Буллинг в детской среде.
консультация

Стряпихина Ирина Владимировна.

Тема буллинга сегодня, как никогда актуальна. Зачастую, родитель, тот кто узнает об этом последним. А надо бы наоборот. Что же делать, если ваш ребенок попал в такую ситуацию, кто может помочь, и как мы сами можем поддержать ребенка  в этой непростой ситуации?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_bullingu.docx26.49 КБ
Файл bulling.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР №2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454030, г. Челябинск, Краснопольский проспект, 1ж

«Буллинг в детской и подростковой среде, как нарушение детских границ и безопасности»

        

Разработала педагог-психолог

1 категории

МАО «ОЦ№2 г. Челябинска»

И.В.Стряпихина

Тема «Буллинг в детской и подростковой среде, как нарушение детских границ и безопасности» на сегодняшний день стоит особенно актуально.

Вы можете задаться закономерным вопросом «Не рано ли поднимать эту тему в дошкольном возрасте?» НО, данные социологических исследований выявили ЗАЧАТКИ зарождения этой  проблемы в дошкольном возрасте. А в условиях современной начальной школы и среднего звена- эхта прблема стоит особенно остро и актуально!

 Итак, давайте разбираться, что такое БУЛЛИНГ?

 Буллинг —это травля, агрессивное преследование

 одного человека другим (другими)- «запугивание», «издевательство», «травля» — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает, слухи, сплетни, байкот (приводит к суициду)

участники буллинга-

Если в детском коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллер (придумывает и возглавляет издевательства),

 Последователи- группа единомышленников, вместе с Буллером, могут ударить, спрятать или испортить вещи и т.д.

одобряющие, пассивно одобряющие - поддерживают, поддакивают, подхихикивают

наблюдатели или равнодушные (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров)

потенциальные защитники, защитники – присутствует страх «Если встану на защиту, не буду ли я следующей жертвой?»

жертва!

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.  

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен:

беспричинные боли в животе и груди;

нежелание идти в школу, детский сад и плохая успеваемость;

нервный тик, энурез;

печальный вид, беспокойство, тревожность;

нарушенный сон, кошмары;

длительное подавленное состояние;

участившиеся простуды и другие заболевания;

склонность к уединению, нежелание общаться;

проблемы с аппетитом;

излишняя уступчивость и осторожность.

Что делать родителям?   

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями. 

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

- Обратиться в Совет профилактики в школе

-Написать в Администрацию школы заявление с просьбой разобраться в ситуакции, на что школа обязаня среагировать незамедлительно!

Что делать ребенку?

1.Обратиться к родителям и учителю

- Описать ситуацию

- Описать, что в этой ситуации не понравилась

2. Решить вместе со взрослым это травля,

конфликт, преступление

3. Найти решение: родителю написать заявление.

Комната примирение в школе. Собрание в классе.

4. Сменить школу или класс, если меры не

срабатывают.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в

школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок

боится идти в школу, то смените её будет лучшим

решением.

Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 

Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 

Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 

Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  

ФРАЗЫ ПОМОЩИ:

 «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.

«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.

«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.

«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.«Я

люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

ВЫВОД:

Травля ребенка имеет самые неприятные последствия для всех участников. Дети, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. 

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. 

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство.

Таким образом, подобные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. 

ВАЖНО!!! Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Буллинг в детской и подростковой среде, как нарушение личных границ и безопасности»

Слайд 2

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать. / Сократ / Буллинг —это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими) .

Слайд 4

Зачем это БУЛЛЕРУ? Буллеры — это чаще дети, но и (могут быть взрослые-педагоги), которые выступают агрессорами Одна из причин буллинга — это страх быть оторванным от коллектива . Проблемы в семье (насилие-перенос увиденного в социум) Насилие со стороны более взрослых приятелей - самоутверждение на более слабых Низкая самооценка Деструктивное, агрессивное поведение Психотравмирующие события в прошлом Высокая самооценка вкупе со сниженным чувством эмпатии -осознает свои действия! (необходимы жесткие границы и понимание последствий его действий)

Слайд 5

Как распознать буллинг и чем он опасен Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по физическим и психологическим признакам :

Слайд 6

Важно! Чтоб ребенок сразу же поставил в известность родителей, педагогов, кого-либо из старших, кому он доверяет о создавшейся ситуации! ПРОБЛЕМА !!!!- Дети скрывают эту проблему, многие пытаются справится сами! ЧТО НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ В ОТВЕТ РЕБЕНК У : «Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то» «Не обращай внимания» «Дай им сдачи» «Что вы делаете, ему же плохо!»

Слайд 7

Что делать родителям?

Слайд 8

ЧТО НЕ ТРАВЛЯ:??? 1.непопулярность ребенка 2. конфликт 2-х детей Поделиться увлечениями, дать интересное ответственное поручение , коллективная работа Педагог выступает медиатором и показывает детям алгоритм решения конфликтов

Слайд 9

Один ребенок агрессивно себя ведет, группа его не поддерживает Дети не принимают насилие и агрессию. Индивидуальная работа с ребенком Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способностей у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Слайд 10

ТРАВЛЯ Эмоциональное насилие Физическое насилие Смех Игнорирование Унижение О скорбление Толкают, бьют, удерживают силой. Отнимают, прячут и портят вещи

Слайд 11

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ТРАВЛИ

Слайд 12

ЧТО ДЕЛАТЬ ребенку? 1. Обратиться к родителям и учителю 2 . Решить вместе со взрослым это травля, конфликт , преступление 3. Найти решение: родителю написать заявление. 4 . Сменить школу или класс, если меры не срабатывают.

Слайд 13

ПРОДОЛЖЕНИЕ… Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга . Это работа взрослых. Базовые позиции, которые должен знать ребенок:

Слайд 14

Фразы поддержки и понимания от родителей и педагогов 1. «Я з аметила, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым, расскажи, что случилось?….» 2. «Я тебе верю» 3. «Хорошо, что ты мне об этом сказал» 4. «Я люблю тебя и сделаю все, чтобы тебе больше не угрожала опасность» 5. «Это не твоя вина» 6. «Мне жаль, что с тобой это случилось»

Слайд 15

Ответственность подростков за вовлечение других детей в деструктивное поведение 1. ст.150 УК РФ 2.ст.151, 110, 110.1,111, 112 3. ст. 63- забота родителей о детях 4. ст.5.35- административное правонарушение за несоблюдение родительских обязанностей 5. При администрации школы создана комиссия во главе которой стоит Зам по УВР-безотлагательно реагирует на жалобу родителей на предмет буллинга .

Слайд 16

Полезные ссылки https :// nsportal.ru/albom/2021/11/01/neposredstvenno-s-detmi Стряпихина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по профилактике конфликтов в детской среде.

Практические рекомендации по профилактике конфликтов в детской среде были разработаны во время работы над темой "Профилактика конфликтов младших школьников в процессе формирования нравственного поведе...

Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым ...

ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не тол...

Презентация на тему "Профилактика жестокости в школьной среде. Работа педагога по выявлению школьного буллинга"

     Данная презентация познакомит с понятием "буллинг", формах его проявления в школьной среде и типичными чертами поведения учащихся, склонных к буллингу и их жертв. ...

Занятие по профилактике буллинга в детском коллективе

Занятие по профилактике буллинга в детском коллективеТема: «Буллинг: справимся вместе»Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.Задачи:1.Ф...

Развивающее занятие по профилактике буллинга в детском коллективе

Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.Задачи:Развитие чувствительности и уважения к культурным и психологическим различиям.Воспитание доброже...