Зависимость форм восприятия от видов памяти
методическая разработка

Коробейникова Ольга Александровна

От того, какой канал у ребенка является ведущим, зависит освоение многих важных навыков, таких как чтение или письмо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavisimost_form_vospriyatiya_ot_vidov_pamyati.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Зависимость форм восприятия от видов памяти

Обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

От того, какой канал у ребенка является ведущим, зависит освоение многих важных навыков, таких как чтение или письмо. Особенности умственной работы у человека существенно отличаются из-за уровня отвлекаемости, особенности запоминания и др.

Наблюдая за школьниками, можно увидеть, что одни дети успешнее запоминают учебный материал, читая его про себя, другие — читая вслух или слушая учителя, третьи, для того чтобы запомнить, прибегают к записи.

Анализ различных источников показал, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно разделить на четыре категории:

Визуал – это человек, у которого больше развито зрительное восприятие информации. Для такого человека крайне важно видеть говорящего. В процессе восприятия для него важен цвет, свет – это улучшает восприятие. В плохо освещённом помещении он не может работать, так как быстро наступает утомление. Зная данные особенности, следует придерживаться следующих рекомендаций: таких детей лучше садить ближе к окну и дальше от доски. В процессе восприятия для них важна форма, внешний вид. Такой ребёнок всегда аккуратен. Для визуала важно, что на нём надето. При восприятии информации такому ребёнку нужна определённая дистанция. Поэтому, работая у доски, он может отойти; написав что-то – отклониться в сторону или отодвинуть тетрадь. Когда он сосредотачивается, то глаза уходят в потолок, он прищуривается, морщит нос. Для визуала важно рассмотреть. Поэтому при разговоре он смотрит в глаза, взгляд прямой и устремлённый. Ему важно как на него смотрят. Пренебрежительный, недоброжелательный взгляд может лишить его равновесия, вывести из себя. Визуал учится глазами. Для него важен контакт глазами, улыбка, мимика. Во время ответа на него нужно обязательно смотреть. В своей речи часто использует слова «посмотри», «взгляни», «наблюдать», «картина», «яркий», «красочный». У визуала необходимо развивать умение общаться и двигательные навыки.

Рекомендации

Для визуалов чаще использовать наглядности (картины, портреты), сравнение образов, свобода мыслей, инсайт, догадки, варьирование интонацией голоса, обращение к прошлому, инсценировка произведения, выразительное чтение по ролям, использование выражений: «вглядитесь», «представьте», «что увидели?», «что заметили?», «что общего?»

У аудиала преобладает слуховое восприятие. Он легко отвлекается на звуки. Для него важна интонация, красивый голос. Его раздражают посторонние шумы, излишняя высота и громкость звучания музыки, речи. Он любит слушать музыку. Очень любит, когда называют его имя, любит слушать свой голос, ему важно выговориться. Если на уроке его не спрашивают, то начинает разговаривать с соседями. Спрашивая такого ребёнка или делая ему замечание, важно назвать его по имени. Эти дети болезненнее других реагируют на замечания, особенно если они сделаны в грубой форме. Аудиала легко узнать по внешним признакам: думая, он уводит глаза в сторону или опускает глаза в пол, слушая, не поднимает глаз, может при этом что-то рисовать. Чтобы установить с ним контакт, нужно изменить голос, произнести его имя. Он громко говорит, использует в речи слова «послушай», «обсуждать», «голос», «молчаливый». Имеет большой словарный запас, умеет убеждать, легко вступает в общение.

Рекомендации

Для аудиалов подойдёт чтение стихов, дискуссии, работа хором, варьирование громкости голоса, паузы в речи, прогноз темы на будущее, формулировка выводов, обучение и проверка других, нахождение фрагментов текста, цитирование строк (детализация), несогласие с мнением класса, звук колокольчика, анализ звуков («завыла как дитя…»), использование выражений: «вслушайтесь», «что услышали?».

Кинестетику важно мышечно-тактильное восприятие информации. Ему необходимо потрогать, повертеть, обследовать то, что он изучает, в том числе на вкус, запах. Он «думает руками». Такому ребёнку трудно просто сидеть, поэтому он вертится, вертит что-то в руках, что-то достаёт, тем самым подпитывает свою память и внимание. Во время объяснения он не может и не смотрит в глаза учителю. Кинестетика легко узнать по внешним признакам: он как будто играет своим телом во время ходьбы; чаще, чем остальные развязан, расслаблен. Разговаривая, подходит вплотную. Любит обниматься, трогать других руками. Не любит жёстких стульев и неудобной мебели. Может выглядеть неряшливо, так как для него не важен внешний вид одежды. Он всегда находится сам в себе, важны собственные ощущения. Такой ребёнок не любит яркий свет, предпочитают полумрак, уединение. Поэтому в классе кинестетикам сидеть лучше дальше от окна, но ближе к учителю. На перемене они часто виснут друг на друге, толкаются, затевают драки. Такие дети очень подвижны, главное для них – заниматься делом. Они много и активно жестикулирует. Хорошо воспринимают запахи, у них отлично развит вкус. В разговоре кинестетики с трудом подбирают слова, говорят очень тихо и медленно. Употребляют слова: «мягкий», «тёплый», «гибкий», «уютный», «кольнуло», «задело».

Рекомендации

Для кинестетиков использовать поощрение в виде пожимания руки и прикосновения, сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения и учителя, передача собственного эмоционального состояния, ритм стиха отбивается учащимися рукой или ногой, школьники могут стоять во время урока или отвечать сидя, использование выражений: «почувствуйте», «похолодело», «потеплело», «ощутите себя маленькой частицей» и т.д.

У дискретов или дигиталов (от англ. «digital» - цифровой) - восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Речь у дискретов исключительно логическая, похожа на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Обычно использует такие речевые обороты, как «во-первых», «вследствие», «это значит», «таким образом», «думаю», «размышляю», «логично», «следовательно». Дискреты трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Но скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не показывая окружающим свою эмоциональность. Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. С помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности. Дискретам приписывают любовь к строгому стилю и к классическому дизайну. Дискрета легко узнать по внешним признакам: руки скрещены на груди, осанка прямая, движения не гибкие, голова поднята, смотрит «над толпой».

Известно, что любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

технологическая карта урока русского языка «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения определять ч...

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти...