Развитие внимания у детей с ЗПР
консультация (3 класс)
В материале представлены некоторые виды упражнений по развитию зрительного внимания у учащихся с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_vnimanie_-zpr.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
Развитие внимания у детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития имеют личностную незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных и волевых).
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира. Внимание является неотъемлемой характеристикой познавательных психических процессов, непременным условием эмоциональной и волевой психической деятельности человека.
Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Оно является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.
Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.
Характеристики внимания:
-устойчивость;
- концентрация;
- переключаемость;
- распределение;
- объем.
Устойчивость внимания – это способность долгое время сохранять внимание, на какой – либо деятельности или объекте, не ослабляя его.
Концентрация внимания - удержание внимания на каком-либо объекте.
Переключаемость внимания – это способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание
на нескольких разнородных объектах сразу.
Объем внимания – это количество объектов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Одновременно можно охватить примерно 7 объектов. Объём внимания может быть либо узким, либо широким.
Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
- низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;
- чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;
- «неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;
- частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);
- инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
- повышенная истощаемость произвольного внимания.
У детей с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале.
При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности.
При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интереса к данному виду деятельности.
Рассмотрим некоторые варианты упражнений, которые затрагивают процессы развития зрительного внимания, что является немаловажным для детей с ЗПР в процессе восприятия учебного материала.
Упражнение «ОБЪЁМ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ»
Инструкция: « Запомни максимальное количество букв и воспроизведи».
Стимульный материал: таблицы, в которых в беспорядке представлены различные буквы печатного шрифта. В каждой таблице задаётся набор из 3-х букв, во второй – 6 букв, затем 9, 12, 15.
Упражнение « РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ»
Инструкция: «Одновременно пишешь числа от 1 до 20 и называешь их в обратном порядке».
Упражнение «ОТЫСКИВАНИЕ В ТАБЛИЦЕ ОДИНАКОВЫХ КАРТИНОК»
Инструкция: «Внимательно смотри и находи (зачеркивай, обводи) одинаковые картинки в таблице».
Упражнение «НАЙДИ СЛОВО»
Цель: определение степени избирательности и устойчивости внимания у детей и взрослых.
Инструкция: «Среди напечатанных букв в строке отыщи максимальное количество слов».
Стимульный материал: бланк с набором букв без пробелов, причём некоторые буквы сочетаются в слова.
Упражнение «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»
Цель: зрительное внимание, оптико-пространственное восприятие.
Инструкция: «Проследи ход запутанной линии, найди выход (вход) для героя картинки».
Стимульный материал: картинки с перепутанными линиями.
Упражнение «ЛАБИРИНТ»
Цель: исследование произвольного внимания, зрительно-моторной координации и пространственной ориентации.
Инструкция: «Вам необходимо в кратчайшие сроки найти выход из лабиринта, начав поиск с центральной его части».
Стимульный материал: лабиринты субтеста из детской версии теста Дж.Векслера, предназначенного для оценки общего интеллекта, или любые варианты лабиринтов от простого к сложному.
Упражнение «СОВМЕЩЕНИЕ ПРИЗНАКОВ»
Цель: диагностика основных характеристик произвольного внимания – концентрация, переключаемость, распределяемость, устойчивость.
Инструкция: «Перечитай вслух карточки, откладывая их по одной на стол» → «Красную к красной, синюю к синей и т.д.» → «Эти же карточки пересчитай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме» → «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счёт – пересчитывай карточки».
Стимульный вариант: 49 разноцветных карточек и таблицу совмещения форм. Одна карточка представляет собой квадрат размером 4*4 см, в середине которого располагается одна из семи фигур. Каждая из фигур (единой конфигурации имеет свой цвет: красный, синий, коричневый, зелёный, жёлтый, желтый, голубой, фиолетовый.
Упражнение «ЦВЕТ-СЛОВО»
Цель: оценка возможности концентрации внимания, способности к выделению основного фактора и игнорированию остальных побочных.
Инструкция: «Читай напечатанные слова по строкам слева направо максимально быстро. Через 40 секунд я тебя остановлю. Если за это время ты успеешь дочитать последнюю строчку, начинай заново с верхней строки».
Стимульный материал: 2 бланка с названиями цветов. На первом из бланков названия цветов написаны чёрным по белому. На втором названия цветов написаны разными цветами, причём название цвета иногда совпадает, а иногда не совпадает с цветом надписи.
Упражнение «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»
Цель: характеристика скорости переключения внимания.
Инструкция: «Попеременно отыскивай чёрные цифры от 1 до 25 и красные цифры от 24 до 1.
Стимульный материал: Таблицы Шульте – Горбова – квадрат из 49 клеток= 25 чёрных + 24 красных чисел.
Усложнение: вместе с поиском цифр, читать буквы алфавита, написанные в клетке.
Упражнение «ШИФРОВКА».
Цель: исследование внимания, психомоторики, памяти, способности к обучению.
Инструкция: «Ты видишь в верхней части бланка ряд цифр с расположенными под ними графическими символами. Это образец. Ниже предлагается несколько рядов случайно подобранных цифр, под каждой из которых необходимо проставить соответствующие образцу символы».
Стимульный материал: Бланк аналогичный субтесту в исследовании интеллекта по Д.Векслеру.
Упражнение «СЧЁТ»
Цель: оценка произвольного внимания.
Инструкция: «По моей команде начинай в первых двух рядах складывать цифры, а во вторых двух вычитать».
Стимульный материал: бланк счета с цифрами в четыре ряда.
В материале мы привели далеко не полный перечень упражнений, влияющих на развитие процесса внимания. Несомненно, требуется регулярная совместная работа в данном направлении взрослого и ребенка. Дорогу осилит - идущий вперед!
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....
Развитие внимания у детей и пути его воспитания
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность об...
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...
Пути и способы развития внимания у детей с ЗПР через уроки и коррекционно - развивающие занятия
аттестационная работа на курсах повышения квалификации...
Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр
Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...
"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"
В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....