Экологическая радуга
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Саляхова Нелли Александровна

Методическая разработка

« Экологическая радуга»

Экологические игры и минутки

на уроках в начальной школе   для младших школьников

Формирует у детей ответственное отношенияе к природе, воспитывает нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_raduga.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Шунтинская начальная школа- детский сад»

Методическая разработка

« Экологическая радуга»

Экологические игры и минутки

на уроках в начальной школе   для младших школьников

Выполнила: Саляхова Нелли Александровна

                       учитель начальных классов

                       МБОУ Шунтинская НШ-ДС

2019 г

Экологические игры и минутки

на уроках начальной школе   для младших школьников

         Использование на уроках в начальной школе  игр экологического содержания помогает не только усвоению программного материала по предмету, но и позволяет через яркие образы в описании объектов природы сделать обучение познавательным и интересным.

        Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации ХХI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы  непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.  Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

        Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных уроков, начиная с начальных классов, в том числе и в уроки русского языка и математики , окружающего мира и других.

            Я назвала свою  экологическую творческую мастерскую « Экологическая радуга» , папки, конверты соответствуют семи цветам радуги, и  учебные предметы соответствуют семи цветам радуги: русский язык – красный, литературное чтение- оранжевый, математика- желтый, окружающий мир- зеленый, физическая культура- голубой,  музыка- синий, ИЗО- фиолетовый.

« Экологическая радуга »

       

Красный

Русский язык

Игра «Большой экологический экзамен»

Методика: учитель задает вопрос, а ученики должны записать ответ в тетрадь.

Вопросы

- Сколько дней в неделе? (Семь)

- Сколько месяцев в году? (Двенадцать)

- Назовите летние месяцы? (Июнь, июль, август.)

- Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

- Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май.)

- Назовите главный корм белок? (Семена хвойных растений.)

- Что делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)

- Какие съедобные грибы вы знаете? (Груздь, боровик, рыжик, лисички, подберезовик, опята, волнушка и т. д.)

                                                    Игра “Мудрые мысли”.

Из карточек нужно составить пословицы и записать их. Объяснить смысл каждой пословицы.

Возле леса жить

береги свои леса!

И у березки слезки текут,

дело народа.

Лес - богатство и краса -

колыбель человека! 

Охрана природы —

не из чего будет избу срубить.

Земля —

когда с нее корку дерут.

Безо времени лес губить –

это зеркало его души .

Поведение человека в природе —

тот его убивает.

Кто с дерева кору снимает,

голодному не быть!

Оранжевый

Литературное чтение

Игра «Узнай животное» по описанию.

Дети находят описания животных в произведениях. Читают отрывки из произведений в классе или друг другу (работа в парах). По описанию нужно узнать животное.

ДЯТЕЛ

Спинка у птички черная, крылья пестрые, а на голове красная шапочка. По стволу дерева словно по лесенке бежит, такие коготки у него цепкие. Бежит, а сам большим да острым клювом по стволу постукивает. Будто молоточком стучит, разных жучков да личинок ищет. Язык у него длинный-длинный, тонкий- тонкий, да еще липкий. Таким языком он из самой узкой дырочки вредную личинку вытащит. Вытащит и съест, вытащит и съест. Много разных вредителей леса уничтожает, не зря его лесным доктором называют.

В. В. Чаплина

ЗАЯЦ-БЕЛЯК

Днем он спит, а как начнет темнеть - бежит кормиться, на полянке, на лугу зеленую травку щипать. А то заберется на огород - капустой лакомиться. Уши у него длинные, чуткие. Он сразу услышит, если к нему враг крадется. Убежит подальше от опасности - и вот начнет бегать, вот начнет бегать, прыгать, следы путать. Это он всегда так делает, а пока волк или лиса следы разбирают, - глядишь, и спастись он успеет.

В. В. Чаплина

МЕДВЕДЬ

Ходит по осеннему лесу он, ищет, где бы ему берлогу на зиму устроить. Найдет место под корягой, лапами землю разгребает, листьев натаскает и уляжется. Там его снегом и засыплет. Всю зиму лежит он в берлоге.

Когда самые морозы настанут, у нее родятся малыши, слепые, маленькие, не больше щенка ростом. Прижмутся малыши к матери и дремлют. А захотелось поесть, пососут мать, потом на другой бочок повернутся - и опять заснуть. К весне они подрастут, глазки у них откроются.

В. В. Чаплина

Игра «Четвёртый лишний».

Учитель называет слова, а ученики должны назвать слово, которое они считают  лишним и объясняют – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Математика

Игра «Съедобное и несъедобное»

Учитель показывает грибы. Если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши 3 раза, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если грибы несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Игра «Определитель»

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим "пылесосом”

Берёза – 28

Сосна –17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15 . 8 –(48+49)

Ответ примера вам укажет на название дерева.

Определите, какой город России "мусорными делами” прославился.

Чебоксары – 2085

Москва – 2185

Казань – 2065

Чтобы ответить на вопрос, решите пример: 32 96 – (4040 - 3053)

Ответ примера вам укажет на название города.

Решив пример, дети выясняют, что это город Чебоксары. А вот какими "мусорными делами” прославился и почему, они выясняют самостоятельно дома.

                                                       

Окружающий мир

Игра «Вода-почва»

Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на  расстоянии двух метров

друг от друга. Одна шеренга - это «почва», другая - «капельки воды».

 Первая часть игры - почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии

вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды»  должны пройти

сквозь  строй  «почвы» и  остановиться.  Ведущий  задает  вопросы:  «Легко  ли  капелькам воды  просочиться  сквозь  песчаную  почву?  Успевают  ли  растения,  растущие  на  такой почве, насытиться водой?»

 Вторая  часть  игры  -  почва  глинистая:  Дети,  изображающие  почву,  встают,  плотно

прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы».

Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим.

Ведущий снова задает те же вопросы

 Третья часть игры - почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии

согнутого  локтя.  «Капельки  воды»  снова  просачиваются  через  «почву».  Затем  дети

отвечают на те же вопросы. После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.

                                                           Игра «Микропоход»

«Микропоход» - очень короткая экспедиция вдоль шнура длиной 1 – 1,5 метра.

«Путешественники»,  вооружившись  лупами,  проходят  маршрут  сантиметр  за

сантиметром, рассматривая такие природные чудеса, как травинки, жуков, паучков и др.

Начните  игру  с  того,  что  попросите  каждого  ребенка  положить  свой  шнур  на  самый интересный,  с  его  точки  зрения,  участок  земли.  Раздайте  детям  «волшебные»

увеличительные стекла, которые позволят им превратиться в муравьев, путешествующих

по лесному миру в миниатюре. Чтобы стимулировать работу детской фантазии, можете

задать такие вопросы: «Как выглядит мир, по которому вы сейчас путешествуете? Кто

ваши ближайшие соседи? Вы дружите с ними? Много ли они трудятся? Что собирается

сделать  этот  паук  -  съесть  вас  или  прокатить  на  себе?  Куда  спешит  этот  жук  в

отливающем металлом одеянии?» В самом начале скажите детям, чтобы они не поднимали лупы выше 30 см от земли.

                                                          Игра «Построим дерево»

В  этой  игре  участники  изображают  различные  части  дерева:  стержневой  корень,

придаточные  корни,  сердцевину,  древесину,  луб,  камбий  и  кору.  В  больших  группах

несколько игроков могут играть роль одного и того же слоя дерева. Игроки,изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность

ствола  и  позволяют  ему  находиться  в  вертикальном  положении.  Корни  (стержневой  и придаточные)  держат  дерево  подобно  якорям  и  подают  вверх  воду  и  минеральные

вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий - растущая

часть  ствола.  По  лубу  пища  поступает  от  листьев  к  другим  частям  дерева,  а  кора

защищает все дерево. СЕРДЦЕВИНА. Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участникам игры: «Это сердцевина - внутренний стержень дерева, его сила. Задача  сердцевины  -  держать  ствол  и  ветви  вертикально,  так,  чтобы  листья  получили свою долю солнечной энергии. Сердцевина существует давно, она мертва, но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была живой, но теперь тысячи ее крошечных сосудов, по которым раньше поднималась вверх вода и опускалась вниз пища, заполнена дегтем и смолой». Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача - стоять прямо и не гнуться.

СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ. Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень.

Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные

стороны.  Скажите  им:  «Вы  -  очень  длинный  корень,  называемый  стержневым.  Вы

уходите глубоко в землю - до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин

земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву

упасть под напором ураганных ветров». Отметьте, что не все деревья имеют стержневые

корни  (например,  красное дерево), но  то,  которое  вы  сейчас изображаете, имеет  такой

корень.

ПРИДАТОЧНЫЕ  КОРНИ.  Выберите  детей  с  длинными  волосами,  которые  не  будут

возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите «придаточные корни» лечь на

спину так, чтобы их ноги смотрели на «ствол», а головы - наружу. Скажите им: «Вы -

придаточные  корни.  Их  у  одного  дерева  - сотни  тысяч.  Вы  растете  во  все  стороны от дерева,  подобно  ветвям,  но  только  под  землей.  Вы  тоже  помогаете  дереву  стоять

вертикально. У вас на концах множество крошечных корневых волосков».

В этом месте наклонитесь над одним из «придаточных корней» и распушите ему волосы

вокруг  головы.  Продолжайте  рассказ:  «Если  сложить  все  корневые  волоски  одного

дерева,  то  они  вытянутся  в  линию  длиной  в  несколько  километров.  Эти  волоски

пронизывают  каждый  кубический  сантиметр  почвы.  Когда  они  чувствуют,  что  где-то

поблизости находится вода, то начинают расти в этом направлении, чтобы добраться до

нее. Концы корневых волосков имеют твердые клетки, похожие на хоккейные шлемы. Я

хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании

воды. Когда я скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак,

начали!»

 ДРЕВЕСИНА.  Теперь  попросите  небольшую  группу  детей  изобразить  древесину.

Выберите столько людей, чтобы они плотным кольцом окружили сердцевину. Пусть они

встанут вокруг  нее, глядя  внутрь  и  взявшись за руки. Следите  за  тем, чтобы никто не

наступил  на  какой-нибудь  «корень».  Скажите  детям:  «Вы  -  часть  дерева,  которую

называют  древесиной  или  ксилемой.  Вы  тянете  воду  из  корней  и  передаете  ее  самым высоким ветвям. Вы - самый эффективный насос в мире и при этом не имеете ни единой движущейся детали. Вы способны перекачивать сотни литров воды в день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час! После того как корни высосут влагу из земли, ваша задача - поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу «Поднимаем воду вверх», вы произнесете  «Ви-и-и-и!»  и  при  этом  поднимите  руки  вверх.  Давайте  потренируемся. Сначала  попросим  корни  высосать  воду.  Начали!  Вслед  за  этим  сразу  же:  «Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!»

                                            «Экологический кодекс жителей Земли»

Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать

«Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения,

сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками,

выстраивается  порядок  положений  Кодекса,  «шлифуются»  формулировки.  В  конце

упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками

                                                         «Зайцы» и «ресурсы»

Участники разбиваются на 2 равные команды. Обе команды выстраиваются в две

шеренги друг напротив друга. Одна команда – «зайцы», другая – «ресурсы».

Участники  игры  договариваются  между  собой  об  условных  обозначениях  ресурсов.

Например,  предлагается  три  вида  ресурсов:  вода,  еда  и  жилище.  Каждый  «ресурс»  до начала каждого тура игры задумывает, кем он будет (водой, едой или жилищем). Каждый «заяц» задумывает, что ему необходимо для жизни. Никто, ни «зайцы», ни «ресурсы» не делится с окружающими тем, что он задумал. Ведущий командует: «Пошел первый год жизни популяции зайцев. Ресурсы, покажите, кто вы? «Ресурсы» демонстрируют условные обозначения. Далее ведущий командует: «Зайцы», вперед!» и хлопает в ладоши. Команда «зайцев» устремляется к «ресурсам» и выбирает себе того, кого заранее задумал. Причем каждый «заяц» может утащить только одного «ресурса». Схваченные «ресурсы» переходят в команду «зайцев» и превращаются в них. Те  же  «зайцы»,  которым  ничего  не  досталось,  переходят  в  команду  «ресурсов»  и превращаются  в  них.  В  это  время  на  доске  или  на  плакате  ведущий  на  заранее нарисованном графике отмечает численность «зайцев» и «ресурсов».

Важно, чтобы играющие не  жульничали, а выбирали тех, кого заранее задумали. Игра

проводится в несколько туров. В  конце  на  доске  получается  график  колебания  численности  популяции  «зайцев»  и колебания численности «ресурсов». Этот график можно объяснить и интерпретировать по собственному желанию.

                                                              "Лесные детективы"

Самый  простой  вариант,  когда  в  начале  маршрута  каждый  участник  получает

маленькие карточки с заданиями такого типа:

-  найти  во  время  экскурсии  самый  приятный  или  резкий,  неожиданный,  незнакомый,

вкусный и т.п. запах;

- самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;

- самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь

природного объекта. Конечно, брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать.  Результаты  поисков  "детективов"  по  окончании  экскурсии  выслушивает  вся  группа,  и наиболее оригинальные находки мы оставляем в коллекцию. Если конечной целью этой игры ставится поиск "лесного клада", то обычная экскурсия превращается  в  настоящее  приключение.  Цепочка  сенсорных  загадок  и  ключевых  подсказок приведет настойчивых следопытов к загадочному кладу "Собери свой корм"

Участники  получают  значок  (карточку  на  веревочке)  с  изображением  животного  и

мысленно идентифицируют себя с ним. Выйдя на охоту, они должны за фиксированное

время  (1-3  минуты)  набрать  наибольшее  разнообразие  подходящего  для  них  корма  -

иначе  говоря,  выжить.  Вариантом  игры  является  отдельный  сбор  летнего  и  зимнего

корма.  Затем  группа  собирается  вместе  с  ведущим  в  круг,  чтобы  выслушать  каждого участника  и  решить  - выжил  ли  он.  Как  правило,  многие  участники  набирают  много лишнего корма "на всякий случай"  - тогда они должны доказать, что же в их рационе основное, а что - случайное лакомство. Ведущий  по  ходу  ответов  "животных"  может  давать  много  интересных  сведений  об особенностях питания и выживания рассматриваемых видов.

Игра «Черепахи»

Ведущий: Ребята, представьте, что мы находимся в тропическом лесу. Вокруг нас растут пальмы, шелестит бамбук, по деревьям скачут обезьяны, слышны голоса неизвестных птиц. И мы с вами начнем игру с самых медлительных животных – черепах, да и спешить им не куда. Тело их защищено панцирем, в момент опасности черепаха втягивает голову и ноги в панцирь и ей никто не страшен. Черепахи живут в пустыне, где тепло. Откладывают яйца в песок, из которых появляются маленькие черепашата.

Будем изображать черепах. Нужно встать на четвереньки, на спину вам поставят таз-это панцирь черепахи. Нужно очень тихо и аккуратно пройти дистанцию, чтобы его не уронить.

Оборудование: 2 таза.

(Победившей команде вручается банан или кость.)


Игра  «Белочка, несущая орех»

Белка очень шустрый, подвижный и ловкий зверек. Как она здорово прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, орехи и ягоды. Мяч – это «орех», обруч – «дерево», вы должны пронести мяч, прыгая из одного обруча в другой.

Оборудование: 10 обручей, 2 мяча.

(Победившей команде вручается банан или кость.)


Игра  «Крокодилы»

Крокодилы могут жить в воде и на берегу. Самый крупный крокодил достигает 8 метров в длину. Самки откладывают яйца в песок на берегу. Из них появляются маленькие крокодильчики. В


первые дни жизни они могут хорошо плавать и добывать пищу. Они могут нападать на буйволов, антилоп, зебр. Игроки становятся парами. Первый ложиться на пол и опирается на вытянутые руки, а второй берет его за ноги. Таким образом передвигаются до отметки и обратно.

(Победившей команде вручается банан или кость.)


Игра «Обезьяны»

В джунглях очень много обезьян. Это милые, шустрые, забавные и ловкие животные. Во время прыжков они пользуются лианами, на которых раскачиваются, как на качелях. За лианы обезьяны цепляются 4 конечностями и даже длинным хвостом. Перед вами скакалки – это лианы. Вы должны по ним пройти туда и обратно.

Оборудование: 6 скакалок.

(Победившей команде вручается банан или кость.)

Игра « Вопросы- Ответы»

1.У кого из зверей фамилия Топтыгин? (Медведь.)

2.Кого считают царем зверей? (Лев.)

3.Какой зверь помогает нам переходить дорогу? (Зебра.)

4.Кого чаще всего «забивают» в домино? (Козел.)

5.Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса.)

6.Как называется самая маленькая лошадь? (Пони.)

7.Какой зверек дал название короткой мужской прическе? (Ежик.)

8.Кого в шутку называют косым? (Заяц.)

9. Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был бы признан лучшим лесорубом? (Бобер.)

10. Кто вместо удочки использовал свой хвост? (Волк.)

(Победившей команде вручается банан или кость.)


Игра  «Слоны»

Слоны - самые большие животные суши. Живут они стадами. Помогают друг другу добывать пищу. В высоту они достигают до трех метров, а весят около пяти тонн. Живут слоны в среднем 60 лет. Слонов используют для перевозки тяжестей. Представьте, что мячи - это бревна. Нужно взять два мяча и бежать с ними вперед и обратно.

Оборудование: 4 баскетбольных мяча

(Победившей команде вручается банан или кость.)


Игра  «Змеи»

Змеи бывают разные. В джунглях живет самая большая змея на нашей планете - анаконда. Ее длина достигает 9 метров. Она живет в воде или возле нее, прекрасно плавает. Выползает на берег, чтобы погреться или поохотится. Иногда анаконда нападает на крупных домашних животных. Итак, превращаемся в змею: для этого команды должны встать по росту. Просуньте левую руку между ног. Сзади стоящий пусть возьмет вашу руку правой рукой, а свою левую просунет между ног и т. д. Каждая команда по сигналу начинает свое движение. Победят те, кто быстрее придет к финишу. Итак, начали!

(Победившей команде вручается банан или кость.)


Игра
«Трудолюбивые муравьи»

Муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми. Причем, если трудно одному – на помощь приходят другие. Все вместе муравьи могут перетащить на себе в муравейник даже очень тяжелый предмет. Первый участник берет гимнастическую палку и бежит с ней до отметки, затем возвращается в свой «муравейник», чтобы попросить помощи. Второй берется за палку и оба вместе бегут до отметки, затем присоединяется 3,4,5 и т.д.

Оборудование: 2 гимнастические палки.

(Победившей команде вручается банан или кость.)


Игра  «Болото»

Болото место опасное и потому ужасное. Лишь самый ловкий и внимательный с ним справится обязательно. Для начала надо обеими ногами встать на одну «кочку», а другую на некотором расстоянии положить перед собой. Затем переступить на нее, а ту, на которой мы стояли раньше, опять переставить пред собой и так далее. Начали!

Оборудование: 4 листа картона.

(Победившей команде вручается банан или кость.)


                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радуга.Отчего бывает радуга.

В последнее время появилось осознание важности изучения предмета "Окружающий мир" не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального  и особенно для духовно-нравственного ра...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Значение воды для жизни на Земле» в рамках проекта «Экологическая радуга»

Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознаетс...

Газета экологического отряда "Радуга"

Экологический отряд "Радуга" создан в МБОУ "Карагайская СОШ № 2". В материале представлена газета отряда...

Отчёт экологического отряда "Радуга"

Отчёт о работе экологического отряда "Радуга" - выступление на заседании школьного экологического центра....

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»

Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...