорожке, людоед поворачивается, застывают в придуманном преподавателем положении.

Тема 7: Развитие координационных способностей 

Сюжет: Встреча со львом. Льву не хватает смелости, чтобы приобрести смелость, нужно выполнить следующие задание.

Задание: 

  • Залезть на шведскую стенку, скинуть с самого верха мяч,
  • Пройти (со страховкой) по гимнастической скамейке с завязанными глазами

Тема 8: Развитие координационных способностей. Обучение броску мяча.

Сюжет: Ребята попали в поле с маками (разбросанные красные мячи из сухого бассейна), от которых лев засыпает, их надо убрать.

Задание: Броски мячей в сухой бассейн с разного расстояния.

Тема 9.Развитие координационных способностей. Обучение броску мяча на точность.

Сюжет: Встреча с Гудвином в Изумрудном городе. Он говорит, что отправит их домой, если они победят злую волшебницу  Бастинду. Ребята отправляются в страну, где живет злая волшебница Бастинда. По дороге им встречается житель этой страны, который хочет им подсказать как можно победить волшебницу. Для этого они должны пропеть песню «мы в город Изумрудный идем дорогой чудной».

Задание: Пропеть песню звуками животных, которые попросит местный житель.

Ребята припевают песню, житель им подсказывает, что колдунья боится воды, и даёт им водные мячи. Вскоре они видят волшебницу на горе.

Задание: Попасть в волшебницу водяными мячами. 

Сюжет: Выходит Гудвин, очень рад, что злая волшебница побеждена, и  сознается, что он не волшебник. Но если ребята выполняли все задания правильно, без волшебства, то они сами смогут добраться легко до дома с помощью воздушных шариков.

Задание: Ребята переходят с воздушными шариками в другой кабинет, где построен дом. Они идут в дом, после чего идет обсуждение, что им больше всего понравилось. 

Вывод. В сравнении с обычными уроками, уроки с проведением квест-технологии повысили уровень освоения пройденного материала.

 Дети охотно идут на занятия, с удовольствием выполняют задания, стараются показать лучший результат. В коллективе появились взаимопомощь, сплоченность, товарищество. Улучшился эмоциональный фон урока.  По прохождении игровых квестов видно, что у обучающихся стало больше мотивации к выполнению упражнений, что говорит о целесообразности применения подобных технологий на занятиях АФК у обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.

Литература:

  1. А.Волков Сказочные повести. – М.: РИПОЛ, 1992. – 608 с.
  2. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. Возраст. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.
  3. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л.В.Шапковой. – Спб, «Детство Пресс», 2001.
  4. Шипицына Л.М.., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Игровые технологии на уроках физической культуры

Данный материал предназначен для преподавателей физической культуры начального звена. Предложен опыт работы учителя физкультуры. Рассмотрение опыта работы учителя физкультуры....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способносте...

«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы»

Полное описание применения игровой технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы....

Использование игровых технологий на уроках физической культуры в школе.

Эта статья поможет современным работающим учителям использовать игровые технологии как в начальной, так и в средней школе на уроках физической культуры....