«Методика обучения учащихся плаванию способом – брасс»
методическая разработка по физкультуре на тему
Обучение плаванию — одна из неотъемлемых частей системы физического воспитания. Умение плавать сохраняет жизнь, укрепляет здоровье, способствует закаливанию организма, доставляет много радостных минут во время отдыха на берегах водоемов. Вот почему так важно научить каждого ребенка плавать. Сегодня перед школой, перед всеми организациями, работающими с детьми, стоит именно такая задача.
Брасс — один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.
Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брассом, благоприятное гигиеническое воздействие его на организм человека. Брасс используется как одно из средств лечебной гимнастики. Движения при плавании этим способом служат отличным корригирующим упражнением, применяемым для улучшения осанки, исправления искривлений позвоночника. Брасс является одним из видов физических упражнений для людей пожилого возраста, позволяющим легко дозировать нагрузку.
Технику этого способа можно использовать в самых разнообразных ситуациях, возникших в водной среде, свободно изменяя направление и скорость проплывания.
Пособие призвано помочь педагогу в организации и проведении обучения плаванию детей, в обеспечении безопасности при проведении уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий на воде, в пропаганде и популяризации плавания как жизненно важного навыка, способствующего всестороннему развитию человека, в организации и проведении соревнований, занятий плаванием в соответствии с требованиями комплексной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik_metodika_obucheniya_uchashchikhsya_brassom.doc | 26.5 КБ |
metodika_obucheniya_uchashchikhsya_brassom.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение г.Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №40»
«Методика обучения учащихся плаванию способом – брасс»
Составил:
Инструктор по физической культуре
Ясиновская Т.П.
вторая квалификационная категория
Предварительный просмотр:
Содержание.
I. ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________ 3.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА _____________________________________ 4.
- ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ БРАСС _ 5.
- ОСНОВЫ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ________________ 9.
- ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ «БРАСС» ________________________________________________________ 14.
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРАССУ__________________________________ 15.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ __________________________________________ 23.
I. ВВЕДЕНИЕ
Брасс — один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.
Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брассом, благоприятное гигиеническое воздействие его на организм человека. Брасс используется как одно из средств лечебной гимнастики. Движения при плавании этим способом служат отличным корригирующим упражнением, применяемым для улучшения осанки, исправления искривлений позвоночника. Брасс является одним из видов физических упражнений для людей пожилого возраста, позволяющим легко дозировать нагрузку.
Технику этого способа можно использовать в самых разнообразных ситуациях, возникших в водной среде, свободно изменяя направление и скорость проплывания.
При плавании брассом сохраняется хорошая видимость, этим способом удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему в воде и транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то брассист — готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты — ведь движения в брассе — одна из разновидностей техники плавания под водой.
Для ряда профессий, таких, как геологи, речники, моряки, подводники, спасатели, и многих других, требующих умения действовать в водной среде, овладение плаванием брассом — необходимая составная часть специальной подготовки.
В современном спорте подготовка пловцов теперь начинается очень рано, часто еще до школы. И бывает так, что мальчики и девочки, не успевшие ранее приобщиться к спортивным занятиям, оказываются неперспективными «переростками». Так вот, единственный способ плавания, в котором возможно более позднее начало тренировок, — это брасс. Убедительным примером является спортивная биография одного из выдающихся пловцов брассом Дэвида Уилки (Англия): в 12 лет — первое знакомство со спортивным плаванием, в 14 лет — первые серьезные старты, а в конце спортивной карьеры — рекорды мира и победы на многих соревнованиях по плаванию, включая первенство мира и олимпийские игры.
При начальном обучении плаванию брасс из-за большей сложности несколько уступает таким способам, как кроль и плавание на спине, научиться которым можно быстрее. Но важен ведь конечный результат: освоив брасс, человек не просто способен держаться на поверхности воды — он действительно становится пловцом! И в самом деле. Вот он только-только проплывает 10—15 м. Но изменилась ситуация... Нужно, очень нужно проплыть вдвое, втрое больше! И, представьте себе, брассист в состоянии это сделать.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение плаванию — одна из неотъемлемых частей системы физического воспитания. Умение плавать сохраняет жизнь, укрепляет здоровье, способствует закаливанию организма, доставляет много радостных минут во время отдыха на берегах водоемов. Вот почему так важно научить каждого ребенка плавать. Сегодня перед школой, перед всеми организациями, работающими с детьми, стоит именно такая задача.
Учебный материал дан применительно к проведению совместных занятий с девочками и мальчиками, так как по содержанию, методике обучения и развитию двигательных качеств он почти не отличается.
Особое внимание уделено упражнениям, направленным на формирование необходимых двигательных навыков, которые помогут педагогам проводить уроки более эффективно и интересно.
Учитель физической культуры вправе использовать предлагаемый материал, исходя из имеющихся условий (материальных, климатических, погодных), учитывая возраст, физическую и плавательную подготовленность занимающихся.
Пособие призвано помочь педагогу в организации и проведении обучения плаванию детей, в обеспечении безопасности при проведении уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий на воде, в пропаганде и популяризации плавания как жизненно важного навыка, способствующего всестороннему развитию человека, в организации и проведении соревнований, занятий плаванием в соответствии с требованиями комплексной программы.
III. ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ БРАСС
Положение тела. При плавании способом брасс на тело находится у поверхности воды в относительно горизонтальном положении, с несколько приподнятыми плечевым поясом и головой. Ноги сомкнуты, носки вытянуты, руки вытянуты, кисти соединены и обращены ладонями вниз.
Чтобы создать лучшие условия равновесия, уменьшить вращение и опускание ног вниз, а также напряжение мышц шеи и плечевого пояса, лицо погружается в воду. Таким образом, пловец находится в вытянутом положении. При этом тело пловца не должно быть излишне напряжено. Такое положение пловца является наиболее удобообтекаемым при поступательном движении и соответствует моменту скольжения по инерции тела после гребка руками и ногами. Это положение условно можно назвать исходным.
Движения ногами в плавании брассом, в основном, создают поступательное движение пловца и выполняются одновременно и симметрично. Условно их можно разделить на подготовительные и гребковые (рабочие).
Подготовительное движение.
Из исходного положения ноги без излишнего напряжения одновременно сгибаются в тазобедренных и коленных суставах и разводятся в стороны. При этом голени следуют за бедрами, а стопы движутся как можно ближе к поверхности воды.
Стопы постепенно расходятся в стороны и движутся по направлению к туловищу. В конце подготовительного движения голени и стопы поворачиваются наружу, одновременно происходит дополнительное тыльное сгибание стоп.
Непосредственно перед гребком передняя поверхность бедра находится под углом 115—125° по отношению к туловищу; голень под углом 45—50° по отношению к задней поверхности по направлению к туловищу. В конце подготовительного движения голени расходятся в стороны не менее чем на ширину плеч.
Такое положение ног наиболее выгодно, так как во время гребка ноги будут отталкивать воду назад – вниз.
Подготовительное движение ногами увеличивает сопротивление и является тормозящим, поэтому его надо выполнять с меньшим напряжением и несколько медленнее, чем гребок. Далее следует непосредственно гребок.
Гребок.
Гребковое движение выполняется ускоренным разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах сверху вниз, назад и в стороны по большой дуге. Далее, после почти полного выпрямления коленных суставов, ноги сводятся к средней линии. В конце гребка они поворачиваются в тазобедренных и коленных суставах внутрь и стопы разгибаются (подошвенное сгибание). Благодаря тому, что стопы при разгибании в конце гребка движутся ускоренно, образуется эффективное «захлестывающее» движение, которое увеличивает общую силу тяги.
Гребок ногами — довольно сложное движение: при сведении ног к средней линии в первой половине гребка ноги отталкивают воду назад – вниз, главным образом голенями и стопами, а во второй половине гребка вода выталкивается преимущественно назад в результате движения ног навстречу друг другу. Благодаря большой амплитуде и ускоренному гребку, движения ногами брассом на груди служат основным фактором для продвижения пловца вперед.
Движения руками выполняются одновременно и симметрично. Их можно расчленить на подготовительные и гребковые. Для последовательности изложения целесообразно технику движений руками рассмотреть по фазам:
а) движение; руками в стороны,
б) движение руками к туловищу (сгибание) и в исходное положение (разгибание), т. е.
подготовительное движение.
Гребковое движение.
Из исходного положения прямые руки с вытянутыми пальцами, обращенные ладонями наружу и слегка согнутые в лучезапястных суставах, одновременно разводятся в стороны – вниз под углом 20–30°по отношению к поверхности воды. Кисти при гребке следует держать так, чтобы отталкивать ладонями воду назад. Гребок производится слегка согнутыми в локтях руками и заканчивается несколько не доходя до линии поперечной оси плечевого пояса (при более быстром плавании амплитуда движений может быть несколько меньше). Чтобы увеличить силу тяги, гребок выполняется с ускорением. На этом гребковое движение заканчивается.
Подготовительное движение. По окончании гребка начинается подготовительное движение руками, которые сгибаются в локтевых суставах до угла 45—60°. Согнутые руки с ладонями, обращенными к туловищу, делают подгребающее движение, предплечья и кисти опускаются вниз. В этом положении кисти находятся на линии плечевого пояса, а локтевые суставы несколько сзади.
Далее руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, а предплечья и кисти, сгибаясь и обгоняя плечи, движутся вперед-вверх. При этом ладони обращены к туловищу и находятся на линии головы. После этого руки разгибаются в локтевых и плечевых суставах вверх – вперед, а в конце подготовительного движения кисти соединяются и поворачиваются ладонями вниз. Полностью выпрямленные в локтевых суставах руки возвращаются в исходное положение.
После скольжения (использование инерции от движений ног) руки вновь начинают гребок. Подготовительное движение руками является тормозящим, поэтому его следует выполнить вниз к середине и вверх – вперед так, чтобы положение рук при этом было наиболее обтекаемое. Это движение руками надо выполнять без особых усилий.
Дыхание в плавании брассом на груди усваивается несколько легче, чем в кроле на груди, так как отсутствует поворот головы в сторону.
Чтобы сделать вдох, голова поднимается вверх настолько, чтобы рот оказался над водой. Для этого при гребке руками плечевой пояс поднимается, и голова несколько отклоняется назад. После этого делается вдох через широко открытый рог. Затем голова опускается в воду лицом вниз, и после некоторой задержки дыхания начинается выдох.
Во время выдоха голова погружается в воду лицом вниз до верхней линии лобной части. Выдох выполняется в воду, в основном, через рот и после этого дополнительно через нос.
Вдох производится во время гребкового движения руками, а выдох — с началом движения руками в исходное положение до следующего гребка.
Техника дыхания отражается на технике плавания в целом, так как влияет на координацию движений и вызывает дополнительное колебание тела, что снижает скорость плавания, поэтому очень важно правильно овладеть дыханием в общем сочетании движений. Вдох выполняется несколько быстрее, чем выдох, а его продолжительность зависит от темпа плавания.
Общее сочетание движений и дыхания. Правильное сочетание движений руками, ногами и дыхания в плавании брассом на груди должно обеспечить относительно равномерное поступательное движение вперед. Этому способствует чередование гребковых движений ногами и руками. Подготовительные движения ногами и руками в плавании брассом на груди вызывают значительное сопротивление, поэтому такой равномерности плавания, как в кроле на груди, достигнуть невозможно. Кроме того, движение ногами эффективнее, чем руками, в связи с чем увеличивается неравномерность поступательного движения. Неравномерность движения можно несколько уменьшить, выполняя более энергичные гребки руками.
Чтобы лучше себе представить, как сочетаются движения ногами, руками и дыхание в брассе на груди, целесообразно расчленить движения на фазы.
Первая фаза. Из исходного положения руки выполняют гребок, одновременно голова поднимается над водой, и следует вдох. Ноги остаются вытянутыми.
Вторая фаза. Руки производят подготовительное движение по направлению к туловищу, и голова опускается в воду. Одновременно с началом движения руками вперед, ноги выполняют подготовительное движение.
Третья фаза. В начале фазы руки возвращаются в исходное положение и выпрямляются, ноги выполняют гребок. Выдох производится в продолжение всей фазы.
После гребка ногами пловец продвигается по инерции в вытянутом положении: с опущенной в воду головой, лицом вниз.
Скольжение при быстром плавании значительно сокращается за счет увеличения темпа. Некоторые спортсмены при плавании брассом выполняют гребковые движения руками в направлении спереди вниз – назад, так же как и при плавании баттерфляем, что разрешается правилами соревнований. Особенно удобно использовать такую возможность для выхода на поверхность после старта и поворота.
IV. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Помимо решения задач, которые решаются в процессе физического воспитания в школе в задачи обучения плаванию входит:
- начальное обучение плаванию;
- обучение современной технике спортивных способов плавания, стартов и поворотов;
- совершенствование техники спортивных способов плавания и овладение ее вариантами.
В процессе обучения преподаватель руководствуется общими принципами системы физического воспитания, в том числе и принципами обучения.
Упражнения, применяемые для обучения плаванию, должны быть доступными для занимающихся, благотворно влиять на их здоровье, физическое развитие и психику.
На каждом уроке последовательно решаются оздоровительные задачи. Преподаватель должен обучить детей гигиеническим навыкам, вооружить умениями и навыками, необходимыми для дальнейших регулярных занятий плаванием или другими видами спорта. Следует предусмотреть мероприятия по профилактике простудных заболеваний (закаливание, контроль за температурой воды и воздуха в бассейне, оборудование специальных сушилок для занимающихся и др.).
Требования, предъявляемые ученику в процессе обучения, должны возрастать постепенно и соответствовать его возрастным и индивидуальном особенностям. Наиболее доступными являются упражнения, разучить которые могут дети младшего возраста за 2—3 занятия. Ребят, усвоивших неправильные движения, очень трудно переучить. Поэтому в плавании применяется прием целостно-раздельного обучения. Для него характерно:
- применение несложных подготовительных упражнений в воде, включающих основные элементы плавания (умение скользить по поверхности воды в горизонтальном положении, дышать и выполнять простейшие гребковые движения);
- разучивание элементов техники плавания и объединение их по мере освоения в целостный способ;
- освоение, как только это становится доступным, облегченного варианта техники плавания, сохраняющего в основе элементы спортивного способа.
- Наиболее распространенной при изучении спортивных способов плавания является следующая схема движений:
- положение и движения тела в скольжении,
- движения руками;
- дыхание;
- согласование движений рук и дыхания;
- движения ногами;
- согласование движений ног и дыхания;
- согласование движений рук и ног;
- согласование движений рук, ног и дыхания.
Допускаются отступления от схемы. Например, при начальном обучении движения ногами могут разучиваться раньше, чем движения руками. Это более доступно новичкам, особенно если обучение ведется на глубоком месте. Углубленное же изучение современной техники плавания начинается с движений руками во всех способах, за исключением способа брасс. Движения руками создают основную движущую силу в плавании. Необходимо такое естественное согласование движений, при котором движения ногами подчинялись бы движениям руками.
При разучивании элементов техники движений следует помнить, что детям неинтересно выполнять однообразные упражнения. Поэтому к плаванию целостным способом следует переходить тотчас, как только дети смогут проплыть этим способом короткие отрезки. Первые попытки преодоления отрезка выполняются в несколько упрощенной форме (например, с произвольным дыханием или в замедленном темпе).
Обычное повторение упражнения может быстро надоесть детям. Поэтому полезно изменять темп, исходные положения и саму структуру движений. Это не только повысит их интерес к повторениям упражнений, но и поможет освоить наиболее удобные с точки зрения индивидуальных двигательных возможностей ученика плавательные движения.
Наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре благодаря положительным эмоциям они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности и напряженности, чувствуют себя смелее.
Любое элементарное упражнение в воде становится для детей интересней, если его образно назвать. Например, погружения в воду с выдохом — «водолазы», скольжения — «торпеды» или «стрелы» и т. п. Образные названия, игровые, соревновательные упражнения необходимо дополнять подвижными играми, в которые включаются изучаемые движения.
Дети младшего возраста отличаются предметным, образным мышлением. Они лучше воспринимают не словесные объяснения (хотя и они должны иметь место в краткой и образной форме), а демонстрацию, показ. При разучивании движений дети склонны к подражанию.
Наглядность в обучении используется и на занятиях с пловцами старших групп. Преподаватель применяет приемы, направленные на создание у занимающихся двигательных представлений о сложном движении или его отдельных фазах. Используются:
- образцовая демонстрация упражнения преподавателем, его помощником или пловцом
старшей группы;
показ разучиваемого движения наиболее подготовленным учеником данной группы;
- зрительные и звуковые ориентиры, задания предметного характера, образные «ограничители» движений (например, ученик выполняет стартовый прыжок через шест, удерживаемый у поверхности воды, и старается не задеть его);
- просмотр и анализ наглядных пособий: рисунков, плакатов, и т. д.
- имитационные упражнения на суше, в том числе статические упражнения, имитирующие отдельные моменты движений пловца в воде;
- непосредственная помощь, оказываемая ученику, которая позволяет ему ощутить правильное положение частей тела в воде или само движение.
Следовать принципу наглядности — это не значит сводить обучение к механическому копированию движений. Опираясь на конкретное мышление детей, преподаватель не должен забывать о сознательности и активности учеников. В доступной форме им необходимо объяснять, с какой целью разучивается упражнение, для чего нужно выполнить движения в воде так, а не иначе. С первых же уроков преподаватель должен на примерах из разучиваемого материала знакомить занимающихся с основными закономерностями плавания.
Важно развить у детей способность осмысливать свои движения, судить о правильном и неправильном их выполнении. Для этого иногда можно на примерах учеников данной группы демонстрировать не только образцовое, но и неправильно выполненное движение. Правда, делать это следует в тактичной форме, чтобы не обидеть недостаточно подготовленного ученика и не поколебать у него уверенности в своих силах. Не следует резко критиковать детей, особенно на первых занятиях, за неправильно выполненное упражнение. Важно, указав на недостаток, предложить ученику повторить упражнение, а затем, если он исправил свои ошибки, похвалить его. Ошибки надо исправлять постепенно и последовательно, начиная с самых существенных — одной-двух.
При обучении соблюдается принцип повторности и систематичности. Продолжительные перерывы в занятиях, недостаточное число повторений упражнений отрицательно сказываются на изучении техники плавания. Но и простое многократное повторение упражнений не решает задачи полностью. Упражнения должны изучаться по следующей схеме: от легкого к трудному, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному.
Движения, представляющие основу навыка плавания или наиболее трудно усваиваемые, необходимо повторять на многих занятиях. Подводящие упражнения осваиваются в общих чертах и исключаются из уроков, как только надобность в них отпадает.
Выбор средств обучения, их объем, последовательность в применении определяются задачами обучения, подготовленностью учеников и количеством уроков, предусмотренных учебным планом.
На этапе начального обучения число уроков, как правило, ограничено. Поэтому приходится отбирать минимум наиболее эффективных я доступных упражнений.
Наиболее успешно вести начальное обучение можно в специальных учебных бассейнах, где уровень воды регулируется от 50 до 100 см, или на мелкой части спортивного бассейна, если глубина ее не превышает 80—90 см. Температура воды в бассейне должна быть не ниже 26—29°.
Если в спортивной школе имеется только глубокий бассейн, то его можно использовать для начального обучения. С помощью портативных разборных сооружений уменьшают глубину бассейна. Если этого сделать нельзя, то на первых уроках применяются поддерживающие средства (поплавки, ласты и др.).
Эффективность обучения заметно повышается, если на уроках используется специальный инвентарь: детские плавательные доски из пенопласта размером 35 X 25 X 4 см, поплавки для поддержания ног при плавании с помощью рук, надувные круги, гимнастические обручи, обычные шесты, сделанные из дюралевых или пластмассовых трубок длиной от 2 до 4 м и диаметром 3—4 см, плавающие шесты резиновые шайбы, пластикатовые мячи и др.
Инвентарь, который не выпускается промышленностью, изготовляется своими силами. Упрощенный вариант поплавков для ног можно сделать из пенопластовых поплавков, разграничивающих бассейн на дорожки. Их нанизывают на капроновый шнур по 4—5 штук и туго затягивают концы шнура узлами. Два таких поплавка соединяют затем другим шнуром.
Плавающий шест изготовляется из двух пенопластовых дощечек толщиной 8—10 см, просверленных сбоку посередине. Дощечки отверстиями плотно насаживаются на концы дюралевого или пластмассового шеста длиной 2 м. Концы шеста заделываются наглухо, чтобы них не попала вода. В каждом мелком учебном бассейне должно быть не менее 5—6 таких шестов.
В основу курса начального обучения положено освоение подготовительных упражнений в воде и последовательное комплексное изучение облегченного способа плавания кроль на спине, способа кроль на груди, облегченных способов брасс и дельфин. На каждом занятии предусматривается применение упражнений на суше, подготавливающих детей к освоению учебного материала в воде.
К основным средствам обучения относятся:
- общеразвивающие и специальные гимнастические упражнения на суше;
- имитационные упражнения;
- подготовительные упражнения, игры и развлечения в воде;
- простейшие прыжки в воду;
- упражнения для изучения облегченных и спортивных способов плавания;
- упражнения для исправления ошибок в технике, совершенствования в технике и освоения ее вариантов.
Урок — основная форма учебных занятий. На уроках преподаватель учитывает индивидуальные возможности каждого ученика. Одновременно с общими заданиями и указаниями для всей группы он дает объяснения и делает замечания отдельным ученикам.
На первом уроке преподаватель разъясняет ученикам правила внутреннего распорядка в бассейне, знакомит с гигиеническими требованиями, объясняет команды и жесты, которыми он будет пользоваться во время урока.
Для обеспечения безопасности на занятиях в бассейне преподаватель обязан:
- не допускать к уроку детей, не прошедших медицинский осмотр;
- выводить новичков на борт бассейна и уводить их в душевые строем;
- на первом занятии научить детей правильному и безопасному входу в воду;
- не допускать прыжков в воду вниз головой на мелком месте;
- поддерживать строгую дисциплину на занятиях; вести непрерывное наблюдение за всеми занимающимися, особенно когда урок проводится в глубоком бассейне;
- при переводе группы для занятий в глубокий бассейн проверить умение каждого занимающегося плыть на глубоком месте, даже если он уверенно держался на воде в мелком бассейне (каждый занимающийся должен проплыть вдоль бортика бассейна, преподаватель сопровождает ребенка с шестом в руках);
- урок в воде начинать только после того, как предыдущая группа занимающихся полностью выйдет из воды.
V. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ «БРАСС»
п/п | Виды программного материала | Классы | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | ||
1. | Теоретические сведения | В процессе уроков | ||||||
2. | Двигательные навыки, умения, действия | 8 | 8 | 8 | 8 | 10 | 6 | 10 |
-движение ногами | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | |
-движение руками | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
-дыхание | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
-согласование движения рук и дыхания | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 8 | |
-согласование движения рук, ног и дыхания, поворот | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | |||
3. | Контроль навыков, умений и действий | |||||||
- техника плавания | + | + | + | + | + | |||
- плавание на дистанции 25 м. | + | + | + | + | + | |||
- плавание на дистанции 50 м. | + | + | + |
Примечание: Количество времени затраченного на освоение конкретных двигательных навыков, умений и действий указано в суммарном показателе.
VI. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРАССУ.
Способ плавания брасс на груди в силу сложности движений, которые к тому же необходимо выполнять симметрично, лучше всего изучать с помощью поддерживающих средств (плавательного пояса и плавательной доски). Это позволяет занимающимся свободно лежать на воде в горизонтальном положении и следить за командой и указаниями преподавателя.
В начальной стадии обучения движения ногами и руками, а также их согласование между собой и с дыханием изучается в общегрупповом порядке под счет преподавателя у борта бассейна и в скольжении лежа на поясе.
Как показала практика последних лет по обучению этому способу, наиболее целесообразно применять трехкратный счет («раз», «и», «два») вместо применявшегося ранее пятикратного счета («раз», «два», «и», «три», «четыре»). При трехкратном счете занимающиеся смогут выполнять движения более слитно, нежели при пятикратном счете, и быстрее овладевают правильной техникой движений конечностями и их общим согласованием с дыханием.
Изучение общей координации движений ногами и руками с произвольным дыханием, с задержкой дыхания на вдохе и в согласовании с дыханием следует начинать с овладения так называемой раздельной координации, то есть после полного движения руками и задержки их в исходном положении, выполнять полное движение ногами. Это приучает занимающихся удерживать руки в исходном положении, что необходимо для выполнения полного выдоха и принятия наиболее удобообтекаемого положения тела в воде в момент наибольшего ускорения, полученного от гребка ногами. Кроме того, освоение раздельной координации приучает занимающихся выполнять эффективный гребок ногами, необходимый для наиболее продуктивного продвижения вперед.
Обучение техники движений ногами.
На первых шести — девяти занятиях по изучению брасса главное внимание необходимо уделить овладению подготовительными и рабочими движениями ногами.
Упражнения для изучения на суше движений ногами в брассе.
Основным упражнением для ног на суше является имитация их движений в воде: надо сесть на пол, на край скамейки или какого-либо иного возвышения, опереться руками сзади. Слегка откинувшись назад, перенести на руки центр тяжести. Ноги соединить и вытянуть (стопы тоже должны быть вытянутыми). Подтянуть и согнуть ноги так, чтобы голени были примерно на ширине таза. Продолжать держать стопы свободно вытянутыми, не напрягать их. Далее развернуть стопы в сторону — наружу. Оставив колени на той же ширине, раздвинуть голени несколько дальше в стороны. Все это нужно делать не рывком, не резко, а мягким плавным движением. Вот таким же «крадущимся» движением ноги будут подтягиваться в воде, чтобы не вызвать излишнего сопротивления. Затем ноги с нарастающей скоростью (с захлестом!) выпрямляются и соединяются к середине. Когда они соединятся и выпрямятся, носки вытягиваются.
Иногда оказывается недостаточным применение одного этого упражнения. У детей младшего возраста, например, более правильное представление создается, если они делают подобные упражнения в положении лежа на груди. Для лучшего выполнения в последующем отталкивания ногами в воде полезно на суше имитировать не только движения ногами, но и сопротивление гребущим поверхностям ног. Обращается внимание на плавное сгибание ног, быстрый разворот стоп носками в стороны, энергичное разгибание и сведение ног. Первые повторения выполняются медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и после сведения ног вместе; затем — в рабочем темпе и ритме, с небольшой паузой после сведения ног вместе.
Упражнения на суше для изучения работы ног:
- подтягивание и отталкивание ногами из исходного положения, лежа на скамейке;
- подтягивание и отталкивание ногами из исходного положения, лежа на скамейке, с помощью другого занимающегося, который контролирует и направляет подтягивание, а при отталкивании, поставив ладонь на развернутую стопу, нажимом имитирует сопротивление воды;
- в положении стоя, опираясь руками о стену, перенести центр тяжести тела на одну ногу и выполнить движение другой ногой;
- в положении лежа на спине у стены поставить на нее ноги, развернутые для толчка, и оттолкнуться ими;
- сделать то же в положении лежа на груди.
Упражнения в воде для изучения работы ног:
- в положении сидя, оперевшись руками сзади, выполнить подготовительные и толчковые движения ногами;
- опираясь о дно руками, принять горизонтальное положение на груди, опустить голову подбородком на воду и имитировать движение ногами брассом
- лечь на воду, на грудь с помощью преподавателя или партнера. Вытянуться. Выполнить движения ногами;
- то же, что предыдущее упражнение, но в положении на спине.
- выполнение движений ногами лежа на груди, с выпрямленными ногами, держась прямыми руками за край бортика. «Раз» — согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах и отвести колени в стороны. «И» — выполнить тыльное сгибание стоп, поворачивая пальцы наружу, вести ноги в стороны, пятками примерно на ширину плеч, не сгибая при этом ног в тазобедренных и коленных суставах (хват воды для гребка). «Два» — выполнить гребковые движение ногами одновременным разгибанием и приведением ног;
- то же, что предыдущее упражнение, но лежа на спине.
Итак, сначала учимся движению ногами на месте, без передвижения. Не следует задерживаться на выполнении этих упражнений. Как только мягкое подтягивание ног переходит в быстрое отталкивание, а голени и стопы начинают ощущать сопротивление и опираться о воду, нужно переходить к плаванию с помощью движений одними ногами:
- в положении на груди, оттолкнувшись от дна или стенки бассейна, проскользить, вытянув руки вперед, опустив голову лицом в воду. Задержав дыхание, и не поднимая головы, плыть, делая движения одними ногами, но не слишком часто. Попробовать после каждого отталкивания делать паузу и скользить без движений;
- попытаться предыдущее упражнение повторить в положении на спине с руками у бедер.
Как только станет ясно, что продвижение происходит без рывков и остановок, надо переходить к плаванию с движениями одними ногами с доской в руках, что позволят уверенно лежать на воде с поднятой головой и свободно дышать.
Важно сосредоточить все внимание на движениях ног. Проследить за мягким неторопливым подтягиванием. Выполнить ногами сильные отталкивания. Не учащать движений. Постепенно достигается умение расслаблять плечи и спину. Не нужно судорожно держаться руками за поддерживающую доску. От занятия к занятию надо увеличивать расстояние, проплываемое с доской.
Обучение техники движений руками и дыхания.
Что нужно знать о движении рук? Несмотря на то, что первоначально гребок руками дает меньшее продвижение, чем отталкивание ногами, роль гребка очень значительна, от движений руками зависит темп плавания, с ними связано дыхание.
Упражнения на суше для изучения работы рук и дыхания:
- стать, наклонившись вперед. Смотреть вперед – вниз. Руки, вытянутые вперед, соединить вместе,
ладонями вниз. Начинать «гребок» поворотом ладоней кнаружи с одновременным движением
руками в стороны – вниз. Руки округлым движением соединяются перед грудью, не заходя за
линию плеч. Кисти оказываются впереди перед подбородком, локти опущены вниз. «Гребок» закончился. После этого руки, выпрямляясь вперед, возвращаются в исходное положение. Следует небольшая пауза. Не нужно напрягаться. Не следует допускать угловатых резких движений. Если упражнение не получается, то нужно выполнить «гребок» не сразу весь, а с задержкой в промежуточных положениях, проверяя правильность выполнения;
- то же, что предыдущее упражнение, но в сочетании с дыханием. После выполнения начала «гребка» и разведения рук в стороны – вниз начинается вдох. Слегка приподнять голову вверх и через открытый рот неторопливо вдохнуть воздух. Не задерживать во время вдоха движения руками и продолжать выполнять вторую половину «гребка». К моменту соединения рук перед грудью вдох заканчивается. Начинать выдох надо одновременно с выведением рук вперед в исходное положение. Нужно представить себе мысленно, будто навстречу вам бежит волна. Немного опустив лицо, надо продолжить выдох. Во время паузы следует выдохнуть через нос остаток воздуха.
Упражнения в воде для изучения работы рук и дыхания:
- сидя на мелком месте или стоя, наклонившись вперед, как в упражнении на суше, выполнить гребок руками. Если сопротивление воды мешает свободе движений, надо сделать гребок более коротким, но не таким размашистым;
- то же, что предыдущее упражнение, но в сочетании с дыханием. Не начинать вдох судорожно, а выполнять его продолжительно и свободно, а заканчивать выдох и ртом и носом одновременно, так, чтобы этим сдуть все капли воды, набегающие на лицо;
- то же, что предыдущее упражнение, но в сочетании с ходьбой по дну. Не нужно спешить! Не следует делать широких и быстрых шагов. Ходьба должна быть подчинена гребкам руками;
- лежа на поясе лицом в сторону бассейна, держась стопами за край бортика, выполнить движения руками с произвольным дыханием и согласуя с дыханием;
- скольжение на груди с поплавком между ногами, движения руками как при плавании брассом.
- то же упражнение, но без поплавка.
Обучение согласованию движений ног, рук и дыхания Чтобы плыть брассом быстро, недостаточно только изучить, а затем просто соединить продвижение от движений ногами с продвижением от движений руками. Нужно так скоординировать эти два различных движения, чтобы одно не ослабляло, а усиливало другое. Первыми начинают грести руки. Только после этого подтягиваются ноги. Голова приподнимается вверх так, чтобы рот оказался над водой, и можно было бы свободно сделать вдох. К тому моменту, когда ноги закончат свое подготовительное движение и будут подтянуты, руки, закончив гребок, начинают вытягиваться вперед. Далее следует отталкивание ногами от слоя воды, которое обеспечивает длинное свободное скольжение. Руки на протяжении всего отталкивания ногами выходят вперед и во время скольжения остаются вытянутыми. В это время выполняется выдох — через рот и нос, длинно, свободно и, главное, непрерывно. Не исключено, что к этому моменту плечи и голова несколько опустятся вниз, лицо окажется в воде, а рот и нос покроет гребень волны. Нужно сделать энергичный выдох, чтобы пузырьками выдыхаемого воздуха сбить набегающую воду.
Упражнения на суше для изучения согласования движений ног, рук и дыхания:
- в положении стоя, вытянув руки вперед, перенести центр тяжести на одну ногу, освободив вторую. Сделать «гребок» руками. Как только он закончится, подтянуть ногу, отведя колено в сторону. Затем отвести голень, развернуть стопу. Возвращая руки в исходное положение, сделать через сторону к середине «захватывающее» движение ногой;
- повторить предыдущее упражнение более слитно. Для этого начинать медленно «гребок» руками. Вслед за разведением рук сразу же начать подтягивать ногу и дальше, не останавливаясь, продолжить движения руками и ногами. К тому моменту, когда руки, окончив «гребок», начинают выводиться вперед, нога, имитирующая движение, заканчивает подтягивание, стопа разворачивается носком на себя, голень через сторону к середине и вниз выполняет «отталкивание»; - повторить все предыдущее упражнение, но после разведения сделать вдох через рот. Повторить несколько раз медленно, не увеличивая темпа.
Не нужно «зазубривать» всю эту сложную координацию. Главное в занятиях на суше — понять сущность согласования движений, составить правильное представление об их последовательности.
Упражнения в воде для изучения согласования движений ног, рук и дыхания:
- раздельное последовательное выполнение движений руками и ногами:
а) лежа на поясе, сомкнутые руки вытянуты вперед ладонями вниз. Ноги выпрямлены и
сомкнуты, дыхание произвольное. «Раз» - сделать гребковое и подготовительное движение
руками, «два» — произвести подготовительное и гребковое движение ногами;
б) то же. но, согласуя с дыханием: на «раз» вдох, на «два» выдох;
в) то же без пояса, скользя, оттолкнувшись борта, с задержкой дыхания на вдохе, голова
опущена лицом воду. Вначале выполнить подготовительное и гребковое движение ногами,
затем гребковое и подготовительное движение руками;
г) то же, но согласуя с дыханием. Вначале выполнить подготовительное и гребковое
движение ногами и выдох, затем произвести гребковое и подготовительное движение руками,
сделав вдох во время гребка руками
- оттолкнуться от дна водоема или стены бассейна и скользить вдоль поверхности воды с опущенным вниз лицом. Задержать дыхание. Подхватить продвижение от скольжения гребком руками и тут же присоединить ноги;
- плавание способом брасс с укороченными гребками руками и постеленным увеличением длины отрезков;
- повторить несколько раз предыдущее упражнение, выполняя ряд движений одно за другим;
- после нескольких движений без дыхания, когда обучающийся почувствует, что плывет по поверхности воды, поднять лицо и начать дышать, согласуя вдох с гребком руками. Контролировать дыхание, подчиняя его гребковым движениям руками. Не нужно думать о движении ног. Подготовительные и толчковые движения ими стараться выполнять автоматически.
При изучении такого трудного упражнения, каким является согласование движений рук, ног и дыхания, для того, чтобы легче держаться на воде, можно применить плавательный поплавок. Поплавок прикрепляется таким образом, чтобы тело пловца лежало высоко у поверхности воды. Такие поддерживающие средства можно применять и в других упражнениях. Использование поддерживающих средств в занятиях не должно быть постоянным (большую часть обучения надо обходиться без них). Иначе у занимающегося образуется привычка плавать только с поддерживающими средствами, а не самостоятельно.
Совершенствование техники плавания способом брасс и освоение ее вариантов. Все современные варианты техники плавания этим способом можно объединить термином «темповый брасс». Для него характерны: неширокие и непрерывные движения руками и ногами, отсутствие или сведение к минимуму внутри- и межцикловых пауз. Занимающийся должен образно представить, что он плывет способом брасс в трубе диаметром не более ширины его плечевого пояса и стремится выбраться из нее как можно быстрее, не задев стенок. Ноги двигаются «узко», часто на ширине таза. После гребка ноги мгновенно расслабляются и всплывают пятками к поверхности воды. Рабочее движение ногами выполняется с подчеркнутым разворотом стоп носками наружу.
Упражнения для совершенствования техники плавания.
Совершенствование движений ногами
- Пловец находится в воде в вертикальном положении, руки за головой: стараться удержать подбородок как можно выше над поверхностью воды с помощью непрерывных движений ногами брассом. Ноги двигаются в основном за счет сгибания и разгибания голеней с «узким» положением коленей.
- То же, но постепенно продвигаясь вперед.
- Лежа на груди, руки у бедер, подбородок на поверхности воды: плавание брассом с помощью непрерывных и нешироких по амплитуде движений ног. Ноги подтягиваются преимущественно за счет «забрасывания» (сгибания) голеней к ягодицам. Если степень сгибания ног в коленях недостаточна, занимающийся кладет руки ладонями на ягодицы и старается при «забрасывании» голеней коснуться пятками вытянутых пальцев рук. Внимание обращается на то, чтобы подбородок пловца двигался по поверхности воды вперед без остановок.
- Лежа на груди, руки вытянуты вперед (с доской в руках или без нее): плавание с помощью движений ног брассом, обращая внимание на непрерывные и неширокие по амплитуде движения ногами.
- Движения голенями и стопами как при плавании брассом, колени остаются сомкнутыми, бедра неподвижными. Занимающийся может представить, что он зажимает коленями небольшую пластинку и стремится не выронить ее во время движений ногами.
- Плавание с помощью движений ног брассом, но на колени пловца надето резиновое эластичное кольцо диаметром 15—20 см. Кольцо ограничивает разведение коленей в стороны.
- Лежа на спине, руки впереди или у бедер: плавание с помощью движений ног брассом, но колени и бедра остаются неподвижными. Внимание пловца обращается на быстрый разворот стоп носками наружу и энергичный захлест голенями назад-наружу.
Упражнения 5—7 требуют высокой подвижности ног в коленных и голеностопных суставах. Перед занятиями в воде эти суставы необходимо тщательно разогреть и «размять»
упражнениями на суше.
8. Лежа на груди, руки вытянуты вперед: плавание с помощью движений ног брассом на
наименьшее количество гребков. Обращают внимание на ровное положение тела, мощный
толчок ногами в направлении назад, выход бедра вверх к поверхности воды в конце рабочего
движения ногами.
При совершенствовании движений руками внимание обращается: гребок вниз — в стороны, не заводя локти за линию плеч; на мощное окончание гребка, когда ладони, предплечья и локти округлым движением направляются внутрь – вперед, продолжая давить на воду; на выполнение всего движения руками с ускорением на начало их выведения вперед (никаких задержек в движении локтей!); на мягкое, но быстрое выведение рук вперед; на начало гребка без наплыва с хорошей опорой о воду ладонями и предплечьями.
Совершенствование движений руками
- Плавание с помощью непрерывных движений рук брассом с поплавком между ногами.
- То же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды.
- Плавание с помощью движений рук брассом и ног дельфином в ритме безнаплывного одноударного дельфина — движение стоп вниз совпадает с мягким началом гребка руками.
- То же, но движение стоп вниз согласуется с энергичным окончанием гребка руками.
Совершенствование согласования движений
- Плавание брассом на наименьшее количество гребков. Пловец во время межцикловой паузы концентрирует свое внимание на энергичном и быстром выполнении всех движений внутри очередного цикла.
- Плавание брассом с полной координацией движений, но с непрерывными и специально укороченными движениями ногами от колена. Бедра в движениях участия не принимают, голень двигается строго вниз, стопы разворачиваются носками в стороны. На колени занимающегося можно надеть резиновое кольцо-ограничитель.
- То же, упражнение, но в чередовании с полной координацией движений и естественными для избранного варианта движениями ногами.
- Плавание брассом с постепенным повышением темпа. Занимающийся начинает плыть отрезок брассом с небольшой межцикловой паузой и, увеличивая скорость, переходит на безнаплывный брасс.
- Плавание брассом с одновременным выполнением гребковых движений руками и ногами и с утрированно большим углом атаки к поверхности воды Пловец занимает в воде почти вертикальное положение, руки полусогнуты в локтях ладонями вниз. Выполняя одновременные движения руками и голенями вниз – назад, занимающийся продвигает себя вверх – вперед. Получив представление об одновременном согласовании движений, он постепенно уменьшает угол атаки, но сохраняет прежнюю координацию движений.
- Плавание брассом, сочетая два гребка ногами с одним гребком руками. После одновременно выполненного движения руками и ногами следуют движение ногами (руки остаются вытянутыми) и пауза, в течение которой занимающийся концентрирует внимание на очередном цикле слитных движений. Затем это же упражнение выполняется без паузы. Оно эффективно не только при согласовании движений рук и ног, но и при согласовании их с дыханием: в момент выведения рук вперед и подтягивания ног выполняется вдох, во время рабочего движения только ногами дыхание задержано; во время одновременного гребка ногами и руками — выдох.
- Плавание брассом с помощью непрерывных движений ног (руки вытянуты вперед) и постепенным подключением движений руками в ритме необходимой темповой координации. Вначале в движение вовлекаются только кисти, затем предплечья, а далее — локти.
- Плавание брассом с помощью непрерывных движений рук и постепенным подключением движений ног в ритме осваиваемой темповой координации. Вначале в движение вовлекаются только стопы и голени, а затем и бедра.
- Плавание темповым брассом с удержанием минимального угла атаки.
- Проплывание темповым брассом отрезков 25—50 м на скорость и наименьшее количество гребков.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Белиц-Гейман СВ. Мы учимся плавать. М. «Просвещение» 1987 г.
Викулов А.Д. Плавание. М. «Владос-пресс» 2003 г.
Кубышкин В.И. Учите школьников плавать М. «Просвещение» 1988 г.
Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. М. «Физкультура и спорт» 1974 г.
Научное обеспечение подготовки пловцов./Под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой
М. «Физкультура и спорт» 1983 г.
Плавание: (плавание, водное поло, прыжки в воду)./Под ред. А.К. Дмитриева, Н.Ф. Столбова
М. «Физкультура и спорт» 1959 г.
Плавание: Программа для детских спортивных школ. М. 1960 г.
Плавание: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ./Под ред. Н.Ж. Булгаковой
М. «Физкультура и спорт» 1984 г.
Фараонов М.С. Плавание брассом М. «Физкультура и спорт» 1980 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.
Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время"....
Методика обучения учащихся младших классов игре в минибаскетбол на уроках физической культуры.
Нужно обучать игре в минибаскетбол учащихся 3 - 4 классов. В методической разработке дана методика обучения игре в минибаскетбол....
Консультация для педагогов «Организация и методика обучения учащихся выполнению творческих проектов»
Публикуемый материал содержит мнформацию по организация и методике обучению учащихся выполнению творческих проектов, содержат информацию о дизайн-упражнениях....
«Педагогические возможности ускоренного обучения техники плавания спортивными способами детей младшего школьного возраста»
Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц. Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но ...
План-конспект занятия на тему "Совершенствование навыков плавания способом кроль" для учащихся 3 класса
Тема урока : Совершенствование навыков плавания способом кроль.Цель : Закрепить умения и навыки плавания способом кроль на груди и спине.Задачи : Совершенствование техники работы рук. Совершенствовани...
Методика обучения основным гребкам и позициям синхронного плавания.
Учебно-методический материал синхронного плавания педагога по дополнительному образованию в школе. В материале разбирают основные гребки и положения, которые являются фундаментом синхронного плавания....
Виды и методика обучения плаванию в технике "Кроль"
При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.В этом документе приведены базовые принципы и методология обучени...