Будущий первоклассник глазами учителя
консультация
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет только на пятерки.
Каждый родитель ведет ребенка в первый класс с надеждой, что в школе он будет успешен.. «Ну должно у него все получиться.. он же такой умный, сообразительный мы столько занимались… !»
Каждый воспитатель понимает, какой сложный путь он прошел за эти годы вместе с малышами и искренне верит, что сделал для каждого из них все, что было возможно.
А что же учитель?
А учитель в каждом классе наблюдает с одной стороны удивительно разных детей, а с другой стороны –замечательные совпадения. Он знает, что, набрав новый класс, встретит там ребят любопытных, которые интересуются всем, и других- с полным отсутствием интереса к чему бы то ни было. Одни детибудут выдерживатьи внимательно слушать учителя весь урок, а другие не смогут и 10 минут усидеть, отвлекаясь по любому поводу. Рассказы о шатаниях, хождениях, ползаниях, работой под партой, проверке на прочность столов, стульев, терпения одноклассников и нервов учителя новоиспеченными первоклашками, часто – второклассниками, нередко – третьеклассниками и периодически – четвероклассниками можно частенько услышать в учительской.
Часть детей всегда успевает выполнить заданную работу, а часть – никогда. Одни ведут себя по правилам и, переступив порог школы, ощущают себя школьниками. А другие не могут следовать никаким правилам.
Есть дети быстрые, ловкие, медлительные, с плохой координацией движений, с красивым или неразборчивым почерком, пишущие ровно и по строке или не удерживающие ее, грамотные с самого начала обучения или допускающие невероятное кол-во ошибок, несмотря на знание правил. Одни - моментально с первого прочтения запоминают стихотворение, а другие после многих повторений не улавливают ритм стиха, рифму в словах, инструкцию. Учителя знают, что в классе появятся дети, умеющие бегло читать и понимать прочитанное, и те, кто с трудом пробирается сквозь путаницу из буквенных знаков и по буквам старается прочесть слово.
И получается, что оправдание этих ожиданий завязано на учителе, школе, которые,в свою очередь,предъявляют требования школьных программ, опирающихся на некий средний уровень актуального развития, которого должен достигнуть нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком. Обучать его можно только тому, чему он уже готов обучаться».
Это фундаментальное выражение Льва Семеновича могло бы стать эпиграфом, символизируя неразрывную связь детский сад- школа и важность работы по преемственности, которую мы проводим, поднимая значимость деятельности ДОУ на небывалую высоту, признавая, что ваша работа воспитателя - основа всему… Учитель работает с тем материалом, с тем уровнем готовности, который есть на момент поступления и все успехи и поражения закладываются не в первом классе… они значительно раньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.ppsx | 950.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребенком. Л.С.Выготский
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 1. Социально-коммуникативное развитие Легко вступает в контакт и умеет общаться с чужими взрослыми людьми. Спокойно адаптируется в новой обстановке. Умеет различать своё настроение и свои эмоции, а также эмоции других детей и взрослых . Понимает , зачем ребята ходят в школу. Осознает себя будущим первоклассником. Проявляет интерес к новым заданиям, заинтересован в положительном результате ( оценивается по ходу выполнения заданий ).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 2. Речевое развитие Умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ о предметах, о содержании картин, по набору картинок, с последовательно развивающимся действием, рассказы из личного опыта. Способен к простейшему звуковому анализу ( может определять место звука в слове, назвать слово с определенным звуком, находить слова с заданным звуком в предложении. делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами,). Обладает хорошим словарным запасом, умеет образовывать (по образцу) однокоренные слова. Существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные сравнительной и превосходной степени. Грамматически правильно строит предложения, правильно использует предлоги, приставки, союзы . Способен правильно произносить все звуки родного языка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 3. Познавательное развитие - проявляет любознательность - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире - способен наблюдать, экспериментировать - обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания , математики , истории - интересуется причинно-следственными связями - знаком с произведениями детской литературы .
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Развитие математических представлений Владеет понятиями «первый», «последний» и т.п. Количественный и порядковый счет в пределах 10, прямой и обратный счет. Называние последующего, предыдущего числа к названному или обозначенному цифрой, определяет пропущенное число. Знает цифры. Способен различать пространственное расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу , справа, слева и т.п .). Знает основные геометрические фигуры, их элементы (сторона, вершина, углы) и некоторые свойства. Способен срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов. Знает основные временные последовательности ( дни недели, месяцы, времена года) , различает длительность временных интервалов, определяет время по часам с точностью до 1 часа.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Развитие моторики и графических умений Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда вилкой , ложкой, расстегивание, застегивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование ботинок и т.п.) Способен манипулировать мелкими предметами ( складывать мозаику, собирать бусины, пуговицы в коробку , складывать пазлы и т.п.) Правильно и легко выполняет упражнения пальчиковой гимнастики Умеет правильно держать ручку и чертить прямые ровные линии (вертикальные и горизонтальные) Может нарисовать круг и овал
Правильное положение ручки при письме Левая сторона среднего пальца является лежанкой для ручки Указательный палец фиксирует ручку сверху. а большой – обеспечивает поддержку снизу Все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку При письме согнутый мизинец является опорой для руки Обратный конец ручки должен быть нацелен на правое плечо.
Варианты неправильного захвата карандаша Большой палец во время письма находится ниже или выше указательного Пальцы находятся далеко от пишущей части « Щ епоточный » захват (три пальца расположены на одном уровне относительно пишущей части) Карандаш лежит на указательном пальце Слишком сильный нажим на бумагу Верх карандаша при письме направлен в сторону а не к плечу Ребенок поворачивает лист, а не карандаш
Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов: чтение 1 уровень формирования навыка чтения: элементарное чтение Безошибочная дифференцировка буквенных знаков Безошибочное чтение слов Интонационное объединение слов в словосочетания и предложения Понимание смысла слов Понимание смысла предложения Базовые познавательные функции, необходимые для формирования навыка Развитие речи (6-7 лет) Фонетико-фонематическое восприятие (5-7 лет) Произвольная организация и регуляция деятельности ( 7-14 ) Внимание (избирательное внимание ) 6-8 лет Восприятие (дифференцированное, константность, помехоустойчивость) ( 5-6 лет ) Зрительная память, зрительный контроль и коррекция (4-6 лет ) Зрительно-пространственное восприятие (5-6 лет) Оперативная память (5-7 лет ) Координация и регуляция артикуляционных движений (5-7 лет ) Перевод графемы в фонему (7-8лет) Последовательное «слияние» фонем (звуков ) (7-8 ) Семантический анализ слова (5-7 лет )
Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов: письмо 1 уровень формирования навыка письма: элементарное письмо Формирование зрительного и двигательного образа букв, их различие и дифференцировка Звукобуквенный анализ, перевод фонемы в графему Свободное и правильное выполнение всех графических элементов, букв,буквосочетаний Соблюдение графических норм и правил письма ( ширины, высоты , наклона, соотношения элементов) Способность списывать слова (перекодировка письменных и печатных букв) Базовые познавательные функции, необходимые для формирования навыка Развитие речи (6-7 лет) Фонетико-фонематическое восприятие (5-7) Произвольная организация и регуляция деятельности (7-14) Внимание (избирательное внимание ) 6-8 лет Восприятие (дифференцированное, константность, помехоустойчивость) ( 5-6 лет) Зрительная память, зрительный контроль и коррекция (4-6 лет) Зрительно-пространственное восприятие (5-6 лет) Рабочая память (4-6 лет) Зрительно-моторные координации (1-5 г) Фиксация позы (тоническое напряжение ) (4,5-6 лет ) Координация движений пальцев, кисти, руки (4,5-6) Нервно-мышечная интеграция Звуко -буквенный анализ (перевод фонемы в графему ) (7-9лет)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 4. Художественно-эстетическое развитие - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности - знаком с произведения детской литературы - имеет элементарные представления о видах искусства - владеет разными формами игры и продуктивной деятельности (рисовании, лепки, конструировании) -знаком с разными видами труда .
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 5. Физическое развитие Ребёнок -подвижен, владеет основными движениями -может контролировать свои движения и управлять ими -владеет тонко-координированными движениями -знает и соблюдает правила личной гигиены .
«Портрет» первоклассника, не готового к школе: чрезмерная игривость; недостаточная самостоятельность; импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
«Будущее нации в руках матерей» Оноре де Бальзак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок идет в школу: Педагогические рекомендации учителю и родителям будущих первоклассников
В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. И...
Письмо учителя будущему первокласснику.
Письмо, красочно оформленное и написанное от имени учителя, будущие первоклассники получают в конце августа перед поступлением в 1 класс. В нём педагог ...
работа ШМО учителей начальных классов по набору будущих первоклассников
Анализ работы ШМО учителей начальных классов по набору будущих первоклассников....
Из опыта работы учителя начальных классов " Что должны знать родители будущих первоклассников" (методические рекомендации).
«Как подготовить ребёнка к школе?»...
Информация для родителей будущих первоклассников от учителя-логопеда
Рекомендации учителя-логопеда...
Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда).
Статья: Что нужно знать родителям будущих первоклассников (рекомендации учителя-логопеда)....
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....