Метод сенсорной интеграции ( выступление на МО)
статья

Кондрашова Александра Сергеевна

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sensornoy_integratsii_kondrashova.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сенсорной интеграции в работе учителя логопеда с детьми дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поговорить с Вами /рассказать Вам о методе сенсорной интеграции в работе учителя логопеда с детьми дошкольного возраста

СЛАЙД 2

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.

СЛАЙД 3

Сенсорный (от лат. - sensus,«восприятие») - совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Интеграция (от лат. integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение») - процесс объединения частей в целое. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система

Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела и т. п. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка. Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

СЛАЙД 4

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум); позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ); формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

СЛАЙД 5

Разработала теорию сенсорной интеграции Джин Айрес — эрготерапевт, лечебный педагог, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Она была убеждена, что, «прежде чем научиться читать и считать мы должны придать смысл тому, что видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств». При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.

СЛАЙД 6

Искажение обработки сенсорной информации называется дисфункцией. Иногда за капризами ребенка как раз и скрывается этот диагноз, но его очень трудно поставить. Например, ребенок может бояться громких звуков или езды на велосипеде — непросто разобраться, это нарушение или просто плохое настроение.

Какие признаки могут указывать на нарушения обработки информации:

  • ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
  • ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
  • у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
  • ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
  • ребенок не различает правую и левую сторону
  • ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
  • ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
  • ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
  • у ребенка задержка развития речи и двигательного развития.

СЛАЙД 7

Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. С позиции теории сенсорной интеграции для становления речеязыковых механизмов необходимы: слуховые, вестибулярные, проприорецептивные, тактильные, зрительные, обонятельные, вкусовые ощущения, а также перцептивный образ тела и координация его сторон.

Огромная роль в становлении речи отводится развитию вестибулярной системы, «все ощущения обрабатываются с учетом ее сообщений, активность вестибулярного аппарата задает рамки всему остальному нашему опыту и «настраивает» нервную систему на эффективную работу». Таким образом, сенсомоторное взаимодействие служит фундаментом когнитивных функций, в том числе речи.

СЛАЙД 8

Отечественный логопед Марианна Ильинична Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии — развитие речи через стимуляцию органов чувств.

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.

Логопед в работе с детьми с нарушениями речи использует следующие элементы сенсорной интеграции по Лынской М.И.:

  • cенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика — развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например, удерживание губами веточки петрушки;
  • логопедический массаж мультисенсорными инструментами — используются щетки из аметиста, камни, ракушки, веточки розмарина;
  • сенсорно-интегративная логоритмика — интеграция речи и движения;
  • лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции;
  • сенсорные подносы — подносы с материалами, имеющими обонятельные, вкусовые и тактильные свойства;
  • сенсорные коробки — емкости с наполнителем, позволяющие ребенку трогать, исследовать и изучать то, что находится внутри;
  • коррекция слоговой структуры в сенсорных играх;
  • сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями.

СЛАЙД 9

Стимульный материал направлен на развитие основных видов восприятия:

  • Тактильное восприятие
  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие
  • Обонятельное восприятие
  • Вкусовое восприятие

СЛАЙД 10

Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, то логопед может применять различные игры и упражнения, дающие ребенку новый чувственный опыт, а значит, активизирующие речевое развитие.

Игры должны быть направлены на стимуляцию зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, двигательных ощущений. Например, можно играть с песком, тканями, бумагой, фруктами, посудой, крупами и мукой, двигаться, строить, шуршать и стучать.

Все это стимулирует нервную систему и улучшает сенсорную интеграцию. В совокупности с традиционными логопедическими приемами улучшает динамику развития речи.

СЛАЙД 11

Важную роль в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями играет артикуляционная гимнастика. Одним из базовых принципов проведения сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).

Вот основные задачи этого метода:

  • развитие мотивации детей к логопедическим занятиям;
  • развитие различных видов восприятия у детей;
  • ритмизация деятельности;
  • дифференциация носового, а также ротового вдоха и выдоха;
  • устранение гиперназализации;
  • улучшение темпо-ритма;
  • устранение недостаточного тонуса мышц речевого аппарата.

СЛАЙД 12

Упражнения сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата и речевого дыхания в игровой форме на базовые виды чувствительности. Основной особенностью этой методики является использование природного материала:

  • кусочки ягод и фруктов;
  • орехи, семена;
  • зелень;
  • горох, гречка и другие крупы, а также макароны разного вида;
  • специи (горошины перца, палочки гвоздики, бадьян и т.д.);
  • кокосовая стружка и т.д.

Для понимания специфики этих упражнений можно привести произвольный пример. В качестве сенсорного материала возьмем дольку апельсина. Мы просим ребенка облизать ее, выполняя при этом движения языком по часовой и против часовой стрелки. Вкус апельсина приятен для большинства детей, поэтому они охотно выполняют это упражнение, испытывая при этом положительные эмоции. Помимо этого, происходит тренировка важных мышц языка, которые используются при произношении большинства звуков.

Лынская М.И. разработала целую методику, которая включает в себя различные комплексы сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики. Для примера рассмотрим несколько упражнений из комплекса «Зима – Продукты питания»:

«Кокосовый снег». Ребенок должен сдувать кокосовую стружку, не надувая при этом щеки.

«Находим гриб». Необходимо прижать круглую конфету к твердому небу, удерживая ее какое-то время в таком положении.

«Крупинка к крупинке». Необходимо удерживать рисинку (или другую крупу) кончиком языка, придерживая ее внутри ротовой полости у нижних зубов.

«Бабушки сухарики». Ребенок должен перекатывать квадратный сухарик от щеки к щеке, удерживать его в «чашечке».

Необходимо отметить, что помимо вкусовых материалов (фруктов, меда и т.д.), используются тактильные (крупы, макароны) и обонятельные материалы (палочки гвоздики, корицы и т.д.). Естественно, все используемые материалы проходят санитарно-гигиеническую обработку. Перед началом упражнения также необходимо выяснить у родителей, нет ли у ребенка каких-либо противопоказаний или аллергических реакций на тот или иной продукт.


СЛАЙД 13

Таким образом, сенсорная интеграция представляет собой  комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом, а игры с сенсорными пособиями и стимульным материалом по 5 видам восприятия дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

Сенсорная интеграция как метод работы с детьми с ОВЗ

Сенсорное развитие - фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает и анализирует информацию об окружающем. Недостаточный опыт сенсорного развития может привес...

Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭХОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

По мнению В.В. Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалий указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы.Вышеизложенное актуализирует проблему специально организованн...

Сенсорная интеграция как метод работы с детьми с ЗПР через игры и упражнения в начальной школе

Сенсорная интеграция как метод работы с детьми ЗПР через игры и упражнения...