Использование игровых технологий на уроках физической культуры в школе.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Эта статья поможет современным работающим учителям использовать игровые технологии как в начальной, так и в средней школе на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_fizicheskoy_kultury_v_shkole.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подольская Марина Валерьевна,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 156 Калининского района Санкт-Петербурга
Использование игровых технологий на уроках физической культуры в школе.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игра необходима детям для развития личности, так как в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. Игра - сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра - сильное средство воспитания детей младшего школьного возраста. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через игры. Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах.
Педагогическая игра имеет существенный признак - четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются игры. Игры применяются в каждом разделе программного материала, подвижные игры выделены в программе в отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников. Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на младшего школьника. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность. Характерной особенностью детей с нарушением интеллекта является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений обучающимися, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. Нередко у этих детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке. Эти нарушения могут создавать большие трудности при овладении программным материалом. Поэтому игра для них является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Физическое развитие растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний. Очень важно вовремя выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность и задерживают развитие организма. И подвижная ирга оказывает большое влияние на здоровье младших школьников. Игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально - волевых качеств, укреплению организма школьников. Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет детей младшего школьного возраста мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.
Использование игровой технологии на уроках физической культуры помогает повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Процесс обучения становится радостным, способствует желанию заниматься. Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физкультуры заключается в следующем. В урок включаются игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно- силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для школьников грузом. Возможно применение любимой ребятами эстафеты «Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами, также можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность. С удовольствием школьники играем в игру «Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника. Мячи легкие, летят недалеко и для того, чтобы добиться нужного результата приходится затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени (игра длится всего 1 мин.). Для развития такого качества быстрота, подбираются игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука). В таких играх применяют ускорения, внезапные остановки. Все движения, направлены на сознательное опережение соперника. Такие игры как: «Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь». В силу особенностей детей младшего школьного возраста не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому необходимо следовать принципу от знакомого к незнакомому, от простого к сложному. Для этого используются различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений обучающихся, с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например: в 1-2 классе можно провести игру «Охотники и утки», назначив одну-две «утки», чтобы было безопасно. А потом усложнить игру, добавляя «уток». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление координации движений, ориентировки в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Развивается глазомер, чувство мяча, точность движений. В этой игре проявляются и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости. Учеными Е.Н. Гогуновым, Б.И. Мартьяновым и др. установлено положительное влияние подвижных игр на развитие физических качеств. Подвижные игры успешно проводятся в начальной школе. В процессе игры повышается двигательная активность, способствующая развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Возможно применение следующих игр: «Кто быстрей», «Кенгуру», «Передача мяча», «Переноска мячей», «Встречная эстафета», «Круговая эстафета», «Вызов номеров», «Гонка мячей в колонне», «Погрузка арбузов», «Сквозь обруч». Для того чтобы игра приносила пользу, необходимо хорошо все продумывать. Соблюдать технику безопасности и строго соблюдать правила игры. И, еще, стоит проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае школьники учатся объединять движения полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. Требования к отбору игр следующие: -игра должна давать новые понятия; - в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку; - дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала; - степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам. При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил: - Простота и доступность правил игры. - Каждый ребенок должен быть активным участником игры. - Исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей. - Безопасность используемого инвентаря. - Игра не должна унижать достоинства игроков. - При проведении нескольких игр следует учитывать дидактические принципы. Ланцова Т.И. отмечает, что игра занимает фундаментальное значение, внедряя ее в педагогический процесс, мы получаем возможность естественного взаимодействия, получая максимально положительный результат.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности. «Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Ситак Л.А. и Ярлыкова О.В. указывают, что физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции обучающихся младших классов.
Литература: 1.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
2.Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Социально-гуманитарные знания. 2016 №12 с. 92-99.
3.Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы. Крымский научный вестник. 2015 №4. физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности. Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3. С. 99-101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе ...
Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников.
Экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий....
Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.
Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способносте...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы»
Полное описание применения игровой технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы....
Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС.
В условиях введения ФГОС данный материал важен для преподавателей физической культуры в начальной школе....
Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприят...