Программа "Подготовка к школе"
рабочая программа (1 класс)
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Подготовка к школе »
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся : 6
Срок реализации: 1 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Жидких Анна Анатольевна
Содержание дополнительной образовательной программы«Подготовка к школе »включает в себя:развитие речевой деятельности и графических навыков будущих первоклассников, развитие математической деятельности, развитие познавательных процессов. Основополагающие идеи программы: − создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению; − создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему; − формирование психологической готовности к школе.
Предложенный курс расширяет представления обучающихся о звуках и буквах русского языка, о математических понятиях и написанию цифр.
Новизна дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе »заключатся в использовании на разных этапах занятия интерактивных пособий, что позволяет сделать занятие для детей более интересным и предотвращает их утомляемость.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в занятия включены упражнения для развития мышления ,памяти ,речи, развития творческой активности будущего ученика.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе » в том ,что с помощью специально организованной, системной и выстроенной работы будущие первоклассники овладеют всеми необходимыми знаниями для успешного обучения в школе (развитие ВПФ, развитие моторики,) а главное будут психологически готовы к смене ведущей деятельности с игровой на учебную.
Цель дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе»: создание педагогических и социально-психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты: − мотивационный; − интеллектуальный; − произвольно-регулятивный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Задачи дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе»:формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах; формирование учебной мотивации; развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики; развитие творчески активной личности; развитие координации движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_programma.docx | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108819, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на педагогическом совете | Заместитель директора ГБОУ Школа №2065 | |
______________________ Урсегов К.Б. | ||
протокол от 25.08.2023 года №01 | приказ 26.08.2023 года №92/01 -ДО | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка к школе»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 6 лет
Срок реализации 1год Составитель: педагог дополнительного
Образования
Жидких Анна Анатольевна
г. Москва, 2023
Пояснительная записка
Школа – это серьезный, переломный этап в жизни ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьезный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребенок, привыкший играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребенку нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для 7-летнего ребенка – это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей – непосильный. Вполне очевидно, что для преодоления всех этих трудностей, требуется определенная зрелость всех систем организма, сформированность пространственных, речевых и других функций. С целью подготовки к учебной деятельности в ГБОУ Школа №2065 организованы курсы для будущих первоклассников. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта первого поколения (дошкольное образование). Программа и тематическое планирование курсов представляют собой единую систему занятий по развитию внимания, восприятия, памяти, логического мышления, творческого воображения детей. В основу программы положена неразрывная взаимосвязь мышления и речи со всеми компонентами: произношением, словарем, фразой, интонацией. На этих занятиях дети не только пополняют свой словарный запас, но и учатся устанавливать причинно-следственные связи, изучают временные и пространственные понятия. От занятия к занятию постепенно усложняются задания, идет развитие от конкретного восприятия к абстрактному, от общего к частному. Включаются упражнения для развития мелкой моторики руки и зрительно - двигательной координации. Занятия носят воспитывающий характер и помогают восполнить недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта 6-летних детей. Предлагаемые занятия дают возможность определить готовность детей к обучению в школе. Программа не подменяет и не дублирует школьную программу, а дает последовательную подготовку руки детей к письму, внимание к словам, развивает речь, обогащает активный словарь ребенка, учит делать умозаключения и планировать свою деятельность.
Содержание изучаемого курса
Программа разработана в трех направлениях:
- Развитие речевой деятельности и графических навыков будущих первоклассников.
- Развитие математической деятельности.
- Развитие познавательных процессов.
Основополагающие идеи программы: − создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению; − создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему; − формирование психологической готовности к школе.
Цели и задачи программы
Цель программы - создание педагогических и социально-психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты: − мотивационный; − интеллектуальный; − произвольно-регулятивный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах; • формирование учебной мотивации;
• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
• развитие фонематического слуха;
• развитие мелкой моторики;
• развитие творчески активной личности;
• развитие координации движений.
В построении данного курса используются принципы
: − Доступность
– изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.
− Занимательность – дети 6 – 7 лет чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, они впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется частая смена видов деятельности, разнообразие заданий.
− Наглядность – на занятиях к детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки; используются картинки и иллюстрации, таблицы, раздаточный материал. − Опора на жизненный опыт ребенка – используют свои знания для составления предложений, в беседе. Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребёнка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Обязательными условиями проведения занятий являются: − использование игровых методов преподавания; − смена видов деятельности; − положительная оценка личных достижений каждого учащегося; − отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий. Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения. Этапы реализации программы Подготовительный. (Подготовка к школе) 20
Средства, необходимые для реализации программы:
-учебно-тематическое планирование;
-рабочие тетради;
-наглядные пособия;
-счетный материал
–ИКТ
-Мультимедийные презентации.
Организация занятий подготовки к обучению в школе.
Подготовка детей к школе осуществляется на базе школьного образовательного учреждения. Продолжительность занятий 30 мин, перерыв между занятиями 10 мин. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Содержание учебного плана программы
Содержание курса «Обучение грамоте» Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей подготовительной группы (с 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.
На занятиях используются специальные задания на:
• выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
• выделение одинаковых предметов из группы предметов;
• выделение лишнего предмета;
• объединение различных предметов в группы;
• выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе,
• умение различать похожие буквы и не смешивать их,
• развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения,
• развитие внимания, памяти и воображения ребёнка,
• обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию проводится 1 раз в неделю, длительностью 35 минут. Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др., так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений. Развитие диалогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих: собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексикограмматического компонентов); речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения); невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов). Основные задачи психолого-педагогической работы: - развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами русской речи. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация» предусматривает решение следующих задач: - по развитию свободного общения со взрослыми и детьми: - развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей; - активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа; - использовать форму прямой и косвенной речи в общении; - воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками; - по развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи: - составлять описательные рассказы об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях; - составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек; - анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки; - использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию; - обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей, в т. ч. за счет: - отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета, размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков; - употребления названий обследовательских действий; - рассказов об участии в экспериментировании; -комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки; - обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов; - названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности; - названий страны, города (села, символов государства и др.); - отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением; - использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов; - чисто произносить все звуки родного языка; оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях; - использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию. Рабочая программа имеет целью — формирование грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач:
1. Развитие и совершенствование лексической стороны речи
. • Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.
• Учить пользоваться обобщающими понятиями. • Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные). • Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т. д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.
• Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами. • Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.
2. Формирование грамматического строя речи.
• Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т. д.) .
• Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т. д).
• Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрыйдобрее и т. д.) • Обучать правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере- (лес, лесник, лесовичок) .
• Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.
• Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из-за.
• Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст». • Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений. 3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
• Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.
• Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.
• Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)
• Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.
• Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)
• Развивать фонетический слух. • Познакомить с ударением.
• Упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам.
• Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность) : темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.
• Упражнять в качественном произношении слов.
• Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.
4. Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь) Диалогическая речь.
• Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности.
• Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.
• Расширять и активизировать формы речевого этикета. Монологическая речь
• Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.
• Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)
• Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
5. Продолжение подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтение и печатание)
• Продолжать развивать пространственные представления: закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив).
• Развивать умение ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке: общепринятой (клетка, линейка) и специально разработанной (с дополнительными зрительными опорами).
• Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и сопастовления, звукового анализа слов.
• Продолжать работу по подготовке руки к письму. Требования к уровню подготовки детей по развитию речи
К концу года дети должны:
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении. Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. Пересказать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Учебно – тематический план
Обучение грамоте (38 часов)
№ | Дата | тема |
Звуки и буквы. Слова, звуки. Гласный звук [а], [о], буквы А, а. О, о. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Гласный звук [и], [ы], буква И, и. ы. Обведение и письмо букв, штриховка | ||
Гласный звук [у], буквы У, у. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [н], [н'], [м], [м'], буквы Н, н. М, м Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [т], [т'], [к], [к'], буквы Т, т. К, к. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [с], [с'], буквы С, с. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка | ||
Согласные звуки [п], [п′], буквы П, п. Чтение слогов, слов с изученными буквами. | ||
Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [д], [д'], буквы Д,д. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Мяrкий согласный звук [й']. Буквы Й, й. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Буква Я,я –показатель мягкости согласных звуков Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка | ||
Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласный звук [ч'], буквы Ч,ч. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка | ||
Гласный звук [э]. Буквы Э, э. Чтение слогов, слов с изученными буквами. | ||
Буква Е,е Буква Ё,ё. – показатель мягкости согласных звуков. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка | ||
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Обведение и письмо букв, штриховка. | ||
Согласные звуки [х], [х']. Буквы Х, х. Буква Ю,ю – показатель мягкости согласных звуков. Составление звуковых схем для слов. | ||
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Обведение и письмо букв, штриховка. Составление слов. Выделение гласного, согласного звука, буквы (цветом). | ||
Мягкий согласный звук [щ′]. Буквы Щ, щ. Мягкий и твердый разделительные знаки. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Деление слов на слоги. Нахождение соответствий между произносимыми словами и схемами. |
Содержание курса «Математика» (38 ч)
Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. формирование простейших математических представлений;
2. введение в активную речь простейших математических терминов;
3. развитие у детей основ конструирования;
4. развитие логических способностей;
5. развитие зрительной и слуховой памяти;
6. формирование образного мышления;
7. формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
8. формирование творческой активности детей.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. Многие задания даются в игровой форме. На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания. На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала. Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывание, дорисовывание, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу. Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д. Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, прием общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью. Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.
Содержание программы «Математика для дошкольников».
1. Количество и счет. На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры). Дошкольники считают в пределах 10, используя порядковые числительные (первый, второй). Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10. Сравнивают числа – соседи. Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое ко ы наложения, измерения. Большое внимание уделяется формированию умений личество. Дети узнают основные математические знаки +, -, =, , учатся их писать и применять при решении примеров и задач. Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка. Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам. Находят в группе предметов «лишний» предмет. Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради. Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см). Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки. 8. Логические задачи. Дошкольники находят логические связи и закономерности. Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам. Продолжают логический ряд предметов. Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника). На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы. Проводятся занимательные игры, математические конкурсы. Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
• числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
• порядковый счет в пределах 10;
• состав числа первого десятка; • предшествующее число, последующее, числа – соседи;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
• геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
• вершины, стороны, углы фигур;
• основные цвета и их оттенки; • название сторон и углов клетки;
• строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);
• временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
• название дней недели;
• название месяцев и времен года; • знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
Учебно – тематический план
Числа от 0 до 10. Понятия: слева, справа, вверху. Внизу. Ориентировка в тетради в клеточку. Счёт предметов. Столько же. Больше. Меньше | ||
Число 0. 1. Геометрические фигуры. Много. Один. Знаки «+», «-», «=». | ||
Число и цифры 2. 3.Понятие «пара». Графические работы. | ||
Число и цифра 4.5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа 5 из двух меньших. | ||
Число и цифра 6. 7.Соотнесение количества предметов с цифрой. Состав чисел 2, 3,4,5,6,7. Отношения «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками «», «=». | ||
Число и цифра 8.9. Логическая задача. Соотнесение количества предметов с цифрой. Ориентирование во времени: название месяцев. | ||
Число 10. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. Знаки «», «=». | ||
Цифры от 1 до 10. Отношения между числами. Логическая задача. Графические работы. | ||
Геометрические фигуры. Логическая задача. Графические работы. | ||
Соотнесение количества предметов с цифрой. Графические работы. Геометрические фигуры. Знаки «», «=». | ||
Цифры от 1 до 10. Графические работы. Математическая задача. Решение. | ||
Решение примеров. Счёт по образцу и названному числу | ||
Решение примеров. Логическая задача. Графические работы. | ||
Логическая задача. Выделение из группы предметов «лишнего предмета» Решение примеров. Графические работы. | ||
Решение примеров. Графические работы. Ориентировка во времени. | ||
Решение примеров. Решение задачи. Состав чисел 7, 8, 9, 10. Графические работы. | ||
Решение примеров. Состав чисел 8. 9. Графические работы. | ||
Состав числа 10. Соотнесение между количеством предметов и цифрой. Решение примеров. Графические работы. | ||
Состав чисел 1-10. Решение примеров. Графические работы. |
Прогнозируемые результаты программы
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся научатся:
Личностные результаты - принимать и выполнять правила школьного распорядка: - оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице и в быту; -понимать красоту природы и бережно относиться. -выполнять правила личной гигиены.
Метапредметные результаты : -владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи урока; -оценивать свои успехи и неуспехи; -владеть первоначальными умениями выполнения логических действий : анализа , синтеза, сравнения; - уметь слушать, вести диалог и высказывать свою точку зрения; -уметь применять полученные знания на практике, в жизни;
Предметные результаты: - отвечать на вопросы, участвовать в диалогической речи; - пересказывать не сложный текст по зрительной опоре; - составлять рассказ – описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок; - составлять слоги и слова; -конструировать словосочетания и предложения; - правильно произносить звуки, находить его условные обозначения; - классифицировать звуки на согласные и гласные; -выделять звук в начале, конце и середине слова; -дифференцировать понятия «звук» и «буква»; -штриховать, обводить по контуру, писать буквы; -сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам и видам; -называть последовательно дни недели и времена года; -различать животных холодных и жарких районов; -различать овощи и фрукты; -различать виды транспорта; -называть свой адрес, название страны; -называть сезонные изменения в природе ; - производить вычисления с числами в пределах 10 -решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание -распознавать и изображать геометрические фигуры; -ориентироваться во времени, пространстве; Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Формы проведения занятий
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия согласно возрастным особенностям дошкольного возраста, ведущей деятельностью, которой является игровая деятельность. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений (инсценировка, ролевая игра, конкурс, предметная игра, сочетание всех элементов на одном уроке).
Формы аттестации и оценочные материалы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. Материально – техническое обеспечение Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения: Печатные пособия: Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв. ) Наборы сюжетных(предметных) картинок в соответствии с тематикой Словари по русскому языку: толковый словарь. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме). Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. Печатные цифры от 0 до 9. Математические знаки. Технические средства обучения: Компьютер, проектор, экспозиционный экран. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Экранно-звуковые пособия: Презентации уроков. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений . Оборудование класса: Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Список литературы:
1. Перова О.Д. Предшкольная подготовка
2. Жукова Н.С. Букварь. - М.: Просвещение, 2015.
3. Шалаева Г.П. Большая книга логических игр. - М.: АСТ СЛОВО, 2013.
4. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли я школе? Пособие для детей 5-7 лет. (Преемственность) – М.: Просвещение, 2012.
5. Шевелев К.В. «Ювентик в стране чисел и цифр». Развитие у дошкольников интереса к математике. - М.: Ювента, 2006.
6. Занимательная математика / Под ред. Волиной В.В. - М.: Просвещение, 1991.
7. Занимательное азбуковедение / Под ред. Волиной В.В. - М.: Просвещение, 1991.
8. Федосова Н.А., Комарова Т.С., Шпикалова Т.Я. Весёлая азбука. - М.: Просвещение, 1994.
9. Рабочие тетради «Комплексная подготовка» О.Д .Перовой 1и 2 часть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...