История развития спортивного тимбилдинга.
методическая разработка по физкультуре по теме
История развития тимбилдинга
Сама идея тимбилдинга в форме командобразования пришла к нам еще с античных времен. Документальные свидетельства древних тимбилдингов датируются примерно 200 годом до н.э., когда еще в Древнем Риме для поддержания боевого духа и сплоченности солдат в войсках проводились специальные физические упражнения. Как правило, это были соревнования на силу (ранняя разновидность армрестлинга), на выносливость, а также на изобретательность. Победители получали подарки, в зависимости от масштаба мероприятия: от бутылки отличного итальянского вина, до земельных наделов. Явление само по себе появилось спонтанно в отдельных легионах когда римские генералы старались создать сплоченных дух среди своих подчиненных и пришли к выводу что нет ничего более эффективного чем игра. Одни из первых научно подошли к данному явлению Гай Юлий Цезарь и его потомок Октавиан Август, разработавшие систему средств повышения морального духа римских солдат перед битвой [1928]. В древней Греции командообразование было настолько сильным, что сплоченность солдат оставалась крепкой даже до самой смерти, что реализовывалось за счет спортивных состязаний и спортивных игр. Спортивных игр большое количество – немейские, пифийские, истмийские, дельфийские, но наибольшую популярность завоевали Олимпийские игры, которые превратились в явление общекультурного масштаба [ 2007].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История развития тимбилдинга на Западе и в России | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
. История развития тимбилдинга
Сама идея тимбилдинга в форме командобразования пришла к нам еще с античных времен. Документальные свидетельства древних тимбилдингов датируются примерно 200 годом до н.э., когда еще в Древнем Риме для поддержания боевого духа и сплоченности солдат в войсках проводились специальные физические упражнения. Как правило, это были соревнования на силу (ранняя разновидность армрестлинга), на выносливость, а также на изобретательность. Победители получали подарки, в зависимости от масштаба мероприятия: от бутылки отличного итальянского вина, до земельных наделов. Явление само по себе появилось спонтанно в отдельных легионах когда римские генералы старались создать сплоченных дух среди своих подчиненных и пришли к выводу что нет ничего более эффективного чем игра. Одни из первых научно подошли к данному явлению Гай Юлий Цезарь и его потомок Октавиан Август, разработавшие систему средств повышения морального духа римских солдат перед битвой [40, 1928]. В древней Греции командообразование было настолько сильным, что сплоченность солдат оставалась крепкой даже до самой смерти, что реализовывалось за счет спортивных состязаний и спортивных игр. Спортивных игр большое количество – немейские, пифийские, истмийские, дельфийские, но наибольшую популярность завоевали Олимпийские игры, которые превратились в явление общекультурного масштаба [18, 2007].
С другой стороны история нашей цивилизации помнит и противоположное явление, такое как детимбилдинг или антибилдинг, когда к эффективно сплоченным коллективам применялись действия направленные на их разобщение. В 1050-х годах н.э. правитель Англии - Вильгельм Завоеватель подавлял восстания, а также истреблял своих врагов, подавляя их сплоченность и командный дух. Благодаря грамотной стратегии правителя - люди просто переставали доверять друг другу и вследствие чего сдавали своих же братьев и друзей в немилость к врагам. Стоит отметить, что также в этом преуспел Наполеон во время своего великого Похода на Москву в 1812 году [12, 2012].
Проходили годы, сменялись эпохи и поколения, а тимбилдинг развивался и как современная наука предстал нам в начале 1960х годов в США (Р.M.Белбин, Р. Блейк, В. Дайер, Дж. Катценбах, Дж. Моутон, Д.М. Паркер, Д. Смит) (2003 г.).
Однако первые эффективные научные разработки в области проведения успешных тимбилдинг-мероприятий проводились в Англии в начале 1930 года, когда для повышения сплоченности сотрудников устраивались спортивные игры, в частности футбольные матчи "Фабрика против Фабрики". Разумеется команда одной фабрики объединялась в единой целое для того чтобы разгромить вражескую команду другой фабрики. После матча - эффект сплоченности сохранялся на довольно продолжительное время [12, 2012].
В дальнейшем данный опыт переняли другие организации. Видов корпоративных игр и мероприятий становилось все больше и больше. Каждая страна вносила свою культуру и свои наработки в мировое командообразование.
Рассмотрим подробнее историю развития тимбилдинга на Западе.
Большинство ученых склонно считать родоначальником концепции тимбилдинга американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо[29, 2012], который был автором и основателем Хоторнских экспериментов в 1927 - 1932 гг. Элтон Мэйо, изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии в Чикаго, доказал особую роль человеческого и группового фактора. Во время данных экспериментов Мэйо обнаружил так называемый Хоторнский эффект [50, 2001], состоявший в том, что индивидуальное поведение участников эксперимента менялось благодаря повышению их осведомленности о проводимом с их участием тестировании. Наиболее важным для основ тимбилдинга было обнаружение того, что производительность участников эксперимента увеличивалась в ответ на психологические стимулы, такие как проявление интереса и внимания к работе участника эксперимента, усиление его чувства вовлеченности в процесс и ощущения важности и значимости. Самыми важными выводами Мэйо были следующие:
- взаимоотношения между руководителем и подчиненным влияют на производительность;
- рабочие нормы значительно влияют на производительность;
- рабочее место имеет свою культуру;
- забота и поддержка более важны, чем физические условия труда.
Основной вывод был таков; в ходе пятилетних экспериментов сотрудники стали более осведомлены о важности и значимости для них позитивной рабочей атмосферы, культуры и отношений и поддержания таковой атмосферы на предприятии. Многие ученые склонны заключить, что результаты и выводы Хоторнских экспериментов были первым импульсом к зарождению концепции тимбилдинга.
Далее приведем здесь несколько других психологических и поведенческих концепций и теорий, элементы которых также повлияли на формирование теории тимбилдинга. Мередит Белбин [4, 2003] изучал максимизацию результативности команд и командную динамику и стал первым в организационной науке, кто провозгласил максимальный вклад ролевого распределения в повышение эффективности работы команды. Теория девяти ролей Мередита Белбина активно используется в теории командообразования. Четкое ролевое распределение многократно повышает эффективность деятельности команды. Невозможно не упомянуть здесь о великом Абрахаме Маслоу [23, 2011] и его пирамиде - иерархии человеческих потребностей. Пирамида мотивации Маслоу активно применятся в тимбилдингах для изучения мотивации команд и выявления степени развития команды и ее потребностей. Джон Адаир [2, 2007] внес свой вклад в тимбилдинг созданием теории лидерства. Он определяет лидерство как передаваемый и приобретаемый навык и выделяет основные лидерские функции, выполнение которых приведет команду к успеху. Заслуга И. Майерс и ее дочери К. Бриггс для тимбилдинга состоит в создании типологии Майерс-Бриггс [5, 1998] - 16-типичной типологии Личностей. Типология ярко иллюстрирует наличие различных, даже полярных друг другу типов личности, и теория тимбилдинга учит использовать полярные различия с максимальной выгодой для достижения максимальной эффективности работы в команде. И еще одной, не менее важной концепцией, активно использующейся в теории командообразования, стала концепция Брюса Тукмана - концепция «Формирование - Шторм - Нормализация - Результаты» [37, 2012]. В своей концепции он фиксирует четыре важные и неотъемлемые стадии, через которые предстоит пройти каждой команде в своем развитии, если она стремится к достижению высоких результатов. Многие известные психологи, не работая явно над концепций тимбилдинга, внесли в ее формирование свои элементы. Курт Левин [19, 2001] - созданием концепции групповой динамики. Уильям Шутц [51, 2004] - созданием теории межличностных отношений и психологической совместимости, согласно которой три самых важных фактора межличностных отношений - включенность, контроль, влияние - определяют большинство ситуаций человеческого взаимодействия.
Однако в некоторых немногочисленных источниках наиболее явным основоположником веревочного курса считают француза Джорджа Хеберта, офицера Французской армии. Хеберт был известен своими многократными африканскими экспедициями, в ходе которых встречал умных, сильных и физически гораздо более развитых, чем европейцы, людей. В результате он начал систематизировать свои знания и изобрел метод физического образования, получивший название «Натуральный метод». Это образование предполагало физическое и моральное развитие, наряду с формированием мужественности, и проходило в открытой среде [14, 2010]. Во Франции это направление вскоре получило название хебертизма и активно развивалось в течение Второй мировой войны, став стандартом физического образования во Французской Армии. Поэтому многие веревочные курсы в Европе и во Французской Канаде, в Квебеке называются Курсами Хеберта.
Видный американский исследователь и практик в области организационного развития, Уильям Дайер написал первую книгу, посвященную тимбилдингу, в 1977 г. В США считается, что это была первая современная работа по тимбилдингу, в которой были обозначены границы этого феномена. Впоследствии вышло несколько переизданий первой книги. Другая книга этого же автора начинается словами о том, что трудно представить, как много компаний во всем мире формулируют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как мало из них реализуют утверждения в действительности.
Позже, в 1980-е гг., стало активно формироваться направление «Образование вне помещения». Чаще всего приводится определение Брукеса, где под этим направлением он понимаетиспользование условий природной среды для образования, получения опыта и развития индивидуума [14, 2010].
Наиболее успешный новый формат экстрим-тимбилдингов на Западе, пришедший на смену «веревочным курсам», это корпоративная приключенческая гонка [20, 2002]. Командам по 6-8 человек необходимо преодолеть дистанцию продолжительностью не менее 6 часов по лесной местности, включающую в себя ориентирование, греблю на плотах, горные велосипеды, веревочные этапы, скалолазание, интернет-ориентирование, фотонавигацию, верховую езду, коастеринг, «лыжи (в зависимости от времени года) и пр. Основа таких корпоративных гонок - состязание. Состязание, конкуренция и соперничество - единственный инструмент, заставляющий людей мобилизовывать силы и учиться работать в команде «на сто процентов».
Многообразная физическая нагрузка в течение ограниченного отрезка времени позволяет раскрыть различные стороны сотрудников. В каком-либо виде деятельности каждый член команды обязательно почувствует себя лидером или аутсайдером. В процессе тренинга приходит понимание того, что такое «ситуационное лидерство», распределение ролей, эффективные коммуникации. Участники осознают право другого человека на ошибку, что у каждого есть и слабые, и сильные стороны, на которых и надо строить сильную команду.
Главный секрет высокой эффективности экстрим-тренинга - редкое сочетание одновременного психологического, физического, интеллектуального и эмоционального воздействия на участника, а это и создает комплексность и успешность результата.
В Россию тимбилдинг пришел в начале 90-ых годов [32, 1998]. Первоначально это был вывоз сотрудников завода "на шашлыки", позднее появились игровые бизнес-тренинги, где кадровые специалисты использовали западные методики, а также изобретали свои. В середине 90-ых годов в Россию пришел спортивный тимбилдинг, направленный на сплочение коллектива в единую команду спортивными методами [13, 2012].
Несколько первых лет понятия «тимбилдинг» и «веревочный курс» были синонимами. Они пришли вместе с другими модными западными управленческими новинками и управленческой терминологией. Абсолютно будничные на сегодняшний день слова «маркетинг», «менеджмент», «менеджер» были первыми перелетными птицами этой эпохи, а термин «тимбилдинг» появился в России вместе со второй волной, включающей в себя «тренинги», «бенефиты», «бонусы», «дивизионы», «грейды», «эвенты» и «корпоративы». Такие ситуация в практике становления нового феномена не редкость: ксероксами стали называть все копировальные машины, несмотря на то что это было конкретное имя - торговая марка первой копировальной машины; ноутбуками стали называть все переносные компьютеры, несмотря на то что «Ноутбук» был лишь торговой маркой первого переносного компьютера. Так и тимбилдингами стал называть всевозможные виды корпоративных мероприятий на свежем воздухе, несмотря на то, что первоначально «тимбилдинг» был прямым и адекватным переводом «веревочного курса».
Корпоративный тимбилдинг пришел вРоссию как событие, направленное в первую очередь на сплочение персонала компании и построение эффективной команды. Однако, как и в большинстве бизнес-явлений, Россия - страна самобытная. И редкий бизнес-феномен приживается в России без заметного искажения. Так произошло и с тимбилдингом.
Признанный хит веревочного курса в России - «Мега-лыжи» [39, 2007]. Это поистине зимний российский командный вид спорта. Хитом это упражнение стало в результате довольно забавного оборудования для выполнения и самого процесса выполнения. Мега-лыжи, только с виду похожие на лыжи, представляют собой стилизованные деревяшки длинной под 3 м и шириной 15 см, на одну пару лыж помещается команда в составе до 10 человек. Правая нога каждого участника стоит на левой лыже, правая на правой, и команда должна разработать стратегию, по которой она будет действовать, то есть сдвинуться с места и пройти заданный круг. Это характерное тимбилдинговое упражнение, показывающее, что при грамотной организации и постановке цели команда получает возможность работать над следующими задачами: выявление лидера и взаимодействие лидера с командой, коммуникации в напряженных и стрессовых условиях, ощущение себя неотъемлемой и важной частью команды, осознание допустимости ошибки каждым, терпимое отношение к себе и к команде.
Однако в упрощенном варианте команды меряются числом человек, влезшими на лыжи, качеством и статусностью обуви, поиском обходных вариантов решения проблемы, но не занимаются командообразованием [24, 2004].
В России, стране эмоций и иррационализма, не действуют правила. Для команды намного важнее доверие и эмоции. Если в команде есть доверие, она справится с любой задачей. Как пишет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, на Западе, наоборот, господствуют правила, нормы, принципы деятельности [10, 2003]. Основной акцент делается на отработке принципов и умений, а недостаток доверия не играет там такой критической роли.
Рассмотрим, как тимбилдинг появился в России. Это тренинг командообразования на открытой местности, явившийся в нашу страну под маской веревочного курса. Философия тимбилдинга - это преодоление сложных ситуаций командой, раскрытие внутренних резервов участников команды в нестандартных и сложных условиях.
Однако тимбилдинг, как и любой феномен, развивается и видоизменяется. Природа веревочного курса не позволяет эффективно использовать его даже дважды. Он максимален по своему воздействию в первый раз. Во второй-третий раз эффект есть, но гораздо слабее, а при дальнейшем повторении и вовсе сходит на нет.
Однако как на Западе, так и в России тимбилдинг в настоящее время стоит на пути своего становления и развития. Различия в истории развития тимбилдинга в нашей стране и за рубежом определяют слабую разработанность проблематики в отечественной и западной науке, что требует особого внимания и более глубокого осмысления данной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития ложки.
Появление ложки в мире....
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...
История развития города Дальнереченска
История развития города Дальнереченска...
История развития компьютерной техники
В презентации кратко представлена история развития компьютерной техники. Можно применять на вступительных уроках по информатике в начальной школе и на первых уроках информатики...
Проект-исследование "История развития Биробиджанской типографии"
Совместная с ученицей и ее родителями исследовательская работа, посвященная 75 летнему юбилею города Биробиджана...
Спортивный тимбилдинг
Спортивный тимбилдинг...
"Без сегодня нет завтра"(История развития письменности)
Данная разработка поможет учителю организовать внеучебную деятельность младшего школьника по стандартам второго поколения. Велика практическая значимость данного занятия. Угольки и шкуры животных, пал...