Автоматизация звука [Рь] на материале, изучаемом в рамках предмета «Русский язык»
план-конспект занятия (3 класс)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Рь] на материале, изучаемом в рамках предмета «Русский язык» для обучающегося по программе 4.1 (слабовидящие) 3 класса
Цель урока: закрепить правильное произношение звука [Рь], используя изученные темы предмета «Русский язык»: понятие однокоренных слов, орфограмма «безударная гласная в корне слова».
Задачи:
- повторить акустико-артикуляционную характеристику звука [Рь]
- автоматизировать звук [Рь] в слогах, в словах, в чистоговорках, в предложениях;
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать грамматический строй речи через образование прилагательных и глаголов;
- активизировать словарный запас через подбор однокоренных слов;
- развивать воображение, память.
Оборудование: раздаточный материал, тетрадь, ручка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального коррекционного занятия
3 класс, программа 4.1
Коррекционная область: логопедия
Тема: автоматизация звука [Рь] на материале, изучаемом в рамках предмета «Русский язык»
Продолжительность: индивидуальное занятие (20 минут)
Класс: 3
Контингент: слабовидящие (программа 4.1)
Практическая реализация: 15.01.2024
Цель урока: закрепить правильное произношение звука [Рь], используя изученные темы предмета «Русский язык»: понятие однокоренных слов, орфограмма «безударная гласная в корне слова».
Задачи:
- повторить акустико-артикуляционную характеристику звука [Рь]
- автоматизировать звук [Рь] в слогах, в словах, в чистоговорках, в предложениях;
- развивать языковой анализ и синтез;
- развивать грамматический строй речи через образование прилагательных и глаголов;
- активизировать словарный запас через подбор однокоренных слов;
- развивать воображение, память.
Оборудование: раздаточный материал, тетрадь, ручка.
Ход занятия
Организационный момент, сообщение темы:
Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим работать над произношением мягкого звука [Рь] и вспомним тему «Однокоренные слова». В течении занятия мы будем использовать слова, включающие мягкий звук [Рь].
В начале охарактеризуем звук Звук [Рь] - какой он? (Ответ ребенка)
Да, он согласный, звонкий, мягкий.
Вспомним, как мы говорим звук [Рь]:
- губы раскрыты, нейтральны,
- зубы разомкнуты,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- средняя часть спинки языка поднимается к небу,
- широкий кончик языка, поднятый к альвеолам, немного продвигается вперед так, что кончик языка приближается к верхним резцам и вибрирует.
Логопед: Выполним небольшую артикуляционную разминку.
Задание 1 Слоговые ряды.
- Повтори, отчетливо проговаривая звук [Рь]:
Ре-ре-ре,
Ри-ри-ри,
Рю-рю-рю,
Ря-ря-ря.
- А теперь повторяем слоги, сопровождая их хлопками:
ри, ри – ри-ри,
ре-ре – ре-ре-ре,
ря-ря-ря – ря-ря.
Задание 2 Повтори чистоговорки, отчетливо проговаривая звук [Рь]:
Ря-ря-ря - рядом синие моря,
Ре-ре-ре – вижу домик на горе,
Ри-ри-ри – над рекою фонари,
Рю-рю-рю – сирень маме подарю.
Орел на горе,
перо на орле.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
У моей сестры Марины
Щеки словно мандарины.
А сама сестра Марина
чуть побольше мандарина.
Логопед:
Задание 3
1. Прочитай однокоренные слова ниже, определи, что обозначает каждое слово,
берёзка, березняк, подберёзовик
что общего в лексическом значении этих слов? (Ответ ребенка)
как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение? (Ответ ребенка)
2. Теперь прочитай слова ниже:
Рисунок, нарисованный, пририсовать, рисовый, зарисовка.
Найди и выдели корень, все ли эти слова однокоренные или есть лишнее слово? Объясни. (Ответ ребенка)
Логопед: Итак, нужно помнить важный момент – однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Логопед: переходим к следующему заданию:
Задание 4
Прочитай слова ниже, образуй к каждому слову однокоренное слово – имя прилагательное. Придумай интересные словосочетания и с этими словами и запиши их в тетрадь:
Река
Абрикос
Гриб
Орех
Бревно
Задание 5 Прочитай слова ниже, образуй к каждому слову однокоренное слово – глагол. Придумай предложения с этими словами и запиши их в тетрадь:
Скрип
Репетиция
Тренер
Регулировщик
Задание 6
Прочитай слова ниже:
Деревья, зверьки, борьба, ребристый.
Какая орфограмма во всех этих словах?
Запиши слова в тетрадь, выдели корень и ударение. подбери к каждому слову проверочное слово.
Итог занятия:
Логопед: подведем итог – сегодня на занятии мы повторили понятие родственных (однокоренных) слов, орфограмму «безударная гласная в корне слова», использовали в ходе занятия много слов со звуком [Рь].
Литература:
В.П. Канапкина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс», Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе;
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей»;
Е. Н. Спивак «Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й» Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 3 класса по разделу «Имя существительное»
ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной пр...
Контрольно-измерительные материалы. Предмет:Русский язык- 1 класс
Русский язык- 1 класс, 1 четверть Тема: Согласные и гласные звуки и буквы. Звуковой анализ слов2 четверть Тема: Парные согласные по глухости - звонкости. Звуковой анализ слов3 четверть Тема: Деле...
Дополнительный грамматический материал к изучаемым темам по учебному предмету "Русский язык" для учащихся 2 класса (из опыта работы учителя).
Дополнительный грамматический материал к изучаемым темам по учебному предмету "Русский язык" для 2 класса. Задания составлены на основе программного материала п...