Лепка
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Гимназия № 4 г. Химки
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Гимназия № 4
____________/Н.Н. Козельская /
Приказ _____ ____ от «____» ____2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Подготовка детей к школе
«Школа будущего первоклассника»
«Подготовка руки к письму»
Направленность – развивающая
Уровень – начальный
Возраст детей – 6 лет
Срок реализации – 1 год
Автор составитель:
учитель начальных классов
Балашова Е.В.
Химки 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, усидчивость ребенка, умение наблюдать, выделять главное, развивают трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.
Направленность дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.
Цель программы: развивать творческие и коммуникативные способности ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
Задачи:
1. образовательные:
– обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм);
– формировать умение лепить предметы из пластилина;
– учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и самостоятельных поисков;
– учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
2. развивающие:
– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
– развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;
– развивать творчество и инициативу.
– развивать ручную умелость, мелкую моторику пальцев рук;
3. воспитательные:
– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
– воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
– формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы;
– формировать навыки сотрудничества.
4. здоровьесберегающие:
– соблюдать режим охраны зрения;
– учить правильной посадке за рабочим местом.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Таким образом, создаются условия для гармоничного восприятия ребенком информации и знаний, а также воплощение, т.е. творческая переработка их в своих собственных художественных произведениях.
Настоящая программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 30 часов обучения.
Форма и режим занятий
Форма работы групповая, в группах по 10-12 детей. Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц. Продолжительность занятия 25 минут.
Ожидаемые результаты
В результате обучения дети должны знать:
- название и назначение инструментов, материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные свойства обработки;
- правила организации рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами ручного труда;
- выполнять работы самостоятельно;
- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять товарищескую помощь.
Оценка результатов
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Выполнение совместной коллективной работы; выставка детских работ.
Основное оборудование: нож (стек); пластилин; дощечки для пластилина; клеенка; демонстрационные пособия (предметы правильной геометрической формы, рисунки-плакаты с поэтапной лепкой изделия, альбомы с образцами, фотографиями).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Содержание занятий
Тема 1. Аист. Почему аист живет на крыше (1ч.)
Знакомство с пластилином. Техника безопасности.
Занятие способствует обучению детей формировать из пластилина объёмные геометрические фигуры, корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывает любовь и интерес к птицам.
Тема 2. Баран. Почему бараны не гуляют поодиночке (1ч.)
закрепление основных приемов лепки (скатывание, вдавливание, оттягивание, сплющивание);
развитие мелкой моторики;
Тема 3. Ворона. Почему вороны любят смотреться в зеркало (1ч.)
Развитие мелкой моторики пальцев, глазомера, внимания, памяти, творческого мышления.
Воспитание у детей доброго отношения к птицам
Тема 4. Гусь. Почему у гусей перепончатые лапы (1ч.)
Знакомство детей с вариантами различного украшения птиц( сделать стекой пёрышки, глазки пшеном); развитие чувства формы и композиции; развитие творческого воображения.
Тема 5. Динозавр. Куда делись динозавры (1ч.)
Развитие чувства формы и композиции, творческого воображения,воспитание художественного вкуса
Тема 6. Енот. Зачем енот приходит к людям (1ч.)
развитие мелкой моторики рук
Тема 7. Еж. Почему еж колючий (1ч.)
Обучение приёмам скульптурной лепки и из целого куска путём вытягивания и моделирования частей с использованием стеки для передачи характерных черт.
Тема 8. Жук. Почему жуки-короеды прячутся глубоко в дереве (1ч.)
Воспитание художественного вкуса, любви к живой природе.
Тема 9. Зебра. Почему зебра полосатая (1ч.)
Развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера
Тема 10. Иволга. Почему иволгу зовут иволгой (1ч.)
Знакомство детей с вариантами различного украшения птиц( сделать стекой пёрышки, глазки пшеном).
Тема 11. Йорк. Почему у йорка такая длинная шерсть (1ч.)
Активизация речи, обогащение словаря детей.
Тема 12. Крот. Почему крот живет под землей (1ч.)
Развитие мелкой моторики и глазомера.
Тема 13. Лягушка. Почему у лягушки длинный язык (1ч.)
Воспитание у детей доброго отношения ко всему живому в природе.
Тема 14. Медведь. Почему медведь не любит пчел (1ч.)
Воспитание у детей доброго отношения ко всему живому в природе
Тема 15. Носорог. Почему носорог такой сердитый (1ч.)
Закрепление разнообразных приемов лепки ладошками и пальцами
Тема 16. Орел. Почему у орла загнутый клюв (1ч.)
Воспитание любви к живой природе.
Тема 17. Пингвин. Почему пингвин не умеет летать (1ч.)
Развитие общей и мелкой моторики
Тема 18. Рысь. Почему у рыси короткий хвост (1ч.)
Обогащение знаний детей о животных
Тема 19. Страус. Зачем страус прячет голову в песок (1ч.)
Формирование умения раскатывать жгутики из пластилина.
Тема 20. Тигр. Откуда у тигра полоски (1ч.)
Воспитание заботливого отношения к животным.
Тема 21. Утка. Почему у утки длинный и плоский клюв (1ч.)
Развитие чувства формы и композиции
Тема 22. Филин. Почему филин кричит «Ух» (1ч.)
Воспитание художественного вкуса
Тема 23. Хамелеон. Какого цвета хамелеон (1ч.)
Развитие творческого воображения, воспитание любви к живой природе.
Тема 24. Цыпленок. Как курица различает своих цыплят и чужих (1ч.)
Воспитание стремления доводить начатое дело до конца, эстетического отношения к своим работам
Тема 25. Черепаха. Почему черепаха так медленно ползает (1ч.)
Закрепление знаний детей о животных жарких стран и их детенышах.
Тема 26. Шмель. Почему пчелиный мед едят, а шмелиный нет (1ч.)
Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на три части при помощи стеки.
Тема 27. Щука. Почему у щуки так много зубов (1ч.)
Воспитание внимания, сосредоточенности
Тема 28. Эфа. Почему у эфы нет ни лап, ни хвоста (1ч.)
Воспитание любви и бережного отношения к животным.
Тема 29. Юрок. Почему юрок поет как зяблик (1ч.)
Закрепление разнообразных приемов лепки ладошками и пальцами
Тема 30. Ящерица. Почему у ящерицы отваливается хвост (1ч.)
Развитие моторику рук при создании композиции из пластилина, творческого воображения.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Планируемая дата |
«Подготовка руки к письму. Лепка» (30 часов) | ||
1 | Аист. Почему аист живет на крыше. | 28.09 – 30.09 |
2 | Баран. Почему бараны не гуляют поодиночке | 12.10 - 14.10 |
3 | Ворона. Почему вороны любят смотреться в зеркало | 19.10 - 21.10 |
4 | Гусь. Почему у гусей перепончатые лапы | 26.10 - 28.10 |
5 | Динозавр. Куда делись динозавры | 02.11 - 04.11 |
6 | Енот. Зачем енот приходит к людям | 09.11 - 11.11 |
7 | Еж. Почему еж колючий | 16.11 - 18.11 |
8 | Жук. Почему жуки-короеды прячутся глубоко в дереве | 23.11 - 25.11 |
9 | Зебра. Почему зебра полосатая | 30.11 – 02.12 |
10 | Иволга. Почему иволгу зовут иволгой | 07.12 – 09.12 |
11 | Йорк. Почему у йорка такая длинная шерсть | 14.12 – 16.12 |
12 | Крот. Почему крот живет под землей | 21.12 – 23.12 |
13 | Лягушка. Почему у лягушки длинный язык | 28.12 – 30.12 |
14 | Медведь. Почему медведь не любит пчел | 11.01 – 13.01 |
15 | Носорог. Почему носорог такой сердитый | 18.01 – 20.01 |
16 | Орел. Почему у орла загнутый клюв | 25.01 – 27.01 |
17 | Пингвин. Почему пингвин не умеет летать | 01.02 – 03.02 |
18 | Рысь. Почему у рыси короткий хвост | 08.02. – 10.02 |
19 | Страус. Зачем страус прячет голову в песок | 15.02 – 17.02 |
20 | Тигр. Откуда у тигра полоски | 22.02 – 24.02 |
21 | Утка. Почему у утки длинный и плоский клюв | 01.03 – 03.03 |
22 | Филин. Почему филин кричит «Ух» | 08.03. – 10.03 |
23 | Хамелеон. Какого цвета хамелеон | 15.03 – 17.03 |
24 | Цыпленок. Как курица различает своих цыплят и чужих | 22.03 – 24.03 |
25 | Черепаха. Почему черепаха так медленно ползает | 29.03 – 31.04 |
26 | Шмель. Почему пчелиный мед едят, а шмелиный нет | 05.04 – 07.04 |
27 | Щука. Почему у щуки так много зубов | 12.04 – 14.04 |
28 | Эфа. Почему у эфы нет ни лап, ни хвоста | 19.04 - 21.04 |
29 | Юрок. Почему юрок поет как зяблик | 26.04 - 28.04 |
30 | Ящерица. Почему у ящерицы отваливается хвост | |
Список использованной литературы
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография 1, 2, 3». Издательство «Скрипторий – 2003», 2006
- Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. Издательство «Скрипторий – 2003»,2008.
- Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», ЗАО «Валери СПб», 1997.
- Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
- Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008
- Опен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
- Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
- Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
/____________/ Огоноченко С.С
«___»______________2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепка и роспись дымковских коней. Сказка о дымковском чуде.
Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушки....
презентация лепка посуды
презентация лепка посуды (чайник, блюдце с чашкой)...
презентация лепка фруктов
презентация лепка фруктов (апельсин, яблоко, груша)...
презентация к уроку труда в 3 классе "Лепка"
Тема: Лепка: рельеф, горельеф, барельеф. Урок труда в 3 классе....
Урок по занимательному труду.Лепка дымковской игрушки.Барыня.
Урок по занимательному труду.Тема урока "Барыня."Лепка дымковских игрушек.Урок для 4 классов в коррекционых школах 8 вида.Тема:Лепка дымковской игрушки.Барыня. Цель: познакомить детей с последователь...
Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс
Пояснительная запискаВключение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подхо...
Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"
Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"...