Урок "Финансовая грамотность"
методическая разработка (2 класс)

Цель: Формирование у учащихся представления о доходах семьи.

Предметные результаты:

·         правильно использовать изученные термины;

·         называть и приводить примеры основных источников дохода семьи;

·         считать доходы семьи.

Метапредметные результаты:

·         использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах в семейном бюджете;

·         работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы);

·         учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Личностные результаты:

·         понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Целинная средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта занятия

 по финансовой грамотности

 «Откуда в семье берутся деньги»

 2 класс

Разработчик:   Раднаева Эльвира Владимировна

2022 год

Технологическая карта

Тема

«Откуда в семье берутся деньги»

Класс

2 класс

Форма занятия

Урок

Цель урока

Формирование у учащихся представления о доходах семьи

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • правильно использовать изученные термины;
  • называть и приводить примеры основных источников дохода семьи;
  • считать доходы семьи.

Метапредметные результаты:

  • использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах в семейном бюджете;
  • работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы);
  • учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Личностные результаты:

  • понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование

 ноутбук/компьютер,  проектор

Расстановка парт и стульев

Рассадка по микрогруппам

Расходные материалы

 распечатки заданий,  пословицы, фломастеры

Дидактический материал

Презентация к уроку, видеоролик

Описание хода урока по этапам

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный эффект

Шаг 1. Постановка цели урока (3 минут)

1

Слайд

1,2,3

Учитель включает фрагмент мультфильма «Простоквашино» (47 секунд)

Затем спрашивает у детей, о чем спорят герои мультфильма, какая у них сложилась проблема?

 Учитель ведет диалог с учениками, таким образом, ставя цели урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

- Тогда какую же мы поставим перед собой учебную задачу?

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение (проблема отсутствия денег)

-Откуда в семье берутся деньги.

- Выяснить, откуда родители берут деньги.

Интерес к теме, формулировка цели.

Шаг 2. Формирование новых знаний (7 минут)

2

Слайд

4,5

- Ребята, все деньги, которые поступают в вашу семью, называют словом «бюджет» или доход. Давайте бюджет семьи или доход семьи представим в виде мешка и заполним его.

-Какие виды доходов мы сможем туда положить? Только ли зарплату родителей?

Действительно, самый распространённый вид доходов любой семьи – зарплата. Ваши папа и мама работают и за это получают деньги. Зарплаты у всех людей разные: у одних они высокие, у других не очень, у третьих совсем маленькие. Если работа требует особых знаний и умений, то она оплачивается выше.

Кроме зарплаты у людей могут быть и другие доходы.

Учитель включает видеофильм о доходах   https://youtu.be/3_IH111QqME (5 мин)

Дети предлагают:

- зарплата;

- пенсия бабушки и дедушки (если они тоже живут в этой семье);

- стипендия;

- детские пособия;

- наследство;

- вклад в банке;

- лотерея;

- деньги от аренды помещения и т.д.

Получение новых знаний, основных понятий. Установление связи теории и практики.

Шаг 3. Закрепление нового материала (5 мин)

3

Слайд

6

Составление кластера «Доходы семьи»

Учитель предлагает список (на карточках) доходов и расходов семьи.

  • Карточки, которые не относятся к доходам, к какой группе можно отнести?
  •  Семье не обойтись без расходов, вот куда тратятся деньги. Об этом мы будем говорить на следующем занятии.

Ученики выбирают карточки доходов (прикрепляют)

Это расходы семьи

Первичное закрепление новой темы

Шаг 4. Формирование новых знаний (8 минут)

4

Слайд

7

Давайте обсудим некоторые из них.

Задание. Прочитайте текст. Подготовьте рассказ по плану.

План.

1. Вид  дохода.

2. Особенности этого дохода.

3. Изобразить на рисунке этот вид дохода.

1 группа.

Мама в прошлом месяце часто оставалась на работе по вечерам, сделала гораздо больше работы, чем обычно. Директор дал ей премию. Это такая прибавка к зарплате. Её мама положила в банк, и теперь у семьи есть ещё один источник доходов – проценты по вкладу.

2 группа.

Когда дети вырастают, то им надо получить образование в высших учебных заведениях. Они поступают в университет. Если студент хорошо учится, то будет получать стипендию – это тоже будет семейный доход.

3 группа.

Ещё один вид дохода – это пенсия, которую получают бабушки и дедушки. Они уже не работают, но получают её от государства. Если они не живут вместе со своими детьми, но могут помогать им деньгами и дают внукам на карманные расходы.

4 группа.

Семья может получить незапланированные доходы. Например, выигрыш в лотерею, наследство или подарок. Но рассчитывать на такие доходы нельзя, так как их невозможно запланировать. Кроме того, дополнительный доход можно получить, продав любое своё имущество: автомобиль, дом, квартиру, украшения и другое.

5 группа.

Источником дополнительного дохода являются ценные бумаги, например, акции и облигации. Человек, покупая облигацию, одалживает деньги государству или фирме. Через определённый срок деньги будут возвращены, а в течение этого срока владелец будет получать проценты.

- Конечно, вы пока не можете зарабатывать деньги. Но это не значит, что вам нечем помогать своей семье. Если вы, например, будете присматривать за младшими братьями и сёстрами, родителям не придётся тратить деньги на няню. Если вы будете бережно относиться к своим вещам, они будут служить вам дольше, то у семьи останутся деньги на другие важные расходы.

Итог: получается, что вы все вместе приносите в свою семью доходы.

Интересно: сколько?

Ученики в группах распределяют обязанности, составляют план действий, готовят сообщение, оформляют рисунок и представляют результаты работы группы

Шаг 5. Практическая часть (10 минут)

5

Слайд

8,9,10

  • Учитель дает задание: решите задачу

– Попробуйте посчитать доход семьи за февраль, решив следующею задачу.

«В феврале мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в этом месяце».

Проверка.

  • Учитель предлагает собрать пословицы (слайд)

- Постарайтесь объяснить смысл пословиц

Ученики в группах решают задачу.

25+3+35+17+3=83 (тыс.рублей)

Работают в группах

Идет обсуждение

Закрепление полученных знаний.

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме.

Шаг 8. Домашнее задание (2 мин.)

6

Слайд

11

Учитель сообщает домашнее задание: Обсудить с взрослыми, на что тратятся деньги в семье. Составить кластер

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме.

Шаг 9. Рефлексия (5 минут)

7

Слайд

12,13

Учитель подводит итог.

- Вспомните тему урока. Какую учебную задачу ставили перед собой? Выполнили ли мы её на уроке?

- Продолжите фразу.

* «Сегодня я узнал …»

* «Мне было интересно …»

* «Мне захотелось…»

Учитель благодарит за работу. Оценивает.

Учащиеся выбирают фразу и заканчивают её (в устной форме).

Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Финансовая грамотность 2 класс «Откуда в семье берутся деньги ? »

Слайд 3

Откуда в семье берутся деньги?

Слайд 4

Разгадайте ребус доход

Слайд 5

Доходы - деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи.

Слайд 6

Кластер Доход семьи ОТ ПРИУСАДЕБНОГО УЧАСТКА ПЕНСИЯ БАБУШКИ, ДЕДУШКИ От сдачи недвижимости ПОСОБИЕ ЦЕННЫе БУМАГи Стипендия брата, сестры Зарплата папы, мамы

Слайд 7

Задача В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре.

Слайд 8

Решение 25+3+35+17+3=83 ( тыс.рублей )

Слайд 9

Ваш личный вклад п омогать выращивать овощи и фрукты на дачном участке, ухаживать за животными п рисматривать за младшими братьями и сёстрами б ережно относиться к своим вещам

Слайд 10

ПОСЛОВИЦЫ

Слайд 11

Домашнее задание Расход семьи

Слайд 12

ДОХОД СЕМЬИ

Слайд 13

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...