Оценивание образовательных достижений
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Оценивание образовательных достижений.
В 1 классе у учащихся безотметочное обучение, но как учителю и ученикам необходим контроль образовательных достижений на уроках. Нам в помощь приходит следующее оценивание:
- «Волшебные линеечки»
- «Оценочная лесенка»
- «Цветовой сигнал»
- «Дерево успеха».
- «Светофор»
- «Лист спеха», «Маршрутный лист»
- «Закончи предложение»
- «Эмоциональная оценка»
- «Оценочный лист»
- «Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)»
- «Оценка пересказа».
- «Индивидуальная самооценка» 1-2 класс
- «Индивидуальная самооценка» 3-4 класс
- «Сосед по парте»
- «Дорожка успеха»
- «Проверка по эталону»
Со 2 класса начинается отметочное обучение. Чаще всего я использую листы успеха, маршрутные листы, в которых прописываю понятные для детей критерии и шкалу, затем выводится отметка по набранным баллам. Здесь ребенок видит, где он успешен, а где ему необходимо еще позаниматься, чтобы улучшить свой результат.
Каждое задание должно иметь критерии, шкалу и рефлексию, для того чтобы учитель и ученик видели слабые стороны, над которыми необходимо поработать.
Выпускники 4 класса научились оценивать себя, своего товарища, работать по маршрутному листу, работать в паре, в группе, разрабатывать критерии оценивания по заданию. По итогам педагогического совета, в характеристиках выпускника начальной школы отмечено, что у учащихся сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что если он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.
При оценивании образовательных достижений ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.
Лист успеха
ученика(цы) 2 класса __________________________________________(Ф.И.)
по теме: «Как построить дом»
- «Волшебные линеечки»
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: какое было задание?
На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.
2. Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
- наклон
- высота буквы
- ширина буквы
- аккуратность
Ответы детей и представляют собой не что иное, как критерии оценивания. А критерий – это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям.
Критерии должны быть четкими, однозначными.
3. Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию (показатели и шкала оценивания). Как оценим работу?
Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске.
Кроме того, показателями данных критериев могут быть самые простые:
- наклон соблюдён при письме – 2 балла
- наклон частично соблюдён при письме – 1 балл
- наклон не соблюдён при письме – 0 баллов и т.д..
4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.
Удалось ли выполнить задание?
Учитель предлагает посмотреть, на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».
Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось, и ваша деятельность была оценена выше?
В Ш А Н
- «Оценочная лесенка»
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
- Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зеленый – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
- Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов можно использовать «Дерево успеха». У детей лежат листочки (желтый, красный, зеленый) в конце урока дети прикрепляют их на дерево: зеленый листок – дело прошло полезно, плодотворно; желтый цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; красный листок – не все получилось, но я старался.
- «Светофор»
Детям необходимо рассказать стихотворение наизусть.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
2. Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: что нужно сделать чтобы прочитать стихотворение наизусть?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
- Автор стихотворения
- Название стихотворения
- Знание содержания стихотворения
- Выразительность
- Темп рассказа
- Громкость
В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.
Ответы детей и есть критерии оценивания.
3. Следующий шаг – шкала. Если выполнил критерий 1 балл, не выполнил – 0 баллов. Как оценим работу?
6-5 баллов – зеленый, 4 - 3 балла – желтый, 2 - 0 – красный.
4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности. Учащиеся, прослушав и оценив своего одноклассника поднимают цвет светофора.
- «Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующий вопрос:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
- Я узнал…
- Я теперь знаю…
- Мне было интересно…
- Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
- «Эмоциональная оценка» - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
- «Оценочный лист» - самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Также обязательно прописываются четкие и понятные критерии, шкала по которым происходит оценка.
Оценочный лист ФИ ученика (цы) ____________________________________________ | ||||
Критерии | Шкала | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
Активность на уроке | + да - нет | + | + | + |
Вклад в работу группы | + да - нет | + | + | + |
Выступление перед классом | + да - нет | + | - | + |
Итоговый балл | +++ | ++ | +++ | |
+++ - зеленый ++ - желтый + красный |
- «Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)»
Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: «+ - да, - нет»
Самооценка | +/- | Взаимооценка | +/- |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). |
| Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).
|
|
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу |
| Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. |
|
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. |
| Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы |
|
Я подавал группе правильные ответы. |
| Он давал группе правильные ответы. |
|
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
| Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
|
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим. |
| Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим. |
|
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
| Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
|
- «Оценка пересказа» Учащиеся слушают своего товарища, смотрят на критерии пересказа (беглость, последовательность, точность, если пересказ творческий, то добавляется критерий творчество), и говорят, справился или не справился.
- «Индивидуальная самооценка» 1-2 класс
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
- «Индивидуальная самооценка» 3-4 класс
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
- Какие умения формировал,работая над этим заданием…
- Какой уровень (необходимый, базовый, повышенный)…
- «Сосед по парте»
1 вариант. Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты.
2 вариант. Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.
3 вариант. Прежде, чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха», затем сосед по парте проверяет работу.
- «Дорожка успеха» после выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается отметить, на каком этапе они находятся, прием способствует формированию адекватной самооценки.
- Проверка по эталону. Учащиеся выполняют задание, после чего вывешивается эталон, и они себя оценивают. Может быть и взаимооценка.
Начиная с 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Например, мои дети имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке:
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
Критерии оценки | На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5) | Оценка учителя |
1. готовясь к уроку дома, я поработал на … | ||
2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на … | ||
3. я выполнил письменное задание на … | ||
4. я работал со словарём на … | ||
5. я использовал дополнительный материал на … | ||
6. я подготовил устное задание на … | ||
7. моё участие в работе на уроке можно оценить на … | ||
8. моя реальная отметка за урок | ||
9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … | ||
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: | ||
1. быть внимательнее на уроке | ||
2. активнее работать на уроке | ||
3. сразу просить объяснить то, что непонятно | ||
4. получить консультацию учителя | ||
5. воспользоваться помощью товарищей | ||
6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома | ||
7. другое |
Лист оценивания работы на уроке литературного чтения
Что делаем на уроке | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, «–» - не справились. | Дополнение учителя к оценке |
| ||
| ||
| ||
| ||
5. Общий итог по уроку. |
Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике.
На листе указаны задания, которые взяты под контроль.
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Задание | Правильность выполнения | Оценка о выполнении (!, +, –) | ||||||||||
« Посчитай» | ||||||||||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | ||||||||
«Подумай и сравни» |
Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На уроках русского языка часто использую листы самооценивания
для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
Ф.И. | ||||
Задание по русскому языку | ||||
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное | ||
Ст…ной | ||||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы обучающегося | «!» - всё правильно «+» - есть ошибки, но сам исправил «-» - не выполнил задание | Оценка учителя |
Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.
Лист самооценки творческого дела
Ф.И. ученик ___________________
Необыкновенный результат, его будет сложно повторить | ||||
Очень доволен, так как результат отличается от обычного | ||||
Доволен, похоже на то, что делаю обычно | ||||
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
Практикую на своих уроках так же и взаимопроверку.
Лист взаимооценки выразительного чтения
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя |
Названы автор и заглавие произведения | ||
Передано настроение автора и героя | ||
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | ||
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний | ||
Выбран необходимый темп чтения | ||
Текст прочитан с необходимой громкостью | ||
Удачно нарисован голосом словесный образ…. | ||
Слушателям понятно то, о чём было прочитано |
Критерии оценивания использую и при групповой работе.
Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы ______________________________
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лист оценки работы в группе над проектом
По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.
Критерии самооценки | |||||||
1 | Мы тщательно изучили тему проекта | ||||||
2 | Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы | ||||||
3 | Мы распределили обязанности участников проекта | ||||||
4 | Мы провели исследование по теме проекта | ||||||
5 | Каждый участник команды участвовал в сборе информации | ||||||
6 | Мы умеем работать в группе | ||||||
7 | Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта | ||||||
8 | Мы правильно распределили время работы над проектом | ||||||
9 | Мы научились анализировать свои действия | ||||||
10 | Мы научились представлять результаты своего труда | ||||||
11 | Мы научились создавать презентации для представления проекта | ||||||
12 | Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта | ||||||
13 | Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет | ||||||
14 | Мы научились защищать свой проект перед аудиторией | ||||||
Итого баллов: |
В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.
Также применяю критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат. В любой момент ученик может улучшить свои достижения.
Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения, а также достижения своих одноклассников.
В конце урока обучающиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.
Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.
1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...
- Мне больше всего удалось...
- А особенно удалось...
- Что я получил от этого урока, мероприятия?
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь похвалить учителя?
2. Мои достижения на уроке...
Сегодня на уроке я (мне):
- научился...
- было интересно...
- было трудно...
- мои ощущения...
3. Урок привлек меня тем ...
- показался интересным...
- взволновал...
- заставил задуматься...
- навел меня на размышления...
4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими
заданиями;
- они легче остальных заданий;
- затрудняюсь ответить.
5. «Состояние моей души».
Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Д | ||||
Г | Комфортно | |||
В | Уверен в своих силах | |||
Б | Хорошо | |||
А | Плохо | |||
Крайне скверно |
6. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил;
Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы: первая
Фамилия и имя: Халудорова Анастасия
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа знаком «+», с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково. +
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. +
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.+
В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
- х
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме «Времена года», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.
Карточка взаимооценивания результатов работы в группе
Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.
Ф.И учащегося | Задание 1: соотнеси тексты и их заголовки | Задание 2: Задай 3 вопроса по содержанию текста | Задание 3: Ответь на вопросы одноклас- сников | Задание 4: Выскажи свое мнение по данному вопросу | Баллы | |||||
Текст 1 | Текст 2 | Текст 3 | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | количество правильных ответов | задание выполнено + задание не выполнено - | |||
Халудорова Настя | + | + | + | + | + | + | + + + | + | 10б | |
Андыкова Ксения | + | + | - | + | - | - | + - + | _ | 5б | |
Ангрускаева Сарюна | + | + | + | + | + | - | + + + | + | 9б |
1 «+» = 1 балл
9-10 баллов - отметка «5»
7-8 баллов – отметка «4»
5-6 баллов – отметка «3»
Менее 5 баллов – Отметка «2»
В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей.
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Фамилия и имя: Зверев Климентий Класс:3 Дата: 24 ноября
Задание | Правильность выполнения | Оценка о выполнении «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, «–» - не справились. | ||||||||
«Реши примеры» | + | ! | ! | ! | - | |||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | ||||||
+ | ! | ! | + | |||||||
«Подумай и сравни» | ! | ! | + | + | ! |
Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.
х
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме:" Технология оценивания образовательных достижений"
в презентации представлена система оценивания, разработанная Даниловым Д.Д.( программа "Школа 2100")...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый. Система ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.
Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....