Командная гимнастика (1-2 год обучения)
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Здесь представленна учебно -методическая программа о проведении занятий по командной (общей) гимнастике для школьников 1-2 года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komandnaya_gimnastika.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования:
командная гимнастика
(начальная подготовка)
Возраст детей – 6-8 лет
Сроки реализации программы 2 года
Учитель физической культуры – Тимошенко Анна Сергеевна
Пояснительная записка.
Командная (общая) гимнастика - это вид спорта, который включает в себя групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки. Гимнастические прыжки на первых стадиях обучения выполняются с опорой руками о снаряд, а затем с мини батута. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением. С 2001 года командная гимнастика под названием «общая гимнастика» начала культивироваться в общеобразовательных школах Москвы.
Общей гимнастики присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травматичности, оптимальный уровень сложности.
На сегодняшний день общая гимнастика признана одним из спортивных видов гимнастики, по которому возможно выполнение I, II и III юношеских и взрослых (спортивных) разрядов.
Условиями выполнения разрядных требований является выполнение в полном объеме требований классификационной программы не менее чем в двух видах многоборья, один из которых – групповые вольные упражнения.
Новизна, актуальность
Известно, что учащиеся младшего школьного возраста имеют различные исходные уровни развития физических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности в процессе учебного года. Следовательно, разработка учебной программы начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами гимнастики для учащихся 1-2 классов становится современной, ведь этот вид спорта развивает практически все: осанку, координацию, мышцы, характер, грация, стройность.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой. Так же командная гимнастика доступна для широкого
Цель и задачи.
Программа занятий имеет спортивно-оздоровительную направленность и ориентирована привлечение детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Цель занятий – формирование физически культурной личности на основе создания устойчивой мотивации к систематической двигательной активности, расширения знаний о физической культуре, улучшения показателей физического развития, обогащения двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями, формирования социально значимых положительных личностных качеств и развития творческих начал в двигательном самообразовании.
В программе решаются общепедагогические задачи воспитания :
Оздоровительные:
- 1.содействие оптимизации и совершенствование функциональных возможностей организма ребенка посредством общеразвивающей и специальной физической подготовки;
- 2.содействие повышению уровня общей и умственной работоспособности ребенка;
- 3.формирование навыков и умений по организации двигательного режима, использование средств закаливания и укрепления здоровья
Образовательные:
- 1.освоение общих представлений о физической культуре;
- 2.овладение техники жизненно важных двигательных действий и формирование умений выполнять их в различных условиях и при решении разных педагогических задач;
- 3.Формирование и закрепление гигиенических навыков по поддержанию чистоты тела, одежды и т. д., а также навыков контроля за состоянием собственного здоровья.
Воспитательные:
- 1.Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии;
- 2.Содействие развитию основных психических процессов (произвольной памяти и внимания, оперативного мышления, пространственной ориентации, скорости реакции и т. п.);
- Воспитание группового взаимодействия, потребностей и мотивов в положительном самовыражении физических кондиций, активном освоении физических упражнений и их использование в повседневной жизни с целью укрепления здоровья и физического развития.
Сроки реализации, организация учебного процесса.
Представленная программа, рассчитанная на 2 года обучения.
Контингент обучающихся - дети старшего дошкольного возраста и мл. школьного возр. (6-7 лет). Наполняемость учебных групп – 15 человек. Объём учебной нагрузки 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа).
Программа начальной подготовки
Учебно-тематический план:
№ | Тематика | Общее количество часов | Теоретические знания | Практические задания |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Основы знаний по виду спорту | 2 | 1 | 1 |
3 | Строевые упражнения | 4 | 2 | 2 |
4 | ОРУ | 4 | 2 | 2 |
5 | Акробатическая подготовка | 52 | 16 | 36 |
6 | Прыжковая подготовка | 26 | 8 | 18 |
7 | Вольные упражнения | 26 | 8 | 18 |
8 | Хореография | 8 | 2 | 6 |
9 | Контрольные соревнования | 10 | 4 | 6 |
10 | Подвижные игры | 8 | 2 | 6 |
11 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
итого | 144 | 47 | 97 |
В учебно-тренировочном процессе на базовом этапе занятий с гимнастами интегрируются следующие виды подготовки: физическая (общая), функциональная (двигательно-координационная, музыкально-ритмическая и вестибюлярно - ориентационная), специально-техническая («школа движений», акробатическая, батутная и прыжковая), психологическая (мотивационно - познавательная и социально-психологическая).
Выбор средств и методов, используемых в перечисленных видах подготовки юных гимнастов, обусловлен решением следующих частных задач.
Физическая подготовка | |
Общая | Разностороннее и гармоничное развитие физических качеств и формирование двигательных способностей к силе, быстроты и выносливости, обеспечивающих оптимальный уровень физической работоспособности для успешного овладения базовыми упражнениями гимнастического многоборья |
Функционально-двигательная подготовка | |
Координационно-двигательная | Развитие основных проявлений координационных способностей: к дифференцированию пространственных, динамических и временных параметров движений, к реакции на простой и сложный сигнал, ориентированию в пространстве, к сохранению статического и динамического равновесия – обеспечивающих предпосылки для быстрого и эффективного обучения двигательным действиям. |
Музыкально-ритмическая | Развитие комплекса способностей, формирующих умение согласовывать ритм двигательных действий с музыкальным сопровождением |
Вестибулярно-ориентационная | Развитие вестибулярного анализатора и формирование способности к ориентации в пространстве при выполнении вращении вокруг основных осей тела |
Техническая подготовка | |
Специально-техническая | Знакомство с элементами гимнастического стиля, формирующих основу двигательной культуры юных гимнастов и умение оценивать эстетическую компоненту двигательных действий . Формирование универсальных двигательной умений и навыков, обеспечивающих основу технически рационального выполнения базовых упражнений на видах гимнастического многоборья. |
Психологическая подготовка | |
Мотивационно - познавательная | Формировать у юных гимнастов устойчивую мотивацию к систематическим занятиям избранным видам спорта, используя для этого беседы о положительном влиянии занятий гимнастикой на организм человека, разнообразный и доступный как по физической нагрузке , так и координационной сложности двигательный материал, поощрение инициативы и творчества, широкое применение игрового метода и приемов стимулирования достижений в спортивной деятельности. |
Социально - психологическая | Содействовать формированию социально приемлемых черт личности, создающих предпосылки для эффективной коммуникации с педагогом и товарищами по учебной группе и неформального общения вне спортивного зала. |
Основной программный материал
- ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Вид подготовки | Двигательное содержание |
Общая | Основные упражнения для развития силовых и скоростно-силовых способностей. Упражнения общего воздействия для основных мышечных групп : поднимание и опускание рук, наклоны, повороты и круговые движения туловищем из различных исходных положений ; разновидности передвижений в смешанных упорах на полу и гимнастических скамейках; сгибание и разгибание рук в простых и смешанных висах и упорах; различные виды лазания по гимнастической стенке и перекладине; сгибание и разгибание туловища в седе; поднимание и удержание прямых и согнутых ног в висе на гимнастической стенке; подъемы в упор переворотом на разновысоких брусьях с дополнительной опорой ногами; махи ногами у опоры; упражнения с набивными мячами. Упражнения для развития прыгучести на ногах: прыжки со скакалкой , в длину, через препятствия, на горку матов; серии прыжков на батуте; прыжки ноги вместе с продвижением лицом и спиной вперед; прыжки вверх из упора присев на месте, с продвижением лицом и спиной вперед; прыжки со сменой ног с опорой о наклонные плоскости; подвижные игры с прыжками: «Волки во рву», «Невод», «Летучие рыбки» и др. Упражнения для развития быстроты: пробегание отрезков 15-20м на время; челночный бег 3 по 10м, 6 по 5 м, бег 2 по 10 м из различных И.П.; подвижные игры и эстафеты с бегом: разновидности «Догонялок», «Круговая лапта», «Бездомный заяц» и др. Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах: рывковые и круговые движения руками в различных направлениях; выкруты в плечевых суставах; наклоны вперед сидя и стоя, сидя в «барьерном шаге»; мост; шпагаты (прямой, на правую и на левую ногу; махи и круговые движения прямыми ногами вперед, назад, в сторону. Упражнения для развития общей выносливости: выполнение комплексов упражнений с прыжковой доминантой под музыкальное сопровождение и комплексов разновидностей передвижений поточно-проходным способом; преодоление соревновательным способом полос препятствий, составленных из упражнений скоростно-силового характера; подвижные игры с бегом и прыжками: «Лиса в курятнике», «Злой паук», «Пчелы и медведи» и др. |
- ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Вид подготовки | Двигательное содержание |
Координационно- двигательная | Специальные двигательные задания для развития отдельных проявлений двигательно – координацион- ных способностей: ходьба и бег с резким изменением двигательных действий по простому сигналу и сигналу выбора; ОРУ с быстрой сменой мест по сигналу типа «запрещенное движение»; повороты в беге на 180 и з360 градусов; челночный бег из различных И.П.; игры м бегом «найди свое место», «найди свою пару»; бег и прыжки по неравномерной разметке, прыжки «ближе-дальше-точно» с открытыми и закрытыми глазами; разновидности передвижений в беге, прыжки в смешанных упорах спиной вперед; прыжки с поворотами; наклоны из различных И.П. с затрудненными условиями сохранения равновесия; бег с остановками в позе равновесия; выполнение ОРУ стоя продольно и поперёк на гимнастической скамейке или бревне; разновидности ритмованной ходьбы на месте и в движении; комплексы ОРУ, выполняемые под музыкальное сопровождение; задания для развития памяти на движения «запомни-повтори»; элементарные двигательные композиции на 8-16-32 счёта, выполняемые по памяти на месте и в движении. Упражнения на гимнастических снарядах: Бревно (среднее): ходьба и бег обычными и приставными шагами, ходьба сгибая ноги вперёд, повороты на носках стоя в приседе. Перекладина (средняя):передвижения в висе продольно и поперёк, с акцентированной фазой виса на одной руке; размахивания изгибами. Брусья: передвижения в висе и упоре по горизонтальным и наклонным жердям; перевороты из виса в вис сзади и обратно продольно и поперёк. Разновысокие брусья: висы присев и лёжа; подъём переворотом в упор и опускание в вис лёжа; размахивания в висе на согнутых ногах с помощью; соскок оборотом вперёд и махом назад из упора. Конь(махи): перемахи согнув ноги вперёд и назад; соскок углом вперёд. Кольца (низкие): вис согнувшись, переворот из виса стоя в вис стоя сзади и обратно; вис прогнувшись с захватом стопами за кольца; раскачивания в этом положении. |
Музыкально – ритмическая | Композиция из разновидностей передвижений, выполняемые под музыкальное сопровождение; специальные задания для формирования способности к дифференцированию и воспроизведению ритма двигательных действий (воспроизведение заданного хлопками ритма, прохлопывание ударных долей такта музыкальных фрагментов); музыкальные игры. |
Вестибюлярно - ориентационня | Упражнения в беге с быстрой сменой ориентации и усложненными условиями сохранения равновесия; общеразвивающие и акробатические упражнения с различным направлением вращения, подвижные игры с вращением и резким изменением ориентации двигательных действий: «Волчки», «Цыплята и коршун», «Море волнуется» и др. |
3.СПЕЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Вид подготовки | Двигательное содержание |
«Школа движений» | Комплексы элементарных двигательных действий (ОРУ) отдельными частями тела одиночно и в различных сочетаниях выполняемые с предметами и без них из основных И.П. |
Акробатическая | Статические положения: стойка на лопатках; мост; стойка на руках у опоры с помощью. Кувырки и перекаты: группировка из различных И.П. Перекаты вперёд и боком в группировке; перекаты боком прогнувшись; кувырки вперёд и назад; кувырки вперёд вниз и вверх по наклонной плоскости. |
Батутная | Мини-батут: после напрыгивания с повышенной опоры – выпрыгивание на горку матов на ноги и на живот; тоже с поворотом на 180 градусов. |
Прыжковая | Безопорные прыжки: наскок на гимнастический мостик с разбега по гимнастической скамейке; тоже с отскоком в стойку и положение лёжа на горке матов. Опорные прыжки:с разбега наскок в сед на пятки, упор присев и положение лёжа на горку поролоновых матов. |
4.ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Вид подготовки | Двигательное содержание |
Мотивационно - познавательная | Теоретические знания – гимнастика, как вид физкультурно - спортивной деятельности, её история и место среди других видов спорта; виды троеборья и их особенности; правила поведения в спортивном зале и гигиенические требования к спортивной форме и внешнему виду гимнастов; доступная детям терминология разучиваемых упражнений; основные строевые команды; первичные сведения о физических качествах человека и способах их развития; элементарные сведения о правилах личной гигиены. Методические приёмы, направленные на формиро- вание мотивации к занятиям. – беседы с юными гимнастами, анализ каждого тренировочного занятия и поощрение отличившихся гимнастов; систематическое проведение открытых тренировок с приглашением родителей учащихся, регулярное проведения соревнований по отдельным видам физической и технической подготовки, спортивных праздников и показательных выступлений; награждение наиболее активно занимающихся гимнастов по итогам учебного года; организация летнего оздоровительного лагеря. |
Социально- психологическая | Основные направления – беседы о нормах и правилах поведения во время тренировок и соревнований; формирование навыков уважительного общения с товарищами по команде во время коллективных подвижных и спортивных игр; совместные занятия с родителями, дающие образцы спортивного поведения взрослых во время командных соревнований; содействие неформальным способам общения юных гимнастов вне тренировочных занятий. |
Контрольные норматив по года обучения.
1.ОБЩА ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Норматив | мальчики | девочки | |
1 | Бег на 30 метров | 6,9 и менее | 7,2 и менее |
2 | Челночный бег 3х10 метров | 10,4 и менее | 10,9 и менее |
3 | Прыжок в длину с места | 115 и выше | 110 и выше |
4 | Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине | 6 и более | 5 и более |
5 | Наклон вперёд сидя (см) | 7 и более | 9 и более |
6 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу ( кол-во раз) | 8 и более | 5 и более |
7 | Стойка на одной ноге с закрытыми глазами (сек) | 6 и более | 7 и более |
2.СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Вид многоборья | 2 год обучения |
Групповые вольные упражнения | Прыжки: прогнувшись, ноги врозь, с поворотом на 90 градусов и 180 градусов. Равновесия: стойка, сгибая ногу вперёд или в сторону; стойка на лопатках; мост. Выполнить индивидуально вольные упражнения, продолжительностью 32-48 счётов, составленные из базовых разновидностей ОРУ. |
Акробатические прыжки | Выполнить слитно 3-4 переката боком в группировке и выпрямившись; 2-3 кувырка вперёд; кувырок назад в группировке и согнувшись. |
Гимнастические прыжки | Опорные прыжки на горку гимнастических матов Высотой 90-100см; прыжок в сед на пятках, произвольным способом перейти в положение «старт пловца» и соскок в глубину на точность приземления; тоже после прыжка в упор присев. |
Интегральным показателем спортивной подготовленности 2 года обучения является выполнение гимнастами нормативных требований программы «Юный гимнаст».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»
Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...
Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".
Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы - гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...
Презентация: Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)»
Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)» был составлен мною не случайн...
Дистанционное обучение. Артикуляционная гимнастика на звук [л].
В данном материале содержатся рекомендации для родителей и задания для ребенка : артикуляционная гимнастика, сказка "Пароход", отработка звука [л]....
Обучение правильному дыханию на уроках гимнастики.
Учебный материал по гимнастике является наиболее трудным. Глубокое освоение его наиболее важно, так как средства основной гимнастики широко используются в других разделах программы, физкультурно-оздор...
Выступление на РМО "Командный подход в деятельности педагогов, специалистов и родителей по осуществлению эффективной адаптации ребёнка и его дальнейшему успешному обучению"
Командный подход в деятельности педагогов, специалистов и родителей по осуществлению эффективной адаптации ребёнка и его дальнейшему успешному обучению....