рабочая программа Подвижные игры
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Подвижные игры» разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Программа физкультурно – оздоровительной направленности, способствующая профилактике простудных заболеваний. Данная программа направлена на укрепление здоровья детей младшего школьного возраста 10-11 лет. К занятиям привлекаются учащиеся основной школы.
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, доступна для детей из семей со средним достатком, альтернатива безнадзорности и вредным привычкам; формирует у школьников чувство ответственности, взаимной поддержки и взаимопомощи, помогает формированию дружного коллектива учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Подвижные игры» разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Программа физкультурно – оздоровительной направленности, способствующая профилактике простудных заболеваний. Данная программа направлена на укрепление здоровья детей младшего школьного возраста 10-11 лет. К занятиям привлекаются учащиеся основной школы.
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, доступна для детей из семей со средним достатком, альтернатива безнадзорности и вредным привычкам; формирует у школьников чувство ответственности, взаимной поддержки и взаимопомощи, помогает формированию дружного коллектива учащихся.
Вид программы – адаптированная.
Цели и задачи
Цель:
- формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
Задачи:
- Образовательные:
- ознакомление с играми народов мира, пионерболом, футболом;
- ознакомление с основными знаниями техники безопасности;
- ознакомление с принципами правильного питания;
- ознакомление с основными видами мышц;
- формирование правильной осанки;
- ознакомление с основными правилами личной гигиены.
- Развивающие:
- развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, меткости, выносливости;
- развитие внимания и координации;
- развитие гибкости и выносливости.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности и умения работать в команде;
- воспитание активной жизненной позиции;
- способствовать приобщению учащихся к спорту, общекультурным и гуманистическим ценностям;
- воспитывать волевые качества.
Отличительные особенности программы.
Данная программа включает игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися на темы предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр, просмотр презентаций. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.
Возрастные особенности детей
Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.
У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.
В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.
Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)
А также происходит нарушения со стороны нервной системы:
• Повышенная возбудимость,
• Вспыльчивость,
• Раздражительность,
• Склонность к аффектам
Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.
Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.
Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Срок реализации программы – 1 год. Занятия будут проходить один раз в неделю, за год – 34 занятий.
Прогнозируемые результаты.
К концу обучения дети должны
иметь представление:
- об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;
- о традициях русских народных праздников;
о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
знать:
- историю возникновения подвижных игр;
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- основы правильного питания;
- правила поведения во время игры.
- о способах и особенностях движение и передвижений человека;
- о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Содержание программы
Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Теоретический раздел: беседы на темы: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика», «Чтоб здоровыми остаться надо….», « Я сильный, ловкий, быстрый», правила игр.
Практический раздел
Русские народные игры: «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Большой мяч», Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами», Наседка и коршун», «Удар по веревочке» См. Приложение
Подвижные игры: “Волк во рву,” “Салки”, “Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “У ребят порядок строгий”, «Кочка, дорожка, копна» ,«Охотники и утки», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Совушка», «Удочка», «Перемена мест», " «Космонавты", «Зайцы в огороде»
Игры на развитие памяти, внимания, воображения
«Запомни порядок», «Художник», «Все помню», «Море волнуется», «Запрещенное движение»,ору с использованием скороговорок., «Два мороза», эстафеты с примерами на сложение и вычитание, «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку».
Игры на свежем воздухе с зимним инвентарем санками, лыжами, клюшками.
Игры и эстафеты с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр. Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки, метание); подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики (простейшие виды построений и перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол).
Спортивные праздники: «Фестиваль подвижных игр», «Большие гонки, «Олимпийские игры»
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
Групповая
Форма проведения занятий:
- Участие в спортивных соревнованиях, конкурсах;
- Организация, посещение спортивно-массовых мероприятий.
Календарно – тематический план
№ | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | |
план | факт | |||
Раздел 1. Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи (6часов) | ||||
1 | 07.09 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | ||
2 | 14.09 | Игры на развитие внимания и памяти: «Карлики –великаны» «Запомни- порядок» | ||
3 | 21.09 | Игры на развитие памяти. | ||
4 | 28.09 | Игры на развитие воображения. | ||
5 | 05.10 | Игры на развитие памяти | ||
6 | 12.10 | Игры на развитие мышления и речи | ||
Раздел 2. Народные игры ( 6 часов) | ||||
7 | 19.10 | Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки» | ||
8 | 26.10 | Русские народные игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами» | ||
9 | 09.11 | Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун» | ||
10 | 16.11 | Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив». | ||
11 | 23.11 | Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей» | ||
12 | 30.11 | Русская народная игра « Удар по веревочке» | ||
Раздел 3. Подвижные игры (15 часов) | ||||
13 | 07.12 | Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты» | ||
14 | 14.12 | Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами | ||
15 | 21.12 | Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты с баскетбольным мячом. | ||
16 | 28.12 | Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка». | ||
17 | 11.01 | Весёлые старты со скакалкой. | ||
18 | 18.01 | Игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде» | ||
19 | 25.01 | Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «Волк во рву», | ||
20 | 01.02 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по полоскам» | ||
21 | 08.02 | Игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». | ||
22 | 15.02 | Эстафеты с санками и лыжами | ||
23 | 22.02 | Игры на лыжах «Биатлон» | ||
24 | 29.02 | Игры зимой:«Охота на куропаток» | ||
25 | 07.03 | Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов» | ||
26 | 14.03 | Игра «Салки с мячом». | ||
27 | 21.03 | Игра «Прыгай через ров» | ||
Раздел 4. Спортивные игры | ||||
28 | 04.04 | Футбол, пионербол | ||
29 | 11.04 | Футбол, пионербол | ||
30 | 18.04 | Футбол, пионербол | ||
Раздел 5. Спортивные праздники | ||||
31 | 25.04 | Спортивный праздник. | ||
32 | 02.05 | Олимпийские игры | ||
33 | 16.05 | Большие гонки | ||
34 | 23.05 | Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр» | ||
35 | 30.05 | Игры по выбору детей |
Список литературы
- Детские подвижные игры народов СССР. М.: Просвещение, 2001.
- Зубрилова Н. А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт – Петербурге на рубеже 20-21 вв. Спб, 2003.
- Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. М.: Просвещение, 2004.
- Клусов П. П., Цуркан А. А. Стадион во дворе. М.: Просвещение, 2005.
- Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1999.
- Подвижные игры учащихся. М.: Учпедгиз, 2007.
- Энциклопедия физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Подвижные игры"
Структура документаРабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержател...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 классы
подвижные игры...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 классы
подвижные игры...
рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс...
Рабочая программа "Подвижные игры". 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры". 1-4 классы...