Автоматизация звука [Рь] на материале, изучаемом в рамках предмета «Русский язык»
план-конспект занятия (3 класс)

Салеева Ирина Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Рь] на материале, изучаемом в рамках предмета «Русский язык» для обучающегося по программе 4.1 (слабовидящие) 3 класса

Цель урока: закрепить правильное произношение звука [Рь], используя изученные темы предмета «Русский язык»: понятие однокоренных слов, орфограмма «безударная гласная в корне слова».

Задачи:

- повторить акустико-артикуляционную характеристику звука [Рь]

- автоматизировать звук [Рь] в слогах, в словах, в чистоговорках, в предложениях;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать грамматический строй речи через образование прилагательных и глаголов;

- активизировать словарный запас через подбор однокоренных слов;

- развивать воображение, память.

Оборудование: раздаточный материал, тетрадь, ручка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционного занятия

3 класс, программа 4.1

Коррекционная область: логопедия

Тема: автоматизация звука [Рь] на материале, изучаемом в рамках предмета «Русский язык»

Продолжительность: индивидуальное занятие (20 минут)

Класс: 3

Контингент: слабовидящие (программа 4.1)

Практическая реализация:  15.01.2024

Цель урока: закрепить правильное произношение звука [Рь], используя изученные темы предмета «Русский язык»: понятие однокоренных слов, орфограмма «безударная гласная в корне слова».

Задачи:

- повторить акустико-артикуляционную характеристику звука [Рь]

- автоматизировать звук [Рь] в слогах, в словах, в чистоговорках, в предложениях;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать грамматический строй речи через образование прилагательных и глаголов;

- активизировать словарный запас через подбор однокоренных слов;

- развивать воображение, память.

Оборудование: раздаточный материал, тетрадь, ручка.

Ход занятия

Организационный момент, сообщение темы: 

Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим работать над произношением мягкого звука [Рь] и вспомним тему «Однокоренные слова». В течении занятия мы будем использовать слова, включающие мягкий звук [Рь].

В начале охарактеризуем звук Звук [Рь] - какой он? (Ответ ребенка)

Да, он согласный, звонкий, мягкий.

Вспомним, как мы говорим звук [Рь]:

- губы раскрыты, нейтральны,

- зубы разомкнуты,

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

- средняя часть спинки языка поднимается к небу,

- широкий кончик языка, поднятый к альвеолам, немного продвигается вперед так, что кончик языка приближается к верхним резцам и вибрирует.

Логопед: Выполним небольшую артикуляционную разминку.

Задание 1 Слоговые ряды.

  1. Повтори, отчетливо проговаривая звук [Рь]:

Ре-ре-ре,

Ри-ри-ри,

Рю-рю-рю,

Ря-ря-ря.

  1. А теперь повторяем слоги, сопровождая их хлопками:

ри, ри – ри-ри,

ре-ре – ре-ре-ре,

ря-ря-ря – ря-ря.

Задание 2 Повтори чистоговорки, отчетливо проговаривая звук [Рь]:

Ря-ря-ря - рядом синие моря,

Ре-ре-ре – вижу домик на горе,

Ри-ри-ри – над рекою фонари,

Рю-рю-рю – сирень маме подарю.

Орел на горе,

перо на орле.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

У моей сестры Марины

Щеки словно мандарины.

А сама сестра Марина

чуть побольше мандарина.

Логопед:

Задание 3 

1. Прочитай однокоренные слова ниже, определи, что обозначает каждое слово,

берёзка, березняк, подберёзовик

что общего в лексическом значении этих слов? (Ответ ребенка)

как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение? (Ответ ребенка)

2. Теперь прочитай слова ниже:

Рисунок, нарисованный, пририсовать, рисовый, зарисовка.

Найди и выдели корень, все ли эти слова однокоренные или есть лишнее слово? Объясни. (Ответ ребенка)

Логопед: Итак, нужно помнить важный момент – однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Логопед: переходим к следующему заданию:

Задание 4 

Прочитай слова ниже, образуй к каждому слову однокоренное слово – имя прилагательное. Придумай интересные словосочетания и с этими словами и запиши их в тетрадь:

Река

Абрикос

Гриб

Орех

Бревно

Задание 5 Прочитай слова ниже, образуй к каждому слову однокоренное слово – глагол. Придумай предложения с этими словами и запиши их в тетрадь:

Скрип

Репетиция

Тренер

Регулировщик

Задание 6 

Прочитай слова ниже:

Деревья, зверьки, борьба, ребристый.

Какая орфограмма во всех этих словах?

Запиши слова в тетрадь, выдели корень и ударение. подбери к каждому слову проверочное слово.

Итог занятия:

Логопед: подведем итог – сегодня на занятии мы повторили понятие родственных (однокоренных) слов, орфограмму «безударная гласная в корне слова», использовали в ходе занятия много слов со звуком [Рь].

Литература:

В.П. Канапкина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс», Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе;

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей»;

Е. Н. Спивак «Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й» Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 3 класса по разделу «Имя существительное»

ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной пр...

Контрольно-измерительные материалы. Предмет:Русский язык- 1 класс

Русский язык- 1 класс, 1 четверть Тема: Согласные и гласные звуки и буквы. Звуковой анализ слов2 четверть Тема: Парные согласные по глухости - звонкости. Звуковой анализ слов3 четверть Тема: Деле...

Дополнительный грамматический материал к изучаемым темам по учебному предмету "Русский язык" для учащихся 2 класса (из опыта работы учителя).

Дополнительный  грамматический  материал к изучаемым  темам по учебному  предмету "Русский язык" для 2 класса. Задания составлены на основе программного материала  п...