статья Развитие двигательных качеств у младших школьников
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Как правильно развивать двигательные качества у младших школьников на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие двигательных качеств у младших школьников
1. Сила и особенности ее развития у младших школьников
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Мышцы могут проявлять силу:
- Без изменения своей длины (статический, изометрический режим);
- При уменьшении длины мышцы (преодолевающий, миометрический режим.);
- При удлинении мышц (уступающий, полиометрический режим).
Это деление можно считать за классификацию силовых способностей.
Виды силовых способностей:
- Собственно силовые – проявляется в статических режимах и медленных движениях
- Скоростно-силовые («динамическая сила») – выявляется в быстрых движениях (с/и)
- Взрывная сила- способности проявлять большие величины силы в наименьшее время (отталкивание в прыжках, финальное усилие в метаниях)
Для сравнения силы людей различного веса пользуются понятием относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса.
Силу, которую проявляет человек в каком-то движении, оцененную без относительно к собственному весу, называют абсолютной.
Относительная сила определяется отношением абсолютной силы к собственному весу.
Для развития силовых способностей применяют следующие методы:
1. Повторное поднимание непредельного веса (30-50% от максимального) до выраженного утомления - метод "до отказа".
2. Поднимание предельного веса (95-100% от максимального)- метод максимальных усилий.
3. Поднимание около предельного веса (на 20-30 % меньше max.) - метод динамических усилий.
4. Метод изометрических напряжений - статический метод.
Средствами развития силы являются упражнения с повышенным сопротивлением, т.е. силовые упражнения.
В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 3 группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением, где в качестве внешнего сопротивления используют:
а) вес предметов;
б) противодействие партнера;
в) сопротивление упругих предметов (пружинный эспандер, эластичный резиновый бинт);
г) Сопротивление внешней среды (бег по песку, по снегу, по воде и др.).
2) Упражнения, отягощенные весом собственного тела (подтягивания, отжимания, приседания, наклоны и т.д.).
3) Упражнения в самосопротивлении.
Особенности развития силы у младших школьников.
При развитии силы у младших школьников учитываются следующие особенности их организма:
а) Слабость мышц;
б) Недостаточная регуляция мышц нервной системой;
в) Преобладание тонуса мышц сгибателей над мышцами разгибателями.
Поэтому упражнения для развития силы в основном направлены на укрепление крупных мышечных групп и выпрямление позвоночника (преимущественно за счет общеразвивающих упражнений).
Динамические упражнения должны предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение ( различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании).
Гармоничному развитию мышечной силы способствуют упражнения с набивными мячами. Чередование быстрого сокращения мышц при броске и расслабление после выполнения движения способствуют совершенствованию
Нервно-мышечной регуляции, развитию мышц и тем самым скоростно-силовых способностей.
Уровень развития собственно силовых способностей определяется с помощью кистевой становой динамометрии.
Скоростно-силовые способности измеряются с помощью прыжка в длину с места и метания на дальность (мешка с песком весом 150 г).
Взрывная сила определяется с помощью сложных приспособлений (различного рода платформ, соединенных с компьютером) и только в спортивной практике.
2. Быстрота и особенности ее развития у младших школьников
Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:
а) Латентное (скрытое) время двигательной реакции;
б) Скорость одиночного движения, не отягощенное внешним сопротивлением;
в) Частота (темп) движений.
Латентное время двигательной реакции характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения.
Различают простые и сложные двигательные реакции. Время простых реакций значительно короче времени сложных.
Простая реакция - это ответ заранее определенным движением на ожидаемый (известный) сигнал (например, реакция бегуна на выстрел стартового пистолета).
Сложные реакции - разделяются на реакции выбора (ответ определенным движением на один из нескольких сигналов - например, увеличение скорости бега по хлопку, а замедление - по свистку) и реакции на движущийся объект (это соответствующее ответное действие на передвигающийся объект - например, действия игроков на броски мячом в п/и «Охотники и утки»).
Скорость одиночного движения характеризуется перемещением отдельного звена тела на заданное расстояние с минимальной затратой времени (укол в фехтовании).
Частота движений - максимальное количество движений за единицу времен.
Основными методами развития быстроты являются:
1. Метод повторного упражнения.
2. Метод переменного упражнения (с чередованием ускорений и замедлений).
3. Игровой.
4. Соревновательный.
Особенности развития быстроты у младших школьников.
Стремление к быстрым движениям, отмечающееся у детей младшего школьного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и быстрой сменой процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, неготовностью к проявлению предельных, максимальных усилий.
Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. Необходимо чередовать упражнения в быстром и медленном темпе. Причем упражнения, которые используются для развития быстроты, должны быть знакомы детям и относительно хорошо освоены ими.
На занятиях можно использовать бег из усложненных стартовых положений (лежа, спиной по направлению движения, с корточек и др.).
Развитию быстроты способствуют высокоподвижные игры и эстафеты.
Для определения уровня развития быстроты используют бег на 10 м на время.
3. Выносливость и особенности ее развития у младших школьников
Физическое качество выносливость тесно связано с утомлением. Утомление - это вызванное работой временное снижение работоспособности.
Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость - это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата.
Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.
- Любая деятельность человека связана с расходом энергии. Непосредственным источником энергии при мышечной работе является АТФ в мышцах. Содержание АТФ в клетках относительно невелико и довольно постоянно, а расходуемые запасы должны быть немедленно восстановлены, ибо в противном случае мышцы теряют способность сокращаться.
Восстанавливается АТФ двумя путями:
1. Бескислородный (анаэробный) - расщепление креатин-фосфата и гликогена.
2. Дыхательный (аэробный) - с участием кислорода расщепляются белки, жиры и углеводы.
Специальная выносливость - выносливость к определенной деятельности, избранной как предмет специализации (выносливость прыгуна, выносливость в силовых упражнениях и др.).
К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят выносливость к нагрузкам в максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной зонах мощности нагрузок. Все эти способности имеют общий измеритель - предельное время работы до начала снижения ее интенсивности.
Основными средствами развития выносливости в условиях максимальных нагрузок являются циклические упражнения, продолжительность которых не превышает 5-10 с (бег 10-15 м с максимальной скоростью). Эти упражнения выполняются повторным методом, сериями.
Основными средствами развития выносливости в условиях субмаксимальных (околопредельных) нагрузок являются циклические и ациклические упражнения, выполняемые повторным методом. Интенсивность нагрузки при этом составляет 75-95 % от max, а продолжительность упражнений от 20 с до 1,5 мин.
Выносливость в условиях больших нагрузок развивается с помощью циклических упражнений (бег, плавание, лыжи и др.), выполняемых с интенсивностью 65-70 % от max. Основным методом является игровой, а также метод строго регламентированного упражнения.
Выносливость в условиях умеренных нагрузок развивают с помощью продолжительных циклических упражнений. Одной из особенностей развития выносливости в этих условиях является необходимость длительного выполнения упражнения. Основной метод - метод непрерывного упражнения.
Особенности развития выносливости у младших школьников.
Детям младшего школьного возраста более всего свойственна общая выносливость. Наиболее целесообразным для развития выносливость являются бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков, подвижные игры. Развитие выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений - лыжи, езда на велосипеде, плавание.
Определение уровня развития выносливости проводят по расстоянию в метрах, которое ребенок смог пробежать за 30, 60 или 90 с в зависимости от возраста.
4. Гибкость и особенности ее развития у младших школьников
Под гибкостью понимают морфо-функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость - это гибкость, проявляемая в результате собственных мышечных усилий.
Пассивная гибкость - выявляется путем приложения к движущейся части тела внешних сил (тяжести, усилий партнера и т.д.).
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняется под влиянием факторов ЦНС (эмоциональность - увеличивает гибкость). Существенное значение в ограничении подвижности имеет возбуждение (стремление и сокращению) растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу.
Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении tоС гибкость увеличивается.
На гибкость влияет и суточная периодизация. Так в утренние часы гибкость значительно снижается, а с 10 до 11 и с 15 до 16 часов выявлены наибольшие величины гибкости.
Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению гибкости, можно компенсировать разогреванием с помощью разминки.
Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной увеличиваются.
Средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, т.е. упражнения с увеличенной амплитудой движений.
Данные упражнения делятся на две группы:
1. Активные упражнения.
а) однофазные и пружинистые
б) маховые и фиксированные
в) с отягощениями и без отягощений.
2. Пассивные упражнения.
Особенностью развития гибкости у младших школьников является то, что опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью, поэтому на физкультурных занятиях следует ограничиться общеразвивающими упражнениями. Объем и интенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие гибкости позвоночника).
Измерение уровня развития гибкости проводится с помощью прибора Е.П.Васильева или размеченной планкой с фиксатором.
Ребенок, стоя на гимнастической скамейке плавно наклоняется вперед до предела (выполняется 2 попытки).
Отметка «0» - на уровне верхнего края скамейки. Все цифровые отметки от «0» вверх будут со знаком «-«, а вниз - со знаком «+».
5. Понятие о ловкости
Ловкость - качество, позволяющее правильно решать двигательные задачи, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения.
Это качество определяется тонким взаимодействием силы, быстроты и выносливости.
Основа ловкости - подвижность двигательного навыка. Поэтому, у кого хорошая ловкость, тот быстро и качественно осваивает новые движения.
Для развития ловкости необходимы упражнения, имеющие высокую трудность в координационном отношении.
Ловкость многогранное качество, но можно выделить 3 основных ее проявления:
1. пространственная точность движений.
2. точность движений, осуществляемых в сжатые сроки,
3. упражнения, выполняемые быстро и качественно в новых, изменяющихся условиях или при помехах движению.
Ловкость отличается специфичностью (пример с гимнастом и баскетболистом).
Ловкость воспитывается, в основном, теми физическими упражнениями, которые являются специфичными для избранного вида спорта. Но вместе с тем, существуют методы, носящие общий характер для воспитания ловкости.
Наиболее применяемые группы упражнений и методик для развития ловкости:
- Необычные исходные положения для выполнения упражнений.
- «Зеркальное выполнение упражнений - в др. сторону.
- Изменение скорости и темпа выполнения упражнений.
- Изменение площади, в пределах которой выполняется упражнение.
- Изменение способа выполнения упражнения (плавание разными способами).
- Усложнение упражнений посредством добавочных заданий (бег с доставанием предметов).
- Создание непривычных условий путем использования упражнений на местности (бег через канавы, лужи).
- Соревнования в новых условиях.
- Подвижные и спортивные игры.
Упражнения на ловкость быстро утомляют, поэтому их необходимо проводить в начале основной части занятия. Интервалы отдыха - до восстановления. Проводить упражнения на ловкость необходимо на каждом уроке, но объем не должен быть большим.
Харитонов ЛВ
Учитель физической культуры лицея 590
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...
Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников
Работа с фразеологизмами в начальных классах. В работе указаны виды работ с фразеологизмами....
статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"
Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны...
Особенности развития физических качеств у младших школьников
Установленно, что наибольший эффект в развитии физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данно...
Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"
Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...
Развитие нравственных качеств личности младших школьников посредством изучения произведений Валентины Осеевой
Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её ко...