ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР
статья
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассматриваются и подробно описываются разнообразные игры с учётом возраста детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.Н. ХАРЧЕВНИКОВА
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассматриваются и подробно описываются разнообразные игры с учетом возраста детей.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, игровые формы, сюжетно-ролевая игра, ситуации игрового сотрудничества, интеллектуальные игры.
Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как активное поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. (Казначеев В.П., Ю.П.Лисицын, Г.И.Царегородцев) Игровые формы являются незаменимым средством сбережения и обогащения здоровья ребенка, формирования основ здорового образа жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте. ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования ориентированы на решение общей задачи - формирование основ здорового образа жизни. Решению данной задачи способствуют инновационные игровые формы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что стремительно меняется сам ребенок, появляются все новые нюансы в процессах его социализации и культурации, индивидуальной траектории формирования основ здорового образа жизни, включения ребенка в «здоровьетворение». В зависимости от возраста детей, новизны и сложности предлагаемого материала для формирования основ здорового образа жизни педагогам рекомендуется использовать следующие инновационные игровые формы:
- в дошкольном возрасте: сюжетно-ролевые игры, ситуации игрового сотрудничества, игровые проблемные ситуации, игровые поисковые ситуации, игры-экспериментирования, игры-путешествия, театрализованная деятельность;
- в младшем школьном возрасте: подвижные игры, интеллектуальные игры, театрализованная деятельность, игры-предположения, игры-загадки.
В дошкольном возрасте выделенные нами инновационные игровые формы позволяют решить целый блок задач, связанных с формированием основ здорового образа жизни:
- расширение и обогащение знаний и представлений об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, культурно-гигиенических процедурах, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), безопасном поведении;
- развитие эмоционально-положительного отношения к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни;
- формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;
- формирование умений соблюдать правила безопасного поведения, отражать элементарные нормы и правила здорового образа жизни в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, обтираться, причесать волосы и др.)
В младшем школьном возрасте инновационные игровые формы позволяют решить следующие задачи:
- формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни;
- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания);
- формирование заинтересованного, осознанного отношения к собственному здоровью;
- формирование умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (рациональный режим дня, правильное питание, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры, занятия физическими упражнениями и т. д.);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, касающихся особенностей роста и развития, состояния здоровья;
- развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Остановимся более подробно на сюжетно-ролевых играх для детей среднего дошкольного возраста, ситуациях игрового сотрудничества для детей старшего дошкольного возраста, интеллектуальных играх для детей младшего школьного возраста, проектной деятельности.
Сюжетно-ролевые игры позволяют детям среднего дошкольного возраста приобщиться к разнообразным аспектам здорового образа жизни. Цель таких игр заключается в практиковании навыков здорового образа жизни, закреплении представлений о профессиях людей, отвечающих за здоровье населения. Воспитатель организует для детей ситуации игровых взаимодействий, включающие в себя различные профессиональные ролевые цепочки; содержательное проблемно - ролевое поведение взрослого, требующее от детей активного и творческого решения задач, касающихся здорового образа жизни. Например, ситуации игрового взаимодействия воспитателя в игре «Доктор» состоят из следующих проблемно-игровых ситуаций:
- ситуация игрового взаимодействия «Доктор - медицинская сестра - пациент». Воспитатель обогащает представления детей о медицинских профессиях, деятельности доктора, медицинской сестры; раскрывает характер общения пациента с медицинским персоналом, проблемы, с которыми пациенты обращаются к докторам, симптомы болезней; ставит перед детьми игровые задачи, для решения которых необходимо применить правила здорового образа жизни.
- ситуация игрового взаимодействия «Вызов врача на дом». Воспитатель формирует положительно – эмоциональное отношение к врачам, мотивацию к здоровьесбережению,
- ситуация игрового взаимодействия «Доктор Айболит». Воспитатель с помощью сказочного сюжета мотивирует детей отражать элементарные нормы и правила здорового образа жизни в поведении и деятельности.
Ситуации игрового сотрудничества включают в себя проблемное ролевое взаимодействие воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, раскрывающее основы здорового образа жизни. Воспитатель занимает игровую позицию, имеющую проблемный характер. Методика организации ситуаций игрового сотрудничества состоит в том, что воспитатель организовывает ситуации игрового сотрудничества, в которых дети вместе со взрослым придумывают и проигрывают перевоспитывающие сюжеты для отрицательных героев мультфильмов (сказок, рассказов), отражающие правила здорового образа жизни, безопасного поведения.
Ситуации игрового сотрудничества строятся следующим образом: вспоминание отрицательного героя – придумывание сюжета, перевоспитывающего отрицательного героя в доброго персонажа, соблюдающего здоровый образ жизни (выбрать один из аспектов здорового образа жизни) – проигрывание придуманного сюжета – оформление полученной информации о здоровом образе жизни в форме коллажа, рисунка, книги и т.д.
Рассмотрим пример ситуации игрового сотрудничества, рекомендованной детям старшего дошкольного возраста «Айболит и Снежная Королева». Воспитатель с детьми вспоминают сказку Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», составляют описательный портрет Снежной Королевы. Воспитатель просит детей пофантазировать, как можно перевоспитать Снежную Королеву в доброго персонажа, знающего золотые правила правильного питания. Дети высказывают свои варианты. Затем воспитатель комбинирует истории, придуманные детьми, и составляет сначала рассказ, а потом – игровую ситуацию.
Приведем пример. Снежная Королева очень сильно заболела. У нее появились красные пятна на лице и шее, сыпь на руках. Она вызвала доктора Айболита, так как сама вылечиться не могла. Доктор Айболит осмотрел Снежную Королеву и сказал, что болезнь ее называется «Сладкоежка». Чтобы вылечиться от этой болезни, надо стать доброй и правильно питаться - есть только полезные продукты и соблюдать золотые правила питания (не переедать, ограничивать себя в сладостях, кушать в одно и то же время свежеприготовленную не жирную, не соленую и не острую пищу, тщательно пережевывать пищу и т.д.). Если Снежная Королева не будет следовать рецепту доктора Айболита, то болезнь ее никогда не пройдет, а красные пятна на лице и шее станут больше, сыпь выскочит по всему телу. Для того чтобы вылечиться, Айболит посоветовал Снежной Королеве поехать с ним в страну «Здоровых людей», где она сможет узнать о правильном питании и написать с ним книгу «Здоровая еда. Как правильно питаться?».
Далее разворачивается игровая ситуация «Путешествие доктора Айболита и Снежной Королевы в страну «Здоровых людей»» и оформляется книга «Здоровая еда. Как правильно питаться?».
Интеллектуальные игры закрепляют у младших школьников основные понятия, знания, установки, личностные ориентиры, обеспечивающие здоровый образ жизни. Примером таких игр могут быть: «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Своя игра», «Отгадай слово», «Умники и умницы», «Программа здоровье». Рассмотрим содержание игры «Программа «Здоровье»». В игре участвуют:
- 3 ведущих программы «Здоровье» (2 ученика и 1 учитель), которые рассказывают о здоровом образе жизни. Например, о режиме дня, правильном питании, утренней зарядке, оздоровительных мероприятиях, занятиях физическими упражнениями, инфекционных заболеваниях, вреде курения и т.д.
- зрители, которые отвечают на вопросы ведущих программы, составляют вместе с ведущими свод правил здорового образа жизни. Примерные вопросы ведущих:
- Как вы думаете, быть здоровым человеком – это хорошо или плохо?
- Что такое здоровый образ жизни? Для чего его нужно соблюдать?
- Вы заботитесь о своем здоровье? Как вы это делаете?
- Какие вы знаете пословицы о чистоте?
- Какое питание можно назвать здоровым?
- Каким должен быть правильный режим дня?
- Для чего нужно делать утреннюю зарядку и др.
Таким образом, использование инновационных игровых форм в дошкольном и младшем школьном возрасте обеспечивает успешный и непрерывный процесс формирования основ здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет. М.: Центр педагогического образования, 2012.- 144 с.
- Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
- Лисицын, Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. - М.: Просвещение, 2001. - 231 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Беседа с родителями будущих первоклассников "Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста."
Дети должны расти здоровыми и крепкими духом. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровый образ жизни - это не просто ...
Статья "Формирование и воспитание у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни"
Статья о формировании и воспитании у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни....
Статья "Формирование и воспитание у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни"
Статья о формировании и воспитании у учащихся основ здорового образа жизни....
Статья "Формирование и воспитание у учащихся младшего школьного возраста основ здорового образа жизни"
Статья о формировании и воспитании у учащихся младшего школьного возраста основ ЗОЖ...
Проект :"Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"
В данном проекте представлена работа воспитателей и узких специалистов детского дома по теме "Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"...
«Сохраним личность ребенка физически, психически, духовно здоровой!» (Развитие целостного мировоззрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста)
Современная школа в результате непрерывных реформ может утратить такую функцию образования, как формирование образов и смыслов – гуманитарная составляющая, концентрируясь на оказании образовател...