Взаимодействие школы и родительского сообщества
статья

Анна Александровна Чушкина

В рамках социально-экономических трансформаций, «которые происходят в обществе, в системе образования, на передний план выступают проблемы взаимодействия семьи и школы, как средство воспитания подрастающего поколения». За всю историю отечественной педагогики взаимосотрудничество школы и семьи являлось ключевым моментом в целостном воспитательном процессе. Однако это явление стало наиболее значимым исключительно в последнее время. В современной отечественной экономической ситуации многих родителей, прежде всего, беспокоит материальное благосостояние семьи. При этом вопрос воспитания детей отходит на второй план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_shkoly_i_roditelskogo_soobshchestva.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Чушкина А.А.,

воспитатель

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА

В рамках социально-экономических трансформаций, «которые происходят в обществе, в системе образования, на передний план выступают проблемы взаимодействия семьи и школы, как средство воспитания подрастающего поколения» [1, с. 255]. За всю историю отечественной педагогики взаимосотрудничество школы и семьи являлось ключевым моментом в целостном воспитательном процессе. Однако это явление стало наиболее значимым исключительно в последнее время. В современной отечественной экономической ситуации многих родителей, прежде всего, беспокоит материальное благосостояние семьи. При этом вопрос воспитания детей отходит на второй план.

Зачастую родители возлагают эту миссию полностью на педагогический коллектив школы. «Воспитание ребенка начинается в семье, и если родители не транслируют общечеловеческие,

нравственные, культурные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть всесторонним и эффективным» [1, с. 256].

Совершенствование мотивации современной отечественной семьи в осуществлении воспитания детей «требует от педагогической науки и практики разработки научно-методического обеспечения взаимодействия общеобразовательной организации и семьи, а также психолого-педагогического сопровождения семьи в решении задач воспитания» [1, с. 256].

Анализ настоящего положения в работе школы в воспитательном векторе нашего подрастающего поколения выявил, что «существующий формально-административный подход школы к организации сотрудничества с семьей, недостаточное владение педагогами содержанием, формами и методами взаимодействия с родителями, не способствуют обеспечению результативности процесса воспитания школьников» [1, с. 156].

Проанализировав сложившуюся ситуацию в современных образовательных организациях, были выявлены следующие противоречия:

– между необходимостью организации системы взаимодействия семьи и школы и недостаточной определенностью, разработанностью педагогических условий взаимодействия с учетом требований ФГОС;

– возможностями семьи в воспитании детей и недостаточной работой школы по реализации потенциала семьи в воспитании детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Проблема взаимодействия семьи и школы – «проблема современного образования и общества в целом» [2, c. 16]. Целесообразность и важность взаимосотрудничества семьи и школы всегда была актуальной и не подвергалась сомнению. Отметим, что еще до поступления ребенка в начальную школу родители являются его первыми и главными воспитателями. Итог деятельности школы по обучению и воспитанию детей во многом зависит от степени плодотворности выстроенного сотрудничества педагогов и родителей.

Из практики воспитания передовых педагогов МБОУ Детское отделение «ОК «СтартУМ», исследовательских материалов отечественных ученых, опыта работы ряда общеобразовательных учреждений Белгородской области можно выделить следующие приоритетные векторы совместной деятельности школы и семьи:

- организация мониторинговой системы по работе изучения семей;

- организация и реализация психолого-педагогического просвещения родителей;

- разработка системы массовых совместных мероприятий с родителями, работа по организации общественно значимой деятельности и досуга родителей и детей;

- выявление и внедрение в практическую деятельность позитивного практического опыта семейного воспитания;

- внедрение в семейное воспитание основ народной педагогики;

- использование различных нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, включение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность;

- создание необходимых предпосылок и условий для реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;

- объединение родителей по семейным проблемам («Школа молодых родителей», «Клуб одиноких отцов (матерей)», родителей-инвалидов и др.).

Деятельность МБОУ Детское отделение «ОК «СтартУМ» с семьёй включает три основные составляющие актуальной педагогической помощи:

образовательную (помощь семье в образовании и воспитании детей);

психологическую (социально-психологическая поддержка и коррекция);

посредническую (помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания).

Чтобы родители принимали активное участие, учитель должен подобрать наиболее эффективные формы взаимодействия с семьёй, дать достоверные и полные сведения об этапах развития ребёнка. Таким образом, можно перечислить следующие эффективные формы работы педагога с семьёй:

• встречи с родителями (консультация, тренинг, мастер-класс, круглый стол);

• информирование об успеваемости, достижениях, задачах учебной воспитательной работы ребёнка;

• общешкольные и классные родительские собрания;

• создание и обеспечение эффективной работы родительского комитета; • практические конференции для родителей;

• творческие тематические конкурсы и др.

Таким        образом,        процесс        взаимодействия        семьи        и        школы        предполагает установление двустороннего заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную практическую помощь, направленную на обеспечение главной цели – воспитание всесторонне развитой, активной личности школьника.

Взаимосвязь семьи и школы в интересах личности ребенка – это процесс, длиною в школьную жизнь. Может быть, когда-нибудь, возникнет эффективная триада: родители - дети - педагог.

Литература:

1. Прокопьева, Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 255-256.

2. Алиева, Б.Ш. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы / Б.Ш. Алиева, М.Х. Рабаданов // Вестник дагестанского научного центра РАО. – 2014. – № 2. – С. 16-19.

3. Мосейчук, C.C. Школа и дом – одна семья: программа совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся / С.С. Мосейчук // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – № 5. – С. 35-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Программа родительского сообщества: "Родитель-ребенок-коллектив".

Подпрограмма "Мы - умники"Цель программы: - оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружа...

Программа родительского сообщества: "Родитель-ребенок-коллектив".

Подпрограмма "Мы - умники"Цель программы: - оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружа...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

«Взаимодействие школы и семьи в развитии читательской культуры ребенка» (из опыта работы родительского клуба «Лад»)

В ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приёмы для до...