Самостоятельная работа на уроках литературного чтения
консультация

Самостоятельная работа на уроках литературного чтения – залог развития творческого потенциала ребёнка и успешности обучения.

    Самостоятельное осмысление материала на уроках литературного чтения способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника и залогом успешности образования.

Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности.

На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах.

Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.

  Чтобы постигнуть идейно –художественные ценности произведения, необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся. В связи с этим по уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савина Татьяна Викторовна, МБОУ Мотмосская средняя школа г.о.г.Выкса, педстаж 33 года

Самостоятельная работа на уроках литературного чтения – залог развития творческого потенциала ребёнка и успешности обучения.

    Самостоятельное осмысление материала на уроках литературного чтения способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника и залогом успешности образования.

Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности.

На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах.

Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.

  Чтобы постигнуть идейно –художественные ценности произведения, необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся. В связи с этим по уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы.

   К 1 группе относятся воспроизводящего характера, выполняя которые младшие школьники вспоминают и просто воспроизводят прочитанное.

-нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

- вылепить героя из пластилина;

- разыграть сценку;

  Основная часть вопросов и заданий учебника относится ко 2 группе: это работы тоже воспроизводящие, но с элементами творчества. Это деление текста на части, нахождение каждой из них, составление плана, т е такие вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышления над событиями.

  Большая доля самостоятельности имеет место в работах творческого характера, при выполнении которых обучающиеся с помощью усвоенных знаний анализируют новые ситуации. Это 3 группа - частично- поисковые работы.

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

- подобрать пословицы и поговорки по различным темам;

- составить рисуночный диафильм;

-  найти крылатое выражение в сказке;

-  придумать счастливую концовку к сказке;

-  дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся

   Наивысшая степень самостоятельности проявляется в работах 4 группы. Это творческие работы поискового характера. Сюда относятся литературные работы собственного сочинения: сказки, стихи, рассказы, загадки.   В учебнике некоторые тексты являются отрывками произведений, что позволяет давать задания такого типа:

- продолжи рассказ;

- как вы думаете, что ещё может произойти с героем;

- а если бы главный герой поступил по-другому, что бы могло произойти?

А если произведение большое, то, придумав продолжение, могут сравнить затем свой рассказ с произведением автора. Использую литературные игры, головоломки, кроссворды, ребусы, конкурсы, викторины.

Работы этой группы сложные, но подготовить к ним младших школьников необходимо. А подготовительные задания начинаются уже с 1 класса.

   С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаю задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся. Использую стихотворный материал: загадки, стихи о буквах, рифмовки, чистоговорки.

Дети проявляют большой интерес к стихосложению. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки..

Это такие упражнения:

1.Дополни слоги до слов (му-, про-);

2.Закончи фразу;

3.Придумай рифму к слову (лучик - … );

4.Соедини рифмующиеся слова;

5.Поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);

6.Игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет

слово последним (ла- игла, скала, дуга);

7.Придумай веселую фразу, каждое слово которой

начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу,  пошел продавать, просил полтинник, получил половину;

8. игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);

9.игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;

10.восстанови рассыпанное стихотворение;

11.допиши стихотворение по его началу:
«Покидают утки пруд,
Далеко летят на юг…

12.игра «Кто больше подберет рифм» Синички – водички – птички

13.игра «Добавлялки»   Где обедал воробей? В зоопарке у…

14.«Конкурс одной строки» .

 Дана первая строка стихотворения,

придумываем окончание и определяем самый

 удачный вариант.

   Работа со словом требует развития у учащихся способностей всматриваться, вслушиваться.

Для постановки детей в ситуацию поиска, даю такие задания, которые способствуют творческим открытиям детей.  

 Это упражнения вида  «Что на что похоже?», «Какой характер

 и настроение у игрушки?», «Что может рассказать о себе кошка, белка, кукла?» (герои произведений), «Какие представления у вас возникают при слове дождик?» и другие,

«Что ты чувствуешь при слове ...?» и другие.

   Проводя урок чтения, применяю различные задания, направленные на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе, заинтересовывая активизируя участие детей в работе. В результате этой работы рождаются небольшие альбомы, книжки – раскладушки с собственными сочинениями сказок, стихов, загадок, сенквейнов.

Вот пример 1 стихотворения Кувановой Карины:

Наконец-то к нам пришла долгожданная зима.

Разукрасила окошки, завалила все дорожки.

Не проехать, не пройти. Где же нам с тобой идти?

Достаём коньки, салазки, одеваемся теплей и бежим гулять скорей!

  Таким образом, можно сделать вывод, что в результате  упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия.

    С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка.

Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Статья "Групповая и самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство мотивации личностного развития"

Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности – формирование коммуникативных навыков. Если мы не хотим приучи...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Карточки для самостоятельной работы к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Н.Некрасов Дедушка мазай и зайцы"

Карточки с вопросами для контроля усвоения материала к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы" по программе "Школа России"...