Рабочая программа по предмету «Физическая культура». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Физическая культура». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
"Физическая культура"
/предметная область "Физическая культура"/
1 класс
2017 - 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П
- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель: всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию.
В качестве задач реализации содержания учебного предмета физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:
- корригировать нарушения физического развития
- формировать двигательные умения и навыки
- развивать двигательные способности в процессе обучения
- укреплять здоровье и закаливать организм, формировать правильную осанку
- раскрыть возможные избирательные способности и интересы ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности
- формировать и воспитывать гигиенические навыки при выполнении физических упражнений
- формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни
- поддерживать устойчивую физическую работоспособность на достигнутом уровне;
- формировать познавательные интересы, сообщать доступные теоретические сведения по физической культуре
- воспитывать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями
- воспитывать нравственные, морально-волевые качества (настойчивость, смелость), навыки культурного поведения.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Исходя из этого, целью примерной рабочей программы по физической культуре для 1 класса является формирование основ физической культуры личности.
Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно - ценностные ориентации, культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая оптимальное физическое состояние) и знания. Данная цель конкретизируется в виде последовательного решения следующих задач:
- Образовательные задачи включают: овладение техникой основных движений, гимнастических, легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и формированием основ знаний в области физической культуры.
- Воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
- Развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических способностей ребенка.
- Оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а так же профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.
- Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие волевой сферы.
Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных. Решение каждой из задач возможно только в комплексе.
Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Регулятивные результаты:
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности
Познавательные результаты:
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Коммуникативные результаты:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Предметные результаты
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры)
- первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности
- вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта
- умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Учебно – тематический план
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 4 |
2 | Гимнастика | 32 |
3 | Легкая атлетика | 37 |
4 | Подвижные игры | 26 |
Итого | 99 |
Содержание учебной программы
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой атлетики предусмотрено в первой и четвертой четвертях, так как занятия по этому разделу могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй четверти и начале четвертой, а подвижные игры осваиваются в третьей четверти.
В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) отводится три урока, при этом необходимо использовать самый разнообразный инвентарь и оборудование.
Коррекционные игры имеют следующую направленность:
- развитие способности ориентирования в пространстве;
- развитие тактильно-кинестетической способности рук;
- формирование способности вести совместные действия с партнером;
- развитие точности движений, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики рук;
- активизация речевой деятельности.
Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и закрепления техники разучиваемого движения.
Рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:
- беседы,
- выполнение физических упражнений,
- тестирование.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления предметов; прыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по
прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до.
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре.
Игры
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-496053-1665072749.jpg)
Рабочая программа по предмету физическая культура 1 класс ФГОС.УМК «Школа России» автор В.И. Лях А.А.Зданевич. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре( 3 часа) ФГОС Лях В.И.Программа рассчитана на 99 уч. ч. 34 учебные недели....
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" ФГОС НОО для 3 класса
Данная рабочая программа по предмету «Физическая культура» 3 класс составлена на основе примерной учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218193-1362903374.jpg)
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 2 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 2 класс ФГОС ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-766285-1574509213.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 2
Рабочая программа по физической культуре 2 класса составлена на основе следующих документов:· Федеральный государственный образовательный стандарт нача...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-766285-1574509213.jpg)
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» класс 3
Рабочая программа по физической культуре 3 класса составлена на основе следующих документов:·...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1199003-1576248075.jpg)
1 класс рабочая программа по предмету "Физическая культура" "Школа России" ФГОС
Рабочая проограмма по предмету "Физическая культура" включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-497984-1421607286.jpg)
Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 1-4 классов по ФГОС
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начальн...