Экологический час "Синичкин день"
методическая разработка (2 класс)
Мероприятие для начальных классов в Синичкин день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический час "Синичкин день"
Цель: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах.
Задачи:
- познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
- расширить представления детей о всероссийских праздниках;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Наша русская природа трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие и здоровье. Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Звучит фонограмма с записью песни синички.
Учитель
Ребята, вы догадались, кто так поёт?
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день.
Суетится. Суетится.
Целый день звенит: «Тень – тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая… (синица)
Учитель: В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает».
Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.
Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
Давайте послушаем информацию об этих птицах.
1 ученик: У синички жёлтая грудка с чёрным галстучком. У самочки галстучек небольшой, а у самца он проходит через всю грудь к хвосту. Спинка у птички зелёная, на голове чёрная шапочка, щёчки белые, глазки чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра до ночи.
2 ученик: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются ближе к жилью человека, они его совершенно не боятся. Очень любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
3 ученик: Синицы делают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.
1 ученик: Гнездо синички сделано из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников. Устлано гнездо шерстинками, пуховыми перьями.
2 ученик: В гнезде бывает 10 -15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает их синичка 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцов выкармливают оба родителя. За лето синицы выводят птенцов 2-3 раза.
3 ученик: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. Одна пара синиц, живущая в саду, может защитить до 40 плодовых деревьев, и никакие вредные химикаты саду не нужны. В сутки синица способна очистить сад от 360 гусениц, именно столько раз она возвращается к гнезду с птенцами, поедает синица с удовольствием слизней и различных жучков, а также их личинок. Живут синицы стайками по 10 – 15 штук. (Сколько гусениц поймают 10 синиц за сутки. )
Учитель. А можете ли вы, ребята ответить на такой вопрос: Почему синичку так назвали? (Ответы детей) Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине-голубую окраску, а ещё потому что песни она звонкие поет, которые напоминают перезвон колокольчиков:"Синь-синь! Зинь-зинь!" У большой синицы много разных названий. За ловкие прыжки по веткам зовут её "кузнечиком", за размеры - "большаком", ну а за звонкую песню - на иностранный манер - "зинзивером"
В мировой фауне насчитывается 56-58 видов синиц.
В фауне России — 10 видов: (презентация)
- большая синица
- восточная синица
- хохлатая синица
- обыкновенная лазоревка
- белая лазоревка
- московка
- буроголовая гаичка
- черноголовая гаичка
- сероголовая гаичка
- тиссовая синица
Учитель. Птицы всегда живут рядом с жилищем человека. Люди научились наблюдать за птицами и даже понимать их. Они создали «Синичкин календарь», по которому можно было предсказать погоду. Познакомимся с некоторыми приметами.
«Синичкин календарь» (дети читают)
- Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева – ночью ожидаются заморозки.
- Воробьи вялые, сидят на веточках нахохлившись – это к непогоде.
- Если в зимнее время воробьи расщебетались – это к оттепели.
- Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями – жди сильных морозов.
- Много синиц на кормушках – к метели, снегопаду.
- Появление у кормушки лазоревки – к счастью.
- Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.
- Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.
- Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота.)
Ученик 1.
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
Ученик 2
Вот - синица - эта птица
Не летит в чужие страны,
Ей и дома веселиться
Не мешает ветер странный.
Ей и вьюга не помеха,
И мороз, что так крепчает.
Для неё в мороз утеха
Клювом тонким барабанить
Постучит. - Вы не забыли?
Сколько можно к вам стучаться?
Кто сейчас живёт в квартире?
Мне лететь или дождаться?
Что ж, конечно же дождаться,
Сало вывесим скорее.
Зазвенела. Наклевалась.
Всё. Сыта. Теперь теплее.
Учитель: На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки: (Презентация)
1. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2.Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( Голубь)
7. Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
дан с рожденья… (Снегирю)
8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!
(Свиристели)
Учитель. Ребята, а как вы помогаете птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму? Ваша помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по-своему отблагодарят человека за заботу и внимание.
Учитель: У известного детского писателя Николая Сладкова есть небольшая сказка, которая так и называется: «Зимние долги» (инценирование)
Действующие лица: Воробей, Ворона, Синица, Дятел.
Ворона (хриплым, простуженным голосом). Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки). Страсть драться охота. А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
Ворона (невозмутимо). А вот испорчу! Как задам вопрос…
Воробей (беззаботно). Во напугала!
Ворона (руки в боки). И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал?
Воробей. Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали…
Ворона (радостно каркнув).
То-то! А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?
Воробей (растерянно). А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка.
И ты, Ворона, была…
Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперёд).
Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
Воробей (упираясь). Другие, может, и думать забыли…
Ворона (не унимаясь). А ты слетай да проверь!
(Ворона важно уходит. Воробей «летит» в сад, где встречает Синичку.)
Воробей (остановившись перед Синицей). Поздравляю с новосельем! Небось, и про долги забыла?
Синица. Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Я сад стерегу от плодожорок и листогрызов. (Улетает)
(Воробей летит дальше в лес. Около дерева стоит Дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев Воробья, Дятел удивлённо спрашивает.)
Дятел. По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
Воробей (чирикнув). Да вот расчёт с меня требуют… А ты, дятел, как расплачиваешься?
Дятел (важно). Уж так-то стараюсь… Лес вот от короедов оберегаю…
Так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займёмся следующим больным.
Ну, будь здоров. Извини, у меня дела…
(Дятел уходит. )
Воробей (в задумчивости протягивает). Ишь ты, а я думал…
(Неторопливо входит Ворона и, подкравшись к задумавшемуся Воробью, громко каркает.)
Ворона. Карр-карр!
(Воробей, испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности.)
Воробей. Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги отрабатывают…
Ворона (самодовольно выпятив грудь). А я что тебе говорила?
Воробей. А я что – хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!
(Выходят все действующие лица. Взявшись за руки, они говорят по очереди.)
Ворона. Мы благодарим, ребята, вас …
Синица. За вашу помощь в трудный час!
Дятел. За заботу, понимание…
Воробей. А главное – внимание!
Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо! (Уходят)
Учитель. Ребята, понравилась вам сказка?
А о каких долгах говорили птицы?
Игра «Прилетели птицы»:
Учитель Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете ногами.
А)Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Б) Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Дети топают
В)Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
Г) Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи …
Д) Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Все замечательно справились с заданием
Конкурс: «Восемь птиц»
В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Конкурс «Когда так говорят?»
1.Короче воробьиного носа (Очень маленький)
2.Как с гуся вода (Безразлично, всё нипочём)
3.Курица лапой (Неразборчиво, неряшливо)
4.Стреляный воробей (Опытный, бывалый человек)
5.Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам)
6.Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом)
7.Ворона в павлиньих перьях. (Зря старается казаться лучше, чем он есть)
8.Считать ворон. (Глядеть по сторонам, лодырничать)
9.Белая ворона. (Сильно отличаться от других)
10.С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине)
Учитель. Сейчас проверим ваши знания, как хорошо вы знаете птиц
Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
1. Что самое главное для зимующих птиц? (еда)
2. Какой птице дали снежное имя и почему? (снегирь)
3. Чем питаются синицы летом? А зимой?
4. Какая птица проводит всю осень и зиму в компании с синицами? (поползень)
5. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? (клест)
6. Какая птица запасает на зиму корм? (поползень)
7. Под деревом рябины выеденные плоды. Кто здесь обедал? (снегирь, свиристель)
8. Какую птицу можно спутать с поползнем? (пищуха)
9. Кто носом деревья сажает? (кедровка, сойка)
10. По какой примете можно узнать самца дятла? (по красной шапочке)
11. Назовите самую крошечную зимующую птицу.(королек)
12. Какое дерево дятла поит? (береза)
13. Кто ни разу шага не сделал? (воробей)
14. Чем можно подкармливать зимующих птиц? (игра верно неверно)
Учитель: Игра «Накорми птиц». Если продукт подходит, хлопаем в ладоши. Несоленое сало, горох, пшено, белый хлеб, чипсы, просо, перловка, булочки, орешки, нежареные семечки, яблоки, нежирный творог, каша, семена тыквы
Учитель. Молодцы, ребята! И в заключение хочу сказать.
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. И как хорошо, если этот великан будет добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не спугнёт птицу, не оставит после себя мусора…
К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей, а помогать. Помните, если будет хорошо нашей природе, то будет хорошо и нам жить на нашей Родине. Необходимо как можно чаще устраивать для птиц благотворительные «обеды». А для этого, конечно же, нужна «столовая».
Учитель. Сейчас ребята представят свои работы - кормушку «столовую».
Награждение победителей и участников
Подведение итогов
Учитель:
1. О каком дне вы сегодня узнали?
2.Почему так называют синиц?
3. Какие виды синиц вы запомнили?
4. Почему люди заботятся о птицах зимой?
5.Что они для этого делают?
6.Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Литература и интернет-источники
1. Жиренко О,Е., Яровая Л. Н. и др. Внеклассные мероприятия: 4 класс.- 3 –е изд. перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2007.
2. Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки. М.: ВАКО, 2008.
3. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир».1 – 4 классы. . М.: ВАКО, 2006.
4. http://www.birdchuvashia.by.ru http://posloviz.ru/category/ptica/
7. http://starokazinka.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/04/victor.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический праздник "День Земли"
Праздник проводился в неделе предметов начальной школы. День окружающего мира.Ученики 4 классов показали экологическую сказку на основе краеведческого материала. Участие приняли учащиеся кружка "Юные ...
Сценарий экологического праздника" День леса"
Аннотация.Цель работы:1.Углубление экологических знаний у детей.2.Воспитание у них гуманного отношения к природе,чувства ответственности за все живое на Земле. Задачи:1.Изучить литера...
Экологическая сказка "День Земли Адыгеи"
Сказка для учеников 3 -4 классов направлена на изучение экологии в данном регионе. Воспитывает уважение, любовь , ответственность за свою малую родину. К сказке прилагается презентация. которую ...
экологическая викторина "День Земли и воды"
викторина разработана для учащихся 3-4 классов...
Сценарий экологического утренника "День рождения бабы Яги"
Сценарий экологического утренника разработан для учащихся начальной школы. Цель мероприятия - формирование экологической культуры учащихся, воспитание бережного отношения к окружающей среде.Экол...
Экологический календарь. День птиц.
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на...