«Развитие познавательной деятельности», 2 В класса обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
план-конспект занятия (2 класс)

Коррекционно-развивающие задачи:

-расширять и обогащать возможности артикуляционной моторики;

-развивать внимание и память;

-развивать наглядно– действенное мышление.

Воспитательные задачи:

– развивать интерес к живой природе;

– развивать и обогащать интерес к социальной коммуникации;

– воспитывать бережное отношение к животным;

– развивать навыки сотрудничества;

– развивать навыки доброжелательности, самостоятельности;

– развивать самостоятельность;

– развивать умения проявлять доброжелательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по коррекционному занятию: «Развитие познавательной деятельности», 2 В класса обучающихся с расстройствами аутистического спектра

(вариант )

автор: Целютина Олеся Владимировна

учитель-начальных классов МКОУ НШДС- № 33 г.Юрги

Технологическая карта по коррекционному занятию: «Развитие познавательной деятельности», 2 класс обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант )

2023

Пояснительная записка

Коррекционное занятие по предмету «Развитие познавательной деятельности», разработан для учащихся обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант )

Контингент обучающихся 2«В» класса – расстройствам аутистического спектра.

Все обучающиеся посещают ресурсный класс МКОУ НШДС № 33 с нарушениями в интеллектуальном развитии. Дети в классе одного возраста.

Занятие по альтернативной коммуникации в классе проводится группами. Группа, на которой показывал педагог открытое занятие состоит из трех детей. Ярослав, Жанна, Алексей – говорящие дети, понимание речи затрудненно, внимание крайне неустойчиво. Речь бедная, односложная. С опозданием реагирует на обращение учителя.

Данное занятие второе в теме: «Домашние животные» по АООП «Развитие познавательной деятельности», разработан для учащихся обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант ).

Предмет: «Развитие познавательной деятельности»

Класс:

Тема урока: «Наши верные друзья».

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: Пополнение пассивного и запуск активного словаря.

Задачи:

Образовательные задачи:

-развивать умение воспроизводить жесты «Привет», «Пока»;

-расширять и обогащать коммуникативные навыки;

-знакомить с домашними животными;

-знакомить с правилами ухода за домашними животными;

– уточнять и расширять пассивный словарь;

– учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками (кошка, собака);

-учить работать с карточками, составлять (с опорой на карточки) простые предложения.

Коррекционно-развивающие задачи:

-расширять и обогащать возможности артикуляционной моторики;

-развивать внимание и память;

-развивать наглядно– действенное мышление.

Воспитательные задачи:

– развивать интерес к живой природе;

– развивать и обогащать интерес к социальной коммуникации;

– воспитывать бережное отношение к животным;

– развивать навыки сотрудничества;

– развивать навыки доброжелательности, самостоятельности;

– развивать самостоятельность;

– развивать умения проявлять доброжелательность.

Методы: словесные (рассказ, объяснение); наглядные (показ, демонстрация, работа с дидактическим материалом); практические (выполнение заданий, практических действий).

Оборудование: Карточки пекс: «привет», «пока», «жди», «тихо», «да», «нет»; мягкие игрушки кот и собака, изучаемые на уроке; макет дома-квартиры; лотки с заданиями; лотки с картинками кота и собаки для сортировки; фигурки собаки (3 шт.) и кота (3 шт.); картинки собак и кошек для сортировки; предметы для ухода за животными (расческа, тряпочка, кувшин с молоком, тарелочки, косточки); деревянные палочки для забора.

Образовательные технологии: игровые; информационно – коммуникативная, здоровьесберегающие.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(учащиеся получают образование по варианту 8:3)

Формируемые УУД и предметные действия

#1054;рганизационно-подготовительный этап.

Организовать учащихся для работы на уроке

Упражнение на релаксацию, приветствие:

-Звенит звонок, начинается урок.

-Здравствуйте ребята!

– Алексей, давай поздороваемся. Здравствуй Алексей!

-Здравствуйте, Олеся Владимировна!

-Жанна, здравствуй!

-Здравствуйте, Олеся Владимировна!

-Здравствуй, Ярослав!

-Здравствуйте, Олеся Владимировна! (проговаривает самостоятельно)

-Здравствуйте, ребята, я вас очень рада всех видеть!

-Указательным пальцам показываю на губы, привлекая тем самым произвольный взгляд на себя;

-с помощью карточек и учителя выкладываем приветствие. Используем карточку «привет» и зеркало. В отражении ребенок видит себя.

– С помощи карточек «Привет» и с фотографией учителя составляем предложение. Привлекаю внимание при помощи прикосновений руками по лицу, заостряя внимание на своем лице;

Предметные действия: визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: мотивация к учению.

Предметные:

умение построить с помощью педагога приветствие. Коммуникативные: Учить работать с карточками; умения сотрудничать с учителем и

#1055;одготовка учащихся к освоению учебного материала.

Подготовить учащихся к активному освоению учебного материала

Сюрпризный момент:

(включается записанный звук мяуканья кошки)

– Ребята… Где у вас ушки? Слышите? Кто это? Егор, это

Собака лает. (с помощью педагога выбирает карточку- «нет».)

-Жанна, это корова мычит? (при помощи педагога выбирает карточку- «нет».)

-Алексей, это чей голос?

-Это кошка!

-Алексей, молодец! Давайте ребята посмотрим, кто к нам пришел. (достаю из волшебного мешочка кошку-игрушку).

-Ярослав, давай поздороваемся с котиком, погладим его. Молодец.

-Жанна, погладь котика. Какой он мягкий, теплый, пушистый.

(учитель говорит за игрушку)

– Спасибо, Жанна, какая ты хорошая девочка!

(говорит учитель, обращаясь ко всем)

-Какие вы дружные.

-Алексей, давай погладим котика.

-Какие вы ребята добрые, внимательные.

(включается записанный звук лая собаки.)

– Ребята… Слышите? Кто это? Ярослав, это

Корова мычит – (с помощью педагога выбирает карточку- «нет».)

Жанна, это кот мяукает? (при помощи педагога выбирает карточку - «нет».)

Алексей, это чей голос?

-Это собака!

-Алексей, молодец! Давайте посмотрим (достаю из волшебного мешочка собаку-игрушку).

-Ярослав, давай поздороваемся с собакой, погладим его. Молодец.

-Жанна, погладь собаку.

-Алексей, погладь собаку. Она пушистая, теплая, мягкая.

(говорит учитель, обращаясь ко всем)

-Молодцы.

-Показываем на уши как готовность слушать и воспринимать услышанное.

-Работа с карточками «Да», «Нет»;

-Достаем из мешочка кота-игрушку (сюрпризный момент).

Дети выполняю простые инструкции за учителем (погладь, посмотри), настраиваются на урок.

Познавательные:

умение работать с карточками

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

Личностные:

Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность;

развивать навыки сотрудничества.

#1040;ктуализация знаний

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

– Ребята, а где же наши животные будут жить? Кто за ними будет ухаживать? А жить они будут в доме. А ухаживать за животными будут Ярослав, Жанна, Алексей.

– Ярослав, посади кота на диван.

-Алексей, посади собаку на коврик. Пусть сидит дома.

-Учитель показывает макет комнаты с обстановкой (стол, кровать, стулья, диван). Дети по инструкции учителя выполняют действия. Располагают животных в доме. Ярослав и Жанна речевая инструкция для понимания трудна, учитель дает физическую подсказку. жестом

Познавательные:

Учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками

Коммуникативные:

умение слушать;

Личностные:

Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность.

IV. Основной этап

Первичное усвоение новых знаний.

Снятие статической утомлённости.

-Ребята, помогите мне!

Алексей, ты будешь первым. Возьми карточку и подойди к заданиям. Какая фигура у тебя в руках? Треугольник.

-Найди такой же. (ребенок соотносит фигуры и берет лоток с заданием и садится на место.) Молодец!

-Давайте посмотрим, что нам Алексей принес. Тарелочки, косточки, кувшинчик с молоком, тряпочка. Сейчас будем кормить наших животных. Коту нальем молока.

-Алексей, бери молочник и налей в блюдце молоко.

-Жанна, налей.

Ярослав, налей

Учитель говорит за игрушку кота, обращаясь к каждому ребенку:

– Спасибо, Ярослав.

– Спасибо, Жанна.

-Спасибо, Алексей.

-Как котик пьет молочко? (пробуем языком выполнять произвольные движения)

-Ярослав, делай так!

-Жанна, сделай так!

– Алексей, сделай так!

– А собаку чем мы накормим? (учитель показывает косточку Алексею.)

Учитель говорит за игрушку, обращаясь к каждому ребенку:

– Ав ,ав, спасибо, Ярослав.

– ав,ав, спасибо, Жанна.

– ав, ав, спасибо, Алексей.

-Как собака грызет косточку?

(учитель показывает)

-Ярослав, делай так! Зубки на зубки!

-Жанна, сделай так!

– Алексей, сделай так!

Молодцы!

-Ярослав, теперь ты мой помощник.

– Наши домашние животные поели, сейчас мы вытрем им лапки и причешем шерсть.

Физминутка: «Сделай так!».

Пассивная физкультминутка выполняется с тяжелыми детьми сидя.

– Сделай так! (учитель трет ладошкой о ладошку)

– С делай так! (учитель поднимает руки в верх)

– С делай так! (учитель закрывает ладонями уши)

– С делай так! (хлопает ладонями по коленям)

– С делай так! (надувает щеки)

– С делай так! (педагог складывает руки на стол и кладет голову себе на руки.)

– Отдыхаем!

Педагог берет перо и начинает гладить детям по голове и шее (детям это нравится). Педагог останавливается, тем самым стимулируя ребенка вступить в диалог и попросить еще раз провести перышком по шее или лицу.

– Попроси!

Алексей, возьми карточку и подойди к заданиям. Какая фигура у тебя в руках? Квадрат.

-Найди такой же (ребенок соотносит фигуры и берет лоток с заданием и садится на место.) Молодец!

«Сортировка»

(у каждого ребенка на столе 2 лотка. На одном лотке наклеена картинка собаки, на втором кошки.)

-Посмотрите ребята, у нас все животные перепутались, разбежались. Давайте их посадим на свои места. Собак к собакам, а котов к котам. (Учитель по очереди достает сначала фигурки животных, предлагая детям соотнести их с картинкой на лотке и положить туда соответственно. Дальше, когда у каждого ребенка был опыт соотнести игрушку с картинкой, учитель предлагает соотнести картинки, усложняя тем самым материал, так как картинки животных разные. Животные в разных прозах, нарисованные сфотографированные, образы.)

-Молодцы ребята! Все животные на своем месте!

-Ярослав, помоги нам найти последнее задание.

– спасибо, Ярослав!

-Ребята, давайте построим у нашего дома забор и больше наши животные не будут убегать. (в лотке лежат деревянные палочки для забора.) Педагог по очереди подносит макет дома и дает по 5 деревянных палочек, из которых выстраивается забор. (для того, чтобы палочки были зафиксированы, педагог заранее положила на одно макета кинетический песок. Палочки легко вставлялись детьми и хорошо были зафиксированы.)

-Учитель обращает внимание ребят на планшет, на котором прикреплены плоские карточки- геометрические фигуры. Ребенок отрывает от липучки карточку, встает и подходит к столу с лотками на которых тоже геометрические фигуры. Ребенок соотносит карточку в руках и карточкой на лотке, прикрепляет и берет лоток с заданием.

-каждому на стол учитель кладет тарелочку, и каждый ребенок по очереди наливает в блюдце молоко (имитация).

-учитель показывает, как кот лакает кот молоко, тем самым стимулируя детей повторить артикуляционное упражнение. Указательным пальцем учитель показывает себе на рот, тем самым стимулирует ребенка подражать. Помогает, стимулирует сосредоточить внимание на языке и на движении его. Все ученики включены в работу и повторяют по мере своих физических и интеллектуальных возможностей.

-коммутация с говорящим учеником, Алексеем. Отвечает односложно – косточка.

-Все ученики включены в работу и повторяют по мере своих физических и интеллектуальных возможностей.

-Ярослав берет геометрическую фигуру с планшета, подходит к лоткам с заданиями, соотносит фигуру в руках с нужной фигурой на лотке. Берет задания и садится на место.

– дети по очереди берут платок и вытирают животным лапы.

– потом по очереди берет гребешок и расчесываю питомцев.

Пассивная физкультминутка выполняется с тяжелыми детьми сидя.

– дети повторяют за педагогом все действия

-ученикам нравится повторять за педагогом. Все движения выполняются детьми самостоятельно.

При упражнении с перышком дети заинтересованы и с удовольствием вступают в коммуникацию с преподавателем каждый в силу своих физических и интеллектуальных возможностей.

-Алексей подходит к лотку с заданиями, соотносит фигуру в руках с фигурой на лотке и несет задание учителю. Садится на место.

Дети по очереди сортируют предоставленный материал учителем по лоткам. Это Ярослав и Жанна требуется постоянно физическая подсказка. Указательный жест учителя.

-Ярослав берет геометрическую фигуру с планшета и подходит к лотку с заданием, соотносит его с фигурой и приносит учителю. Ярослав постоянно требуется внешний контроль, который осуществляет учить. Помогая и направляя его физическими подсказками.

– Всем ученики справились с заданием успешно. Концентрировать дополнительно внимание надо было только Ярослав.

Познавательные:

Учить работать с карточками; учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками; уточняем и расширяем пассивный словарь; развивать наглядно действенное мышление

Коммуникативные:

умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки; расширять и обогащать артикуляционную моторику.

Личностные:

Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность к животным; развивать интерес к живой природе; Развивать навыки самостоятельности.

#1054;бобщение и систематизация учебного материала.

Дать учащимся представление об изучаемом

Учителем используются картинки с липучками. Пособие из двух картинок, соединены липучкой между собой. Сверху нарисован забор, внизу, под забором картинка животного (кот, собака, корова).

-Ребята, а давайте проверим, все животные у нас дома. Никто лишний к нам не пришел?

-Алексей, постучи по картинке. Открывай.

Алексей, мы сегодня ухаживали за котом? Кормили его? Расчесывали?

-ДА!

Молодец, Алексей!

-Жанна, постучи по картинке.

-Жанна, мы сегодня ухаживали за собакой? Кормили её? Расчесывали?

Педагог концентрирует внимание ребенка с помощью физических подсказок. Он гладит указательным пальцем по лбу ребенка поймав его взгляд учитель переносит свой палец себе на лоб. Ребенок следит за пальцем и ловит взгляд учителя.

Молодец, Жанночка!

-Ярослав, постучи по картинке.

-Ярослав, мы сегодня ухаживали за коровой? Кормили её? Расчесывали?

Ярослав очень хорошо подражает учителю. Педагог мотает головой и проговаривает – «нет». Ярослав подхватывает и тоже мотает головой

-Алексей стучит по нарисованному забору и отклеивает верхнюю картинку, под ней появляется картинка с котом.

-Жанна стучит по нарисованному забору, отклеивает верхнюю картинку, под ней появляется картинка с собакой.

-Жанна, при помощи подсказки учителя кивает головой!

-Ярослав стучит по нарисованному забору, отклеивает верхнюю картинку, под ней появляется картинка с коровой.

-Ярослав при помощи подсказки учителя мотает головой! «нет»

Познавательные:

Учить работать с карточками

Коммуникативные:

умение слушать; расширять и обогащать коммуникативные навыки, развивать навыки сотрудничества.

Личностные:

Развивать интерес к изучению темы, развивать умения проявлять доброжелательность к животным; развивать интерес к живой природе.

VI. Подведение итогов урока

Оценка работы учащихся класса

– Какие вы молодцы. Ярослав, молодец! Жанна, молодец! Алексей, молодец! Мы научились ухаживать за домашними животными и можем завести себе друга кота или собаку!

– Вы молодцы, давайте скажем друг другу до свидания.

-До свидания, Ярослав!

-До свидания, Жанна!

-До свидания, Алексей!

При помощи учителя Ярослава составляет из карточек пекс («ПОКА» «Фото учителя»), предложение. Наклеивает на планшет карточки, с помощью учителя отклеивает планшет от стола и указательным пальцем, с помощью педагога показывает на карточки, а педагог проговаривает: - ПОКА, ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА!

При помощи учителя Жанна составляет из карточек пекс («ПОКА» «Фото учителя») предложение.

Жанна с помощью педагога показывает на карточки, а педагог проговаривает: -ПОКА, ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА!

Алексей прощается словесно. Без помощи карточек.

Познавательные:

Учить работать с карточками

Коммуникативные:

развивать навыки сотрудничества; расширять и обогащать интерес к социальной коммуникации

Личностные:

развивать умения проявлять доброжелательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2)

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2) Пояснительная записка. Адаптирован...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для 1 класса  для обучающихся с расстройствами аутистического спектра(вариант 8.2)...

Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2) 1-4 класс

Образовательная программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с растройствами аутистического спектра (РАС) 1-4 классов, Вариант 8.2 В программе расскрываются разделы планирования: целево...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...

Технологическая карта урока математики в 1 классе (обучающиеся с расстройством аутистического спектра, вариант 8.2.)

Тема урока: На сколько больше? На сколько меньше?Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся  умения находить, насколько одно число больше ил...