«Работа в системе биоэнергопластики»
план-конспект занятия (1 класс)

Лисицина Елена Александровна

Биоэнергопластика-это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и

артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в

организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Биоэнергопластика упражнения156.27 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика»

в коррекционной работе с детьми-логопатами  

https://dou03.caduk.ru/images/567890

Биоэнергопластика-это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и

артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в

организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

 

 Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает

моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует

коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и

перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат

как в жизни  дети не видят свою артикуляцию.

Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и

комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического

равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой

моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже

усиливая их результативность.

Работа в системе биоэнергопластики

- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в

организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

- развивает артикуляционный аппарат;        

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

 Строить коррекционную работу с применением элементов

биоэнергопластики с детьми с общим недоразвитием речи надо

предварительно изучив особенности состояния нервной системы ребенка,

согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического

процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Данный комплекс биоэнергопластики первично рассчитан на четырехлетних

детей и на весь год обучения. Также можно работать по схеме комплекса биоэнергопластики и в старшей группе, усложняя и дробя его.

А также использовать элементы биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток для учеников классов адаптированного обучения.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики

предусматривает несколько этапов

            1 этап-диагностический. Он определяет структуру дефекта, его

клинические проявления и пути коррекции.

            Во время диагностики дети показали ряд неврологических

особенностей. Они были неуклюжи, нескоординированы, плохо

ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались

позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными,

нарушался ритм, темп, плавность, появлялись синкенезии.

            Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее

включались в движения пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные

движения) кистей. С психологической точки зрения у детей отмечалась

эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания,

познавательной активности, коммуникативные трудности.

            Справиться с этими проблемами помогал комплекс игр и упражнений биоэнергопластики.

            2 этап-подготовительный.  Главной его задачей являлось

установление доверительных отношений с ребенком, создание

положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

            Этому  способствовали игровые приемы: «у врача», «доктор звуков», «бассейн», «сильный ветерок». Они подбадривали ребенка, наблюдали за его

успехами, давали ненавязчивые советы и рекомендации, просили поделиться

новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп), упражнения для релаксации (погладим

язычок, язычок греется на солнышке), музыкальный фон, ласковое

отношение к ребенку, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.

    3 этап-основной.

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности:

- доступность материала;

- восприятие материала ребенком;

- наглядность;

- образность;

- поэтапное выполнение действий и упражнений;

- строгая дозировка материала;    

- индивидуальность в подаче материала;

- качество выполнения действий, а не их количество;

- ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);

- запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

Учитывая эти особенности, для достижения оптимальных результатов

педагог должен подбирать материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционной работы в такой последовательности:

  • Биоэнергопластика.
  • Выработка правильного речевого дыхания.
  • Движения, сочетаемые с речью.
  • Развитие пальцевой моторики.
  • Снятие напряжения мышц шеи и плеч.
  • Самомассаж лица и шеи.
  • Развитие общей моторики.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Повторение ритмов.

Практические упражнения

Цели: учить широко открывать рот; синхронизировать движения раскрытого рта  и кистей руки; развивать подвижность губ, челюстей, языка.

Биоэнергопластика первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме, интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию движе6ний и мелкую моторику.  Для того чтобы детям было

интересно выполнять эти упражнения, можно и нужно их обыграть.

Дидактическая игра

«У врача»

Упражнения для челюстей,

для губ, для языка.

Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам.

2. Выработка правильного речевого дыхания

Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, и состоят их трех фаз: выдох, пауза и вдох, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Зачем нужно правильное речевое дыхание?

Это физиологический процесс, человеку невозможно жить без него.

Чтобы правильно произносить звуки, слоги, слова на определенной

длительности выдоха.

Чтобы выработать цельность выдыхаемой струи.

Чтобы на определенном объеме выдыхаемой струи сочетать движения с речью.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающейся с соответствующими движениями.

При выполнении упражнений нужно строго соблюдать следующие пункты:

- не поднимать плечи;

- не напрягать туловище, грудь, живот;

- количество воздуха не должно быть слишком много;

- нужно избегать больших задержек дыхания;

- каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

    В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять

внимание:

- положению туловища, плеч, подбородка;

- направленности воздушной струи;

- ее целостности;

- силы выдыхаемой струи;

- все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха.

Упражнение 1.  Встать прямо, спины выпрямить, правую руку положить на

область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот

закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей.

Повторить 2-4 раза.

   

Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то педагог занимается с ними отдельно. Упражнение можно выполнять и лежа.

Упражнение «Жучки» - вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох

через рот, живот втянуть.

Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким

вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.

В качестве практического материала на занятиях используются различные нетрадиционные атрибуты: клубок ниток, катушка с нитками, карандаши

(гладкие, граненые, тонкие, толстые), природный материал – листочки,

цветок, носовой платок, надувные шары, плавательные игрушки – уточки и

многое другое.

Упражнение 2. «Намотай – размотай клубочек»

Цель: формирование длительного речевого выдоха и вдоха, развитие

внимания, пространственного представления.

Вариант 1. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе –

разматывают (быстро или медленно – по заданию).

Вариант 2. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе –

называют гласные (согласные) звуки.

Упражнение «Мой любимый карандаш»

Цель: развитие силы выдыхаемой струи, ее цельности, правильной

направленности.

Карандаш лежит на столе. Ребенок стоит коленками на подушечке,

подбородок прикасается верхнего края стола. Дует на середину предмета,

чтобы он покатился. Ребенок дует сначала на гладкий карандаш, затем на

ребристый, также на листочек с дерева, на уточку в бассейне. Обращается

внимание на цельность струи, ее силу и избирательность.

Упражнение «Бассейн», «Уточка»

На столе стоит миска с водой, в ней плавает уточка. Ребенок подходит к

миске, ставит подбородок на уровне ободка миски, выбирает объект, дует.

Обращается внимание на то, что струя воздуха идет выше уровня воды.

 Упражнение «Волна»

Цель: развитие силы выдыхаемого воздуха, фиксация вибрации воздуха.

У детей в руках носовые платочки, свернутые по середине. Их надо держать

за края. При изучении звуков: П, Ф, Д, Т, В, Б, платочки фиксируются перед

ртом. Дети называют эти звуки, видят вибрацию воздуха, запоминают

разницу силы выдыхаемого воздуха при произнесении этих звуков.

Упражнение «Ах, как пахнет»

Цель: развитие речевого дыхания, правильно произношения нарастающей

фразы на одном выдохе, развитие обоняния.

Дети сидят на стульчиках, у них в руках ароматный цветок. Логопед произносит фразу, при этом вдох через нос, выдох через рот, затем фраза:

- Ах!

- Ах, пахнет!

- Ах, как пахнет!

- Ах, как приятно пахнет!

- Ах, как приятно пахнет цветок!

- Ах, как приятно пахнет полевой цветок»

Возможен другой речевой материал.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Исследовательская работа в системе самостоятельной работы школьников.

Самообразование школьников является составной частью всей системы учебной работы любого образовательного учреждения. Всё это предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источникам...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы  при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...