Виды речевых нарушений.
методическая разработка (1 класс)

Валерия Александровна Котова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевые нарушения24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Название: Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Содержание

Введение        3

1. Виды нарушений устной речи у дошкольников        4

2. Виды нарушений письменной речи у дошкольников        6

Заключение        9

Список литературы        10

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что у современных дошкольников стали наиболее часто встречаться нарушений речи. При несвоевременно или некачественно оказанной логопедической помощи данные расстройства речи могут затруднять процесс дальнейшего школьного обучения. Поэтому важно изучать и различать основные классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Психолого-педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной) [1].

Цель исследования – изучение видов речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Объект - речевых нарушений у детей.

Предмет - виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) изучить нарушения устной речи;

2) изучить нарушения письменной речи.

Методы исследования: анализ, структурирование и обобщение материала.

1. Виды нарушений устной речи у дошкольников

Речь – это высшая психическая функция человека, которая формируется в процессе жизни и является опосредованной, т.е. на ее развитие влияют другие высшие психические функции: гнозис, праксис, внимание, память, мышление, интеллект [4].

Устная и письменная речь – это часть второй сигнальной системы [6].

Устная речь включает два компонента:

- внешнее оформление высказывания, речевая (фонационная) продукция – то, что человек произносит и как произносит;

- внутреннее оформление высказывания – то, что происходит в голове [7].

Можно назвать следующие нарушения внешнего высказывания в устной речи [7]:

Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.

Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.

Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.

Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.

Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания [3]:

Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Устная речь по мере развития ребёнка может самостоятельно формироваться, по подражанию, тогда как письменной речи необходимо специально обучать, дети усваивают её при изучении грамоты, а в дальнейшем совершенствуют на протяжении многих лет.

2. Виды нарушений письменной речи

Письмо - сложная осознанная форма речевой деятельности, которая включает ряд психофизиологических компонентов. В нём принимают участие различные анализаторы: общедвигательный, зрительный, речедвигательный, речеслуховой, между которыми в процессе письма возникает взаимосвязь и взамообусловленность [5]. А у современных дошкольников, будущих школьников, это проблема становится все выраженнее и чаще встречается, так как они в большинстве играют в электронную технику, а не занимаются непосредственной предметной деятельностью. Также нарушение письменной речи специфично для детей с общим недоразвитием речи.

А.Р. Лурия анализирует механизмы процесса письма во многих своих работах, рассматривает письмо как целую многофункциональную систему [5]. Он говорит о том, что письменная речь обеспечивается согласованной работой нескольких зон головного мозга: височные доли, затылочная и теменная зоны, которые отвечают за работу анализаторных систем; а также фронтальная (лобные доли) область коры головного мозга, отвечающие за реализацию двигательной программы (моторный компонент) и ориентировку во времени.  Поэтому проблеме нарушения письменной речи у дошкольников уделяется большое внимание в научных трудах.

В литературе указаны основные виды нарушений письменной речи [7]:

Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.

Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Можно назвать и следующие виды нарушений средств общения в этой классификации [3]:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Вид нарушений в применении средств общения – заикание. Это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

Проблема предупреждения нарушения усвоения письменной речи является теоретически и практически значимой. Анализ литературы показывает, что в старшие речевые группы поступают дети дошкольного возраста, имеющие предпосылки тех или иных форм нарушений письменной речи. Вышеперечисленные нарушения являются предпосылками и свидетельствуют о том, что на начальных этапах овладения грамотой у детей будут возникать трудности, которые нужно определять и корректировать.

Заключение

Итак, под нарушением речи в литературе понимают отклонение от принятой речевой нормы. Нарушения у дошкольников могут провялятся в устной и письменной речи. Но нарушения речи ведут не просто к тому, что ребенок говорит не так, как принято в данной языковой среде: они влекут за собой и проблемы с коммуникацией, с обучением, а это значит, что ему будет сложно общаться со взрослыми и сверстниками, он начнет замыкаться в себе, отставать в учебе, и в конечном счете пострадает его психическое и интеллектуальное развитие.

Так как речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены, правильно диагностированы и грамотно проведена коррекция, что повысит шансы дошкольника успешно реализоваться в дальнейшей жизни. Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. Мы рассмотрели две классификации: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы

  1. Бенилова С.Ю. Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика). - М.: МОДЭК, 2014. - 536 с.
  2. Волкова Л.С., С.Н. Шаховская. Логопедия. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 680 с.
  3. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. – М.: Парадигма, 2017. – 216 с.
  4. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой. - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
  5. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1950. – 352 с.
  6. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р .Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
  7. Шаховская С.Н., Р.И. Лалаева. Логопатопсихология. - М.: Владос, 2011. 462 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.

1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...

Игры с прищепками как средство преодоления речевых нарушений у детей с недостатками слуха в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I – II вида

Игры с прищепками очень интересны и разнообразны. Они стимулируют речевую активность у детей младшего школьного возраста, развивают мелкую моторику рук, формируют представления о цвете, форме, ве...

Виды и причины речевых нарушений

Причиной нарушения речи в науке считается такое воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов или их совокупно­сти, при которых возникают речевые нарушения различного рода. Однако прич...

Виды речевых нарушений у младших школьников

Дано разграничение речевых нарушений и их  причин...