Статья "Как распознать дисграфию"
статья
Многие педагоги сталкиваются с вопросом: "Как отличить дисграфию от обычной неграмотности и понять, что ребенку нужна помощь?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_raspoznat_disgrafiyu.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Как распознать дисграфию и понять, что ребенку нужна помощь
Как отличить дисграфию от обычной неграмотности
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Когда дети только начинают овладевать письменной речью, они часто пишут с ошибками. Как понять, что причина не в лени и нежелании учить правила, а в том, что у ребенка дисграфия и ему требуется помощь логопеда?
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Основной ее симптом – стойкие специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил, снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или с нерегулярностью школьного обучения.
Специфическими называют их потому, что они не свойственны детям, не имеющим трудностей в овладении письменной речью. Такие ошибки не исчезают самостоятельно, для их исправления требуется специальная коррекционная работа.
Как это проявляется на письме:
- Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другой, похожей, и не заметить этого. Часто дети с дисграфией смешивают письменные а и о, и и ш, б и д, д и у, м и л и т.д. Так в тетрадях появляются «бятел», «шука», «мокоть» и т.п.
- Путает буквы, обозначающие похожие звуки, например, звонкие и глухие согласные, с и ш, з и ж, ч и ц, р и л, о и у. Так, ребенок пишет «Серкей» вместо «Сергей», «сорома» вместо «солома» «дедошка» вместо «дедушка», «лёбит» вместо «любит» и т.д. Часто выясняется, что такие же ошибки ребенок допускал раньше в устной речи, но со временем справился с ними сам или с помощью логопеда.
- Не дописывает слова, пропускает, переставляет местами или добавляет лишние звуки и слоги. Мы сейчас говорим не о пропусках букв в стечениях согласных в словах типа солнце или честно, а о пропусках звуков, которые, казалось бы, четко слышны, например, ударных гласных. Так слово «корова» превращается в «крва», «лисица» в «лица», «ворона» в «ровона», «брат» в «барт», «девочка» - «девочека» и т.д.
- Не умеет правильно согласовывать слова друг с другом. Например, может написать «хороший кошка» или «дети бежала».
- Не может правильно разделить предложения на слова. Слова сливаются друг с другом, при этом часть слова может "выпасть".
- Не понимает, где заканчивается одно предложение и начинается другое, и какой знак препинания нужно поставить в конце.
Эти специфические ошибки не проходят со временем. Наоборот, с усложнением и увеличением количества изучаемого материала дисграфия усиливается, потому что у ребенка не времени сосредоточиться на самом процессе письма, его мозг занят решением других задач. Поэтому часто дисграфия остается незамеченной в первом классе, а во втором проявляется в полной мере и мешает усвоению знаний не только по русскому языку, но и по другим предметам. Тем более что дисграфия часто появляется «в связке» нарушением чтения – дислексией.
Если вы видите похожие ошибки в тетради ребёнка, нужно как можно скорее дать рекомендации родителям и обратиться к логопеду. Он проведет обследование, определит характер дисграфии и разработает план коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе«Распознать, выявить, раскрыть, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант…»
Издавна говорят, что душа учителя – это совесть народа. Добрая, совестливая, ласковая душа педагога, находящаяся в неустанном творческом поиске, становится формирующим стержнем каждого его ученика и с...
Статья для родителей и педагогов "Как распознать в ребенке одаренность"
В статье говорится о том, как распознать в ребенке одаренность, о проблемах одаренных детей, представлена диагностическая карта одаренности....
Как распознать дисграфию и как с ней бороться
Как распознать дисграфию и как с ней бороться...
«Ваш ребенок-школьник, адаптация первоклассника к школе. Способности ребенка, как их распознать».
1 класс...
Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте?
Всем родителям, конечно же, хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Однако не всегда жизнь складывается так, как нам бы того хотелось. Случается, что появляются на свет малыши, требующие о...
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Диагностика одарённости детей...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...