Внеурочное занятие Занимательная грамматика
план-конспект занятия (1 класс)
Предварительный просмотр:
Гриценко Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №48 г. Шахты
Внеурочная деятельность по курсу «Занимательная грамматика»
Класс 1
Тема занятия «Обращение»
Технологическая карта
Целевой блок | |
Цель урока | Изучение понятия и отработка навыков применения «обращения» |
Планируемые результаты | Личностные УУД: проявлять готовность толерантному общению; Метапредметные УУД: Регулятивные: умения определять учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; способности планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию; Коммуникативные: умения вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения; способности оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: способности отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, умения находить необходимую информацию в различных источниках. |
Инструментальный блок | |
Тип урока | Урок закрепления изученного материала |
Учебно - методический комплекс | Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоролики. Раздаточный материал (карточки с заданиями) |
Организационно - деятельностный блок | |
Основные понятия | Обращение, имя, отчество. |
Организация пространства | классная комната, стандартное расположение парт |
Межпредметные связи | литературное чтение; физическая культура |
Действия обучающихся | формулируют тему, цель, задачи; выполняют задания; формулируют правило; находят необходимую информацию |
Диагностика результатов урока (итог занятия) | подведение итогов урока, выполнение задания на закрепление, рефлексия деятельность и эмоционального состояния |
Ход занятия
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат (УУД) |
Вводная часть Организационный момент | - Добрый день ребята! Мы будем разговаривать И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Предлагаю поработать с экраном настроения. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. | Дети приветствуют учителя. Выполняют задания учителя | Личностные УУД: Принимать социальную роль обучающегося. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | - К нашему занятию я подобрала девиз - слова великого русского ученого М.В. Ломоносова. «Риторика есть наука…Красно говорить и писать.» - Какое из этих слов вам не знакомо? (Знаете ли вы, что такое риторика?) - Обратите внимание на его правописание. Риторика – наука, которая изучает, как правильно и красиво говорить. Сегодня мы познакомимся с вами с одной из тем, благодаря которой наша речь станет более грамотной и чистой. - Ребята, послушайте внимательно предложения и скажите, что есть в этих предложениях? Катя, ты сегодня будешь гулять? Саша, ты красиво рассказал стихотворение. Так какую же особенность вы заметили? (Что мы делаем, когда зовём человека по имени? Мы к нему обращаемся, а значит в предложение есть – обращение.) Здесь есть обращения. -Тема нашего занятия «Обращение». Сегодня нам предстоит познакомиться с… (обращением) И мы будем учиться правильно… (обращаться) | Дети слушают и отвечают. Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: Планировать сотрудничество; умело предотвращать конфликтные ситуации; умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них; умело, полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникаций; владеть монологической и диалогической формами речи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; анализ с целью выделения признаков сходства и различия. |
Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам занятия | Чтобы наша речь была чистой и красивой, нам следует применять не мыло и мочалку, а чистоговорки. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Прочтём вместе, будьте внимательны. Ти – ди - ти – мне домой идти. Ти – ти – ди –за руку его веди. Те – те – де – рыба водится в воде. Те – де – те – хорошо читайте. - Замечательно, теперь мы с вами готовы продуктивному общению. И нам будет легче понимать друг друга, ведь уже начиная с первого дня, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в школе, в магазине, на работе, и в других местах. При этом в разговоре, они часто обращаются друг к другу - Выполним задание. У каждого из вас есть картинка с изображением предмета (веник, велосипед, кукла, карандаши, машинка, ножницы) Обратитесь к своему товарищу по парте с какой-нибудь просьбой или вопросом, связанными с этим предметом (Саша, пойдем гулять. Ксюша, ты сделала уроки?) | Дети выполняют задания на карточках и анализируют результаты вместе с учителем. Работают в паре. | Регулятивные: осуществлять целеполагание и планирование внеурочной деятельности; прогнозировать результат и уровень усвоения знаний; производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности; владеть приёмами саморегуляции; корректировать и вносить изменения в свою деятельность |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | - Хорошо, это ваши товарищи. А как вы обратитесь к взрослому человеку? (по имени и отчеству) - А как обращаетесь к своему учителю? - Приведите пример обращения к учителю. (С какими вопросами вы подходите к учителю?) - Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками? (Бабушка, мама, дорогой, любимый.) - Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям? (Если будет достаточно времени, ситуацию можно смоделировать) (молодой человек, парень, молодые люди, уважаемая, ребята, гражданин, мужчина, женщина…) Физминутка - Ребята, я хочу обратиться к вам, встаньте, пожалуйста. Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем, и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.) | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Участвуют в физминутке. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; анализ с целью выделения признаков сходства и различия. Коммуникативные: планировать сотрудничество; умело предотвращать конфликтные ситуации; умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них; умело, полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникаций; владеть монологической и диалогической формами речи. |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | - Итак, что такое обращение? Для чего оно необходимо? (Это имена и отчества, которые нужны, чтобы один человек мог обратиться к другому.) - Правильно. Но вот только ли именами и отчествами может быть выражено обращение? | Вместе с учителем подводят итог полученных знаний и анализируя полученный опыт отвечают на вопрос учителя. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; анализ с целью выделения признаков сходства и различия. |
Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | - Что такое обращение? Обращение: слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. - Объединитесь в группы. (Назвать по имени, кто куда сядет.) Возьмите карточки, лежащие у вас на столах, и, пользуясь карандашом, работая в группах, отметьте слова обращения. Как мы работаем в группах? На выполнения задания вам даётся одна минута. «Ну, ты, пошел вперед! Будь аккуратен на дороге, пешеход. Мама, а мама, разреши мне немного погулять!» Посмотрите внимательно на то, что вы выделили. Сравните с образцом на экране. У кого всё правильно, соедините ладони. - Как не следует обращаться? - Почему? Как стоит обратиться в данном случае? - Ребята, что вы можете рассказать об обращении? Обращение нужно нам, чтобы один человек мог обратиться к другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, к взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека – вежливыми словами, к родственникам – ласковыми словами. | Дети отвечают на вопрос. Работают в группе, выполняя задание. Подводят итоги занятия | Личностные УУД: Принимать социальную роль обучающегося. Коммуникативные: планировать сотрудничество; умело предотвращать конфликтные ситуации; умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них; умело, полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникаций; владеть монологической и диалогической формами речи. |
Рефлексия самоанализ деятельности и её результатов | -Оцените свою работу на занятии: что нового вы узнали? Чему научились? -Какое теперь у вас настроение? Покажите с помощью смайла. - Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу и к взрослым вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили. | Личностные УУД: Принимать социальную роль обучающегося. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Содержание программы "Занимательная грамматика"и примерное тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...

Тематическое планирование внеурочной деятельности "Занимательная грамматика".
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка. Обучение речевому общению предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков прави...

Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты....

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"...

Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" по русскому языку.
Выявление знания о жилом помещении (о доме, квартире). Ориентация учащихся по домашнему адресу....

Ребусы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Презентация с ребусами для занятий с младшими школьниками...