Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Тема: «Обеспечение учебного процесса с обучающимися с ОВЗ в рамках требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Московской области»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРВСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Курсы повышения квалификации
«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект
Тема: «Обеспечение учебного процесса с обучающимися с ОВЗ в рамках требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Московской области»
Выполнила:
Неделина Наталия Владичевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 4 г. Химки
Москва 2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Основными эффектами внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определяющими его место и значение в общей системе образования РФ, являются:
- обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;
- повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;
- модернизация институтов системы образования РФ , усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;
- единение образовательного пространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ с учетом региональной специфики социокультурных потребностей;
- совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных школ» и т.д.;
- формирование концептуальной основы для разработки нового поколение учебников и учебно-методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ, для обучения школьников с ОВЗ.
Сказанное явилось основой для разработки методических рекомендаций (далее, Рекомендаций) по внедрению ФГОС начального общего образования (далее ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ. Данные Рекомендации имеют целью представить возможные варианты деятельности образовательных организаций в период внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ:
- в условиях внедрения ФГОС НОО для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих обучающихся, учащихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата (НОДА), задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и расстройствами аутистического спектра (РАС);
- в условиях внедрения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Нормативное-правовое регулирование введения и реализации ФГОС НОО ВОЗ и ФГОС О у/о.
Проблемное поле. Разработка необходимой и обязательной документации, обсуждение и утверждение документов в образовательной организации.
Пути решения. Локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения в пределах компетенции образовательной организации в соответствии с законодательством РФ, и в порядке, установленном Уставом ОО, закреплены ст.30 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». Законом не регулируется количество локальных актов, которые создает ОО, но есть обязательные локальные акты, без которых создание условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями будет затруднено. Локальные нормативные акты ОО делятся на две основные категории: акты, регулирующие вопросы образовательной деятельности и акты организационного характера.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Проблемное поле. Несоблюдение структуры АООП, рекомендованного во ФГОС НОО ОВЗ, срока создания. Несоответствующее оформление титульного листа АООП. Нарушение алгоритма создания ИОМ.
Пути решения.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ОВЗ И ФГОС Оу/о АООП
Образовательная организация получает заключение ПМПК с рекомендациями и вариантом АООП, а также заявление родителей (законных представителей) о создании специальных образовательных условий для ребёнка.
Примерная АООП не может являться основной программой для обучения детей с ОВЗ. Примерная АООП является основой составления АООП для определённой категории детей с особыми образовательными потребностями и может содержать в себе один или несколько вариантов.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСВАИВАЮЩИХ АООП
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это локально- нормативный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционной деятельности с обучающимися ОВЗ и семьёй, воспитывающей такого ребёнка. В структуре ИОМ обязательно присутствует индивидуальный учебный план (ИУП), который призван обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особых образовательных
потребностей конкретного обучающегося. ИОМ может быть разработан для следующих категорий обучающихся: • для обучающихся ОВЗ, получающих образование в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики; • для обучающихся, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому; • для обучающихся, получающих образование в форме дистанционного обучения.
Учебно- методический комплекс для обучающихся с ОВЗ
Проблемное поле. Определение учебно-методического комплекса (УМК) для реализации ФГОС НОО ОВЗ.
Пути решения. В настоящее время в действующий федеральный перечень вошли 73 новых учебника издательства «Просвещения» для обеспечения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. В Федеральный перечень учебников к началу 2017-2018 учебного года включены учебники для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с 1 по 9 классы. Приказом Министерства образования и науки РФ в ФПУ(федеральный перечень учебников) были также включены учебники для 1 дополнительных и 1 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС НОО ОВЗ
Проблемное поле. Внесение дополнений в план финансово- хозяйственной деятельности ОО. Создание дополнительных соглашений к трудовому договору педагогическим работникам, реализующим АООП. Внесение изменений в Положение об оплате труда.
Пути решения.Финансирование создания специальных условий и оказания психолого-педагогической помощи обучающимся закреплено государственными услугами №138 и 139 в ведомственном перечне услуг и работ.
Кадровое обеспечение реализации ФГОС НОО ОВЗ
Проблемное поле. Наличие в ОО специалистов сопровождения образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями. Повышение квалификации педагогических работников образовательной организации по соответствующему профилю.
Пути решения. На основании пункта 4 части 3 статьи 28 ФЗ №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции общеобразовательной организации относится установление штатного расписания. При формировании штатного расписания необходимо руководствоваться требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о с учетом особых
образовательных потребностей различных групп обучающихся с ОВЗ с целью обеспечения необходимых кадровых условий для организации их образования.
Пунктом 32 Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции от 17 июля 2015 года, приказ МО РФ N 734) установлены требования к формированию штатного расписания общеобразовательных организаций, реализующих АООП: при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно- восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: - учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - учителя-логопеда на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 – 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС Оу/о предусмотрено, что в рамках сетевого взаимодействия при реализации АООП для восполнения недостающих кадровых ресурсов возможно привлечение специалистов 17 медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание общеобразовательной организации, для проведения дополнительного обследования обучающихся, коррекционных занятий. Все эти пункты должны быть закреплены в соответствующих локальных актах ОО. Должностные инструкции педагогических работников приводятся в соответствие ФГОС НОО ОВЗ, ежегодно обновляется план-график курсов повышения квалификации в связи с реализацией ФГОС НОО ОВЗ.
Информационное обеспечение реализации ФГОС НОО ОВЗ
Проблемное поле. На официальном сайте образовательной организации не размещена информация об организации обучения детей с ОВЗ и инвалидов. Соблюдение конфиденциальности размещаемой на официальном сайте ОО информации.
Пути решения. На основании ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 29, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», Приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта ОО и формату предоставления на нём информации», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещений на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» образовательная организация размещает информацию о
реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой, информацию об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Материально-техническое обеспечение ФГОС НОО ОВЗ
Проблемное поле. Локальный акт, устанавливающий требования к объектам инфраструктуры ОО. Наличие необходимых помещений, предусмотренных ФГОС НОО ОВЗ для организации обучения детей с ОВЗ и инвалидов. Оснащение для различных видов урочной и внеурочной деятельности. Наличие необходимой техники для осуществления образовательного процесса;
Пути решения. Материально-техническая база ОО должна включать в себя обязательный перечень необходимого оборудования для всех категорий детей, осваивающих АООП в ОО. Эти требования закреплены во ФГОС, с перечнем необходимого оборудования.
Требования к материально-техническим условиям обучения глухих и слабослышащих
Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является зрительный анализатор. Следовательно, в архитектурной среде учреждения должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о внутри школьных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д. Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.). В классах, на уроках возможно использование телевизоров, которые могут быть использованы при просмотре передач в учебно-воспитательных целях, они должны быть снабжены дополнительной функцией, позволяющей подключать субтитры. В актовых залах и других помещениях, где необходимо использование микрофонов, должна быть проведена индукционная петля
Требования к материально-техническим условиям обучения слепых и слабовидящих.
В образовательную организацию приходит ребенок с нарушениями зрения. Первая трудность, с которой он столкнется — это затруднения в ориентации в пространстве. Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Они должны быть по обеим сторонам лестницы 21 на высоте 70 и 90 см, а для детей младших классов - 50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3- 5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны. Дверь необходимо сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо отметить открывающиеся части.
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Облегчает ориентацию инвалида по зрению внутри школы разнообразное рельефное покрытие полов. При смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка, и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасить в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.
Тактильные ориентиры для лестниц и коридоров (обозначение наощупь). Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были написаны крупным шрифтом контрастных цветов или были таблички с надписью шрифтом Брайля. Можно использовать звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании. Например, в начале и в конце коридора, обозначение этажа. В раздевалках учащимся со слабым зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил. В классных кабинетах важно учесть, что ученикам с нарушениями зрения необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.
Особое внимание уделяется освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением. Педагогу необходимо помнить, что написанное на доске нужно озвучивать, чтобы ребёнок с нарушением зрения смог получить информацию. Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе чем в 15 м, а кустарник — не ближе чем в 5 м от здания школы.
Специальное оборудование для слепых: - индивидуальная трость для передвижения по зданию; - оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность; Специальное оборудование для слабовидящих: - зрительные ориентиры на спортивном оборудовании; 25 - учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы; - указки с ярким наконечником; - различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования); - дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски; - комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром.
Требования к материально-техническим условиям обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Материально-техническое обеспечение процесса образования обучающихся с ТНР должно отражать специфику требований к техническим средствам комфортного доступа обучающегося с ТНР к образованию. При реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Материально-техническая база реализации АООП НОО с ТНР должна соответствовать требованиям, предъявляемым к: • помещениям логопедических кабинетов; • кабинетам психологов
Требования к материально-техническим условиям обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для получения образования детьми с нарушениями опорно- двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия. Моделирование специальной предметно-развивающей среды, которая определяет интенсивность воздействия окружающего мира на ребенка, обеспечивает его комфортное и безопасное жизненное пространство. Пространственная и предметная организация среды облегчает адаптацию ребенка к изменяющимся обстоятельствам жизни и создает оптимальные для него условия усвоения образовательных программ и технологий.
Лестницы являются серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 28 использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12 градусов), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Его высота должна быть не менее 5 см. Поручни устанавливаются по обеим сторонам пандуса на высоте 70 и 90 см, для детей младших классов -50 см. Удобнее всего поручни круглого сечения с диаметром не менее 3 и не более 5 см. Длина поручней должна быть больше длины пандуса на 30 см с каждой стороны пандуса. Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям- инвалидам потребуется посторонняя помощь. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске в них не пройдет.
Требования к материально-техническим условиям обучения детей с задержкой психического развития.
Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио- визуализированные источники. Удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутри школьных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков,изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д. 30 Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ЗПР является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.
Выводы.
Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему. С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.
Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий. Основные направления работы в системе инклюзивного образования Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям. Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ. Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.
В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ. В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик. В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется: активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи; организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др. В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2. Баранова Ю.Ю. Солодкова М.И. Яковлева Г.М. «Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке» Нач.школа ФГОС.М. Просвещение, 2014г.
3. Староверова М.С. Ковалев Е.В. Захарова Е.В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. Владос, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
Реализация ФГОС начального общего образования
Из опыта работы по реализации ФГОС начального общего образования...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»
laquo;Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»...
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...