Выступление перед родителями дошколят о пользе занятия "Послушные пальчики"
методическая разработка (1 класс)

Гаврилова Татьяна Владимировна

Выступление перед родителями дошколят о пользе занятия "Послушные пальчики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление перед родителями будущих первоклассников о пользе занятия «Послушные пальчики»

Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее, я),
То значит он (вернее, я),
 Он в школу собирается!

                                                                                                            Агния Барто

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослым и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития.

Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к школе.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослым и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития.

Учение – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

О письме. Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем дается это легко. замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешнее овладевали навыками письма. При этом нужно научить правильно держать ручку. В работе участвуют тир пальца: большой, указательный, средний. Конец шариковой ручки смотрит вверх. Учите детей обводить клеточки, палочки др. в тетрадях в клеточку и в линейку. Это способствует развитию ритма, плавности движения – это главное условие, способствующее выработке красивого почерка.

Письмо – это сложный и важный навык. Всем детям приходящим в школу приходится писать. Ведь для того чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием и с желанием надо чтобы ему было интересно и легко.        Для того чтобы развивать у ребенка мелкую моторику, снять у него напряжение и подготовить его руку к письму нужны специальные занятия. Умение работать карандашом и ручкой, раскрашивать, обводить трафареты и шаблоны, штриховать, учить правильно держать ручку, правильному нажиму, ориентироваться в пространстве на листе .

Синхронизировать руку и голову, руку и глаз. (чтобы ребенок видел куда он ведет линию) полушария ( и левой и правой рукой, одновременно двумя руками обводить .учиться выполнять задания под диктовку в определенном ритме и темпе,

Зрительные, мыслительные, двигательные процессы соединялись.

Использовать шнурочки: завязывать, наматывать на пальчики и на руку.

- Развитие мелкой моторики рук занимает одно из центральных мест в развитие дошкольника и его подготовки к дальнейшему школьному обучению. Сегодня я предлагаю вам стать участниками мастер – класса, тема которого «Наши пальчики играют, или как развивать мелкую моторику для подготовки руки дошкольника к письму»

- В ходе мастер - класса я покажу варианты простых, но значимых заданий, которые можно организовать с детьми дома.

- Начну с формирования умения правильно держать карандаш.

- «Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором произносили эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ручки? 

- Нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже процесс ручку держать правильно – целое искусство.

- Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует!

- Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…

- А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.

- Как Вы думаете, почему у многих детей возникают одни и те же проблемы?

- Вы совершенно верно заметили, что все озвученные мной проблемы возникают из – за недостаточные развития мелкой моторики рук ребенка.

- Как же помочь ребенку?

- Что необходимо делать, чтоб развивать мелкую моторику детской руки?

- Существуют приятные и увлекательные способы развития мелкой моторики, использование которых в повседневной жизни позволит избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. 

- Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.

- Поэтому, чтобы добиться результата и подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг.

- Тренинг - это система, режим тренировок.

- Сегодня я предлагаю Вам принять участие в таком тренинге. Вы согласны?

- Сначала я предлагаю размять наши пальчики и выполнить несложные пальчиковые упражнения, все приготовили пальчики. Готовы?

Пальчиковая гимнастика «Дом»

  Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана")

- Молодцы, пальчики ваши готовы к работе, и я предлагаю начать с формирования умения правильно держать карандаш.

- Предлагаю Вам сейчас взять карандаш тремя пальцами ведущей руки.

- Правильный захват карандаша, обратите внимание на экран (слайд: картинка с правильным держанием карандаша) подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, которые образуют щепо’ть. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

- Попробуйте как я поднять указательный палец, у всех ли получилось?

- Мы увидели, что почти все взрослые правильно держат карандаш. Деткам это проделать будет поначалу трудно, поэтому сейчас я предлагаю всем вместе выполнить следующие несложные упражнения, которые помогут формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев и кистей рук.

- Первое упражнение выполним при помощи карандаша. (слайд).

- Возьмите карандаш за самый кончик тремя пальцами. Затем начинайте скользить по карандашу к низу. Такое упражнение поможет ребенку самостоятельно контролировать и поправлять положение карандаша в руке.

 - Теперь попрошу всех встать, руки опустить вдоль туловища, ладонями вперед. Сожмите ладони в кулаки, большие пальцы при этом нужно вытянуть. Выполняем круговые движения большими пальцами сначала вперёд, затем назад, сопровождая движение четверостишием, которое вы видите на экране (слайд)

А у нашей Аннушки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аннушка

Ручки у скакалочки.

- Хорошо, молодцы, а теперь выполним ещё одно из упражнений «Волшебный карандаш»,

Вам потребуется карандаш с граненой поверхностью. Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и покатайте. Послушайте, как он шумит. Разогрейте ладони.

- Следующее упражнение – «Ладошка». Для этого упражнения необходимо взять карандаш острием вверх, левую руку положить на стол обрисовывать тупым концом карандаша ладонь с широко раздвинутыми пальцами, массируя карандашом межпальцевые зоны.

- Молодцы! Регулярное проведение подобных упражнений укрепляет пальцы и способствует формированию навыка правильно держать карандаш.

- Для развития точности движений руки при письме можно использовать упражнения, которые вы видите на экране (слайд)

- работа с трафаретами и шаблонами;

- построение линий и фигур по линейке;

- раскрашивание, штрихование, обведение рисунков по пунктиру;

- соединение точек, пронумерованных по порядку;

- графические диктанты.

- Выполнение данных упражнений приносит большую пользу, если ребенок работает цветным или простым карандашом, где необходимо контролировать силу нажима.

- Кстати, при выполнении таких упражнений лучше использовать твердый карандаш, чем фломастер, так как от такого карандаша остается твердый след.

 - Особое место в работе по подготовке руки к письму занимает ручной труд. 

Видов ручного труда много. Обратите внимание на экран, вот их варианты (слайд)

- работа с нитью (выкладывание узора, завязывание нити, плетение, разрезание);

- шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания.

- работа с бумагой (оригами, аппликация, создание объемных фигурок, скручивание);

- мозаика и аппликация из природного материала (семечки, скорлупа, ракушки);

- работа с сыпучим материалом (крупа, соль, бисер);

- работа с пластичными материалами (соленое тесто, глина, пластилин);

- работа с иголкой (шитье, вышивание).

 - Для того, чтобы Вы на практике убедились, что именно отработка мелкой моторики пальцев рук совершенствуется в процессе ручного труда предлагаю вам зашнуровать эти буквы.

- У вас хорошо получилось, ну и выполним последнее игровое упражнение- это графический диктант.

- Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение фигуры с образцом.

- Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

- После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.

- Давайте и мы сейчас попробуем выполнить графический диктант.

- Итак, перед Вами листы в клетку и карандаши, сейчас я Вам буду диктовать направление, а вы внимательно слушайте и чертите.

- На этом наш мастер-класс заканчивается, а для того чтобы вы могли и дома позаниматься с детьми я вам дарю вот такие вот графические диктанты букв и брошюры с рекомендациями, которые возможно вам помогут в организации домашних занятий.

- А теперь посмотрите перед Вами стоит коробочка, я вам сейчас раздам жетоны, а вы решите, если я вам рассказала полезную информацию, положите зеленый жетон в коробочку. Если же вы это знали и у вас есть свой опыт -положите красный жетон в коробочку.

-Те, кто положил красный жетон, поделитесь с нами своим опытом, расскажите, как вы дома занимаетесь подготовкой руки своего ребенка к письму.

-Ну что ж, спасибо Вам, за то, что вы нашли время и приняли активно участие в мастер-классе, было приятно с Вами работать.

                                                                                  Гаврилова Татьяна Владимировна

                                                                                   учитель начальных классов                          

                                                                                   ГБОУ школа № 281

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...

Выступление перед родителями будущих первоклассников

материал для родителей будущих первоклассников...

Выступление перед родителями будущих первоклассников

Как научить ребенка развить мелкую моторику рук....

Выступление перед родителями детей, посещающих предшкольную подготовку

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослым и сверстниками, к изменению социальной ситуации ра...

Здоворьесберегающая педагогика, статья для выступления перед родителями

        Физическая культура – единственный предмет в школе , который выполняемый именно эти задачи....

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Развитие мелкой моторики. Как подготовить руку к письму"

Писать первоклассники начинают практически с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. У ребенка бывает слабо развита пишущая рука, пальцы кисти руки, слабая координация движений. Это затруд...