Учебный курс «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка»
рабочая программа
Данный учебный курс поможет обучающимся, детям предшкольного возраста, подготовить руку к письму и сформировать определённые графические навыки для формирования базовых умений по каллиграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predshkolnoy_podgotovki_uchebnyy_kurs_kletka_plyus_lineyka_2.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покачи
Дополнительная общеобразовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Учебный курс
«Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка»
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
(срок реализации 4 месяца)
Пояснительная записка
Учебный курс реализуется исходя из социального заказа родителей (законных представителей) обучающихся, чтобы помочь будущим первоклассникам адаптироваться в школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для последующего освоения основной общеобразовательной программы начальной школы. Важное место в работе с детьми в дошкольной период принадлежит подготовке руки к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев.
У многих первоклассников рука не подготовлена для письма. Дети не могут писать в строчку, линии у них получаются неровные, дрожащие. Им трудно научиться правильно писать буквы, правильно строить буквенный ряд в слове, буквы у них неровные, разной величины, выходят за строку. Такие дети часто не дописывают элементы букв, целые слова, пишут медленно, отстают от темпа класса. В связи с этими трудностями будущих первоклассников разработан данный учебный курс «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка».
Цель: Помочь детям предшкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи:
* развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
* формировать технические и графические навыки письма;
* учить правильному обращению с письменными принадлежностями, соблюдению гигиенических правил письма, ориентации на листе бумаги;
* содействовать координации движений руки при раскрашивании рисунков, штриховке, выполнении графических упражнений;
* формировать двигательные, зрительные и слуховые представления и элементарные графические умения, необходимые для овладения письмом (написание прямых, наклонных, волнистых линий, овалов, петель, крючков и т.д.)
Содержание учебного курса
Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма - не одно и то же. Графические приемы письма прямо противоположны приемам рисования. Можно выделить две группы навыков письма: технические - умение правильно использовать письменные принадлежности, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил и т.д.; графические - умение правильно изображать отдельные буквы и слова (правильный наклон, размер). То есть, ребенок правильно располагает лист (под наклоном), наклоняется над тетрадью, во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, ребенок опирается на локоть ведущей руки, работают только пальцы, мелкие мышцы запястья, ведущая рука закрывает нижнюю часть тетради. Итак, технические навыки письма имеют свою специфику, свои трудности. Не менее сложные и графические навыки. Чтобы у ребёнка формировался графический навык, у него должны образоваться нужные условные рефлексы, ассоциации между тем, что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит (слогом, словом, звуком).Особенности и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Выполнение движений контролируется, корректируется, направляется путём сопоставления результата с целью движения.
Подготовка ребенка к письму в дошкольный период в данном учебном курсе имеет два основных направления:
- подготовка к формированию графического навыка при работе в тетради в линию;
- подготовка к формированию графического навыка при работе в тетради в клетку;
На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, ребенок готовит руку к письму, знакомится с элементами букв и цифр, учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо. Дети учатся ориентироваться на плоскости и в клетке. На этих занятиях развивается логическое мышление и сообразительность, умение слушать учителя. На уроках учитель разнообразит виды деятельности, вводит физкультминутки, включает в занятия игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
В раздел «Подготовка руки к письму» введена тема «Рисую штрихом». Рисование штрихом помогает развить художественные способности ребенка, такие как образное мышление, творческое воображение, зрительная память, наблюдательность.
При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением тетради и умением правильно держать ручку.
Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п.
Все графические задания при подготовке к письму целесообразно выполнять шариковой ручкой, а раскрашивать можно цветными карандашами.
При выполнении любых графических заданий необходимо учить ребенка расслабляться после каждого движения, разжимать, расслаблять пальцы, кисть руки, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть, только после этого выполнять следующее движение.
Следующий шаг – умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.
Следующий этап – письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.
Следующий этап- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».
Следующий этап – овладение умением передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом - по узкой тропинке.
Следующий этап – ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.
Важным этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. Прежде всего, нужно показать детям сходство и различие начертания печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят буквы. В процессе обучения важно постоянно
подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом, мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.
При изучении элементов букв ребенок должен освоить основные правила письма.
Планируемые результаты
Планируемые личностные результаты:
- сформированность мотивации к обучению, познанию;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- получение опыта самостоятельного социального общественного действия;
- наличие индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Планируемые метапредметные результаты:
-сформированность универсальных учебных действий, овладение которыми
обеспечивает возможность продолжения образования в начальной школе;
-осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии с ними;
-сформированность коммуникативной компетентности будущих школьников;
- сформированность умения организовать свою деятельность с целью решения
учебных задач, а также инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в
разных видах деятельности.
Планируемые предметные результаты:
- правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа);
- правильно держать ручку и простой карандаш;
- выучить элементы написания прописных букв и цифр, писать печатные буквы (в строке с соблюдением пропорции, четкости штрихов, наклона).
- ориентироваться в тетради в клетку и в линию;
- четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв в строке, цифр в клетке;
- писать основные элементы букв: вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево); овалы; линии с закруглением внизу и вверху;
- выполнять связные ритмические движения;
- копировать сложные сочетания извилистых линий.
Календарно-тематическое планирование
по определяющему виду деятельности
№ | дата | Тема | Вид деятельности |
1 | Правила посадки при письме. Штриховка. | Правила посадки при письме. Ориентирование на листе бумаги. Ознакомление с правилами штриховки. | |
2 | Запись элементов букв О, С. Рисуем по клеточкам. | Штриховка. Обводка по контуру (с.1-2). Обводка и написание элементов буквы О, С. Выполнение рисунков по клеточкам (с.2). | |
3 | Запись элементов букв – прямые наклонные линии. Рисуем по клеточкам. | Штриховка. Обводка по контуру (с.3-4). Обводка и написание элементов букв - прямые наклонные линии. Выполнение рисунков по клеточкам (с.3). | |
4 | Запись элементов букв – прямые наклонные линии, линии с закруглением. Рисуем по клеточкам. | Штриховка. Обводка по контуру (с.5-6). Обводка и написание элементов букв - прямые наклонные линии, линии с закруглением. Выполнение рисунков по клеточкам (с.4). | |
5 | Запись элементов букв – прямые наклонные линии с петлёй, линии с закруглением. Рисуем по клеточкам. | Штриховка. Обводка по контуру (с.7-8). Обводка и написание элементов букв - прямые наклонные линии с петлёй, линии с закруглением. Выполнение рисунков по клеточкам (с.5). | |
6 | Запись элементов букв – линии с закруглением. Знакомство с написанием цифры 1. | Штриховка. Обводка по контуру (с.9-10). Обводка и написание элементов букв - линии с закруглением. Обводка написания цифры 1(с.7). | |
7 | Запись элементов букв – линии с закруглением, лини с петлёй. Знакомство с написанием цифры 2. | Штриховка. Обводка по контуру (с.11-12). Обводка и написание элементов букв - линии с закруглением и петлёй. Обводка написания цифры 2(с.8). | |
8 | Запись элементов букв – линии с закруглением, лини с петлёй. Знакомство с написанием цифры 3. | Штриховка. Обводка по контуру (с.13-14). Обводка и написание элементов букв - линии с закруглением и петлёй. Обводка написания цифры 3(с.9). | |
9 | Запись элементов букв – прямые линии, овалы. Знакомство с написанием цифры 4. | Штриховка. Обводка по контуру (с.15-16). Обводка и написание элементов букв - линии с закруглением и петлёй. Обводка написания цифры 4(с.10). | |
1 | Запись элементов букв – прямые линии с закруглениями вверху и внизу, линии с петлёй в. Знакомство с написанием цифры 5. | Штриховка. Обводка по контуру (с.17-18). Обводка и написание элементов букв - линии с закруглением и петлёй. Обводка написания цифры 5(с.11). | |
11 12 | Запись элементов букв – прямые линии с закруглениями вверху и внизу, линии с петлёй в. Знакомство с написанием цифры 6. | Штриховка. Обводка по контуру (с.19-20). Обводка и написание элементов букв - линии с закруглением и петлёй. Обводка написания цифры 6(с.12). | |
13 | Запись элементов букв (ранее изученных). Знакомство с написанием цифры 7. | Штриховка. Обводка по контуру. (с.21-22). Обводка и написание элементов букв. Обводка написания цифры 7(с.13). | |
14 | Запись элементов букв (ранее изученных). Знакомство с написанием цифры 8. | Штриховка. Обводка по контуру. (с.23-24). Обводка и написание элементов букв. Обводка написания цифры 8(с.14). | |
15 | Запись элементов букв (ранее изученных). Знакомство с написанием цифры 9. | Штриховка. Обводка по контуру. (с.25-26). Обводка и написание элементов букв. Обводка написания цифры 9(с.15). |
Использованная литература и Интернет-ресурсы
Список используемых источников
1. Ткаченко Т.А. Первые прописи. Методика грамотного письма
2. Подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста: Игровые занятия /И.Л. Жарченко. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)
Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Упражнения для подготовки руки к письму.
Упражнения для подготовки руки к письму....
Упражнения для подготовки руки к письму.
Упражнения для подготовки руки к письму....
Подготовка руки к письму
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Подготовка руки к письму»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Подготовка руки к письму»для детей 6-7 лет...
Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)
Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...