Работа с пословицами на уроках русского языка
статья
Работа с пословицами на уроках русского языка помогает активизировать внимание учащихся, поддерживать познавательный интерес на протяжении всего процесса обучения, увеличить активный словарный запас учащихся начальных классов.
Употребление народного творчества на уроках позволяет не только обогатить язык учеников, активизировать их мыслительные процессы, но и помогает привить высокие нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_poslovitsami_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
На современном этапе обучения в начальной школе одной из задач является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Важнейшей задачей школы является достижение высокого уровня грамотности обучающихся. Грамотность – уровень владения человека навыком письма и чтения на родном языке. Грамотность у обучающихся закладывается на одной из первых ступеней получения образования при обучении в начальной школе. Выполнение данной задачи зависит от того, насколько хорошо учащимися начальной школы будет освоен грамматический и орфографический материал.
При поступлении в первый класс учащиеся уже имеют представление об устном народном творчестве. С раннего возраста дети знакомы с колыбельными песнями, загадками, считалками, скороговорками и часто встречающимися пословицами и поговорками. Исходя из сказанного выше, русское народное творчество необходимо включать в материал для работы, используемый в процессе преподавания русского языка. Фольклор необходим для развития речи учащихся, его уместно использовать при изучении и отработке различных орфограмм (безударная проверяемая гласная в корне слова, проверяемые согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, разделительные Ъ и Ь, правописание приставок др.), что непременно будет способствовать духовно-нравственному развитию обучающихся.
Народное творчество – фольклор – состоит из произведений, которые дают представление о народе и о его главных ценностях (любовь, семья, Родина, труд). В пословицах и поговорках сохранен опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные нормы. Перед каждым предшествующим поколением стоит задача передавать, укреплять и развивать знания о народном творчестве. Чаще всего передача этих знаний происходит в семье, под руководством родителей, или в школе, где за предоставление знаний о фольклоре отвечает учитель. Зачастую в каждой семье возникают ситуации, когда взрослые произносят какую-либо пословицу. Детский ум сразу же запоминает ее, но запоминает не только содержание пословицы, а и ситуацию, при которой она была уместна.
В современном обществе пословицы в семьях звучат все реже, поэтому работа над пословицами, в основном, ложится на школу, а точнее на учителя, который должен донести информацию до учащихся так, чтобы она сохранилась в их памяти. Ввиду того что пословицы привносят ценный вклад в богатство родного языка, современное образование уделяет довольно большое внимание их изучению, особенно на уроках русского языка и литературного чтения. Широкое применение фольклора в обучении младших школьников наблюдается у отечественных педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Создавая учебники для детей, они включали в них элементы устного народного творчества, в том числе и работу с пословицами, которая являлась одним из основных компонентов обучения младших школьников.
Целью данной работы является получение сведений о возможности использовать пословицы на уроках русского языка для увеличения познавательной активности младших школьников.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм [1, с. 344]. В ней заключен духовный облик народа, его ум, мнения и представления о разных сторонах жизни. Наши предки преподносили информацию о своем трудовом, житейском и социальном опыте, который передавался последующим поколениям. Пословицы создавались мнением большинства, так как то, что не принято мыслями и чувствами большей части народа, не приживалось и теряло свою актуальность.
Зарождение пословиц относится к глубокой древности. Причины появления пословиц весьма разнообразны. Основными из них являются жизненные наблюдения народа и их исторический опыт. Некоторые пословицы появились из художественного творчества: сказок, преданий («Битый небитого везет», «По моему прощению, по щучьему ведению» и др.). Другая часть пословиц возникла из церковных книг (Господь даде, господь и отья. Переведено как: «Бог дал, Бог взял»).
Пословицы краткие, в них нет лишних слов, каждое слово несет смысловую нагрузку. Это и позволяет их быстро запомнить. Также пословицы своеобразны по своей форме, им присуща ритмическая организация и особое звуковое оформление. Еще одной особенностью пословиц является их двусмысленность, они имеют прямое и переносное значение. В содержании пословиц зачастую используется сопоставление предметов или явлений, которые народ старается сравнить или противопоставить друг другу («Спи камешком, а вставай перышком», «Ласковое слово, что весенний день»).
Пословицы обеспечивают богатое подспорье для обучения основным нормам произношения и дают возможность совершенствовать орфоэпическую культуру обучающихся начальной школы. Они помогают развивать мышление младших школьников, прививать любовь к родному языку, повышать культуру речи. Пословицы способствуют успешному усвоению грамматики и служат для обогащения народной мудростью.
Пословицы применяют в работе все учителя начальных классов. Задача учителя заключается в том, чтобы использовать как можно больше педагогических ситуаций, при которых можно реализовать стремление ребенка к активной и продуктивной познавательной деятельности.
Применение пословиц на уроке позволяет сделать урок «живым», повышает его познавательное значение и прививает любовь к родному языку.
Работа на уроке с пословицами весьма не легка, так как не всегда удается подобрать нужную пословицу к конкретной ситуации. Зачастую это приводит к появлению затруднений. Перед началом работы с пословицами учителю начальных классов необходимо продумать, как интерпретировать данную пословицу так, чтобы ее смысл был понятен каждому ученику класса. Нужно подобрать правильные ситуации для того, чтобы показать, когда ту или иную пословицу можно применить в речи. Постараться составить предложения с некоторыми из пословиц и по возможности устно проиграть их. Хорошим подспорьем для самих учеников будет являться тетрадь, в которую они будут записывать пословицы с кратким их объяснением.
При использовании пословиц на уроках в начальной школе необходимо обратить внимание на следующее: знакомство с мудрыми словами из пословиц возможно не только на уроке русского языка, но и при работе на других уроках; работа над пословицами эффективна только тогда, когда они доступны пониманию учащихся; использование пословиц не навредит ни одному из этапов урока, их можно применять в любой подходящий момент; за один урок детям можно дать для понимания и запоминания не более 7-9 пословиц, так как именно столько предложений способен понять и запомнить учащийся младшей школы за один урок; список пословиц необходимо регулярно пополнять, причем не только при изучении их на уроках, но и самостоятельно, за счет чего происходит увеличение словарного запаса и развитие культуры речи учащихся начальной школы. Одна и та же пословицы может использоваться при изучении разных тем и разных учебных предметов.
На уроках русского языка изучение каждой темы можно совместить с изучением пословиц. В словах, из которых составлены пословицы, можно выделить орфограммы и проработать их.
При изучении раздела «Безударные гласные, проверяемые ударением» учащийся начальных классов должен поставить в слове ударение, указать безударные гласные в слове, которые необходимо проверить, определить корень слова и подобрать однокоренные слова, из названных однокоренных слов выбрать проверочное слово, которое позволяет проверить безударную гласную в слове с затруднением в написании.
Пословицы, которые можно употреблять при изучении данного раздела: Большой говорун – плохой работник; Беда ум родит; За худой головой и ногам не покой; По платью встречают, по уму провожают; Дерево сильно корнями, а человек своими трудами; Октябрь землю покрыл где листом, где снежком; Где птица не летает, а своё гнездо знает; Липнет, как смола к стене; Всякая сосна в своём бору шумит; Дерево держится своими корнями, а человек пищей.
Пример выполнения задания. Всякая с..сна в св..ём б..ру шумит (Сосна-сосны, своем-свой, бору-бор).
Изучая раздел «Звонкие – глухие согласные» учащимся начальных классов для проверки написания парных по звонкости – глухости согласных на конце или в середине слова необходимо подобрать такое родственное слово или изменить его так, чтобы после согласного, который находится в слабой позиции, следовал гласный [2, с. 205].
Пословицы для изучения раздела «Звонкие – глухие согласные»: Свой глаз — алмаз; Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий; Береги нос в большой мороз; Был бы обед, а ложка сыщется; Русский народ в словах горд, в делах твёрд; Молод - с игрушками, стар — с подушками; Молодость — пташкой, старость — черепашкой; Не всякая находка — клад; Сладок мёд, да не по две ложки в рот; Голосиста пташка, да грязна рубашка.
Пример выполнения задания: Хороша ка..ка, да мала ча..ка (Кашка – каша, чашка – чаша).
В русском языке имеются слова, написание которых нельзя проверить. Их нужно запомнить или при необходимости обратиться к орфографическому словарю. Зачастую на уроках русского языка такие слова выносят в словарную работу. Для этого их записывают на доске. Так правописание данных слов учащиеся запоминают не только на слух, но и визуально.
Пословицы со словами, написание которых необходимо запомнить: Худ обед, когда хлеба нет; Работай до поту, так поешь в охоту; Без капусты щи не густы; Слово не воробей, вылетит, не поймаешь; На вкус и цвет товарища нет; Пустили козла в огород; Не дорог обед, а дорог привет; Правда в огне не горит и в воде не тонет; Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт; Всякая дорога вдвоём веселей.
При изучении раздела «Правописание гласных после шипящих» учащиеся в 1 классе изучают, что после шипящих согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а, у, и и, никогда не пишутся гласные я, ю, ы.
Пословицы для отработки данного правила: Делу время – потехе час; Не торопись отвечать – торопись слушать; В чужие сани не садись; Шила в мешке не утаишь; Чужая душа – потёмки; Век живи – век учись; Жизнь прожить – не поле перейти; Сам погибай, а товарища выручай; Конь бежит, земля дрожит; Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
Изучение окончаний имен существительных и имен прилагательных также можно совместить с изучением пословиц. Для правильного написания безударного окончания имен существительных необходимо определить падеж данного слова, затем определить его склонение и вспомнить окончание имени существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Пословицы для отработки правописаний падежных окончаний имен существительных: При солнышке тепло, при матери добро; На чужой сторонушке рад своей воронушке; Птица рада весне, а младенец – матери; Не грози щуке морем; Чему научишься в молодости, пригодится в старости; Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти; Друг познаётся в опасности.
Для правильного написания безударных окончаний имен прилагательных, необходимо определить в предложении имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное, далее определить его род и падеж. Затем необходимо вспомнить окончания имен прилагательных в этом падеже. Далее сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
Пословицы для отработки правописания окончаний имен прилагательных: Горькая правда лучше сладкой лжи; Держись старого друга; Старый друг лучше новых двух; Малое слово большую работу творит; Чёрная земля золотую рожь родит; Книга для ума – что тёплый дождь для всходов; Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается; Дождливое лето хуже осени; Зима снежная – лето дождливое; Маленькое дело лучше безделья; На трусливого человека всегда собак много; Хорошие речи приятно слушать.
Изучить окончание глаголов также можно на пословицах. Для того, чтобы определить, как писать глагол с –ться или –тся, необходимо задать вопрос к слову. Если в вопросе имеется мягкий знак, значит, он есть и в глаголе.
Пословицы для отработки написания глаголов, оканчивающихся на –ться и –тся: Грамоте учиться всегда пригодится; Учиться никогда не поздно; С умным человеком разговаривать, что мёду напиться; Надо беречься, чтобы не обжечься; Волков бояться – в лес не ходить; Где тонко, там и рвётся; Слухами земля полнится; Пуганая ворона куста боится; В тихом омуте черти водятся; Любишь кататься, люби и саночки возить.
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые обычно отвечают на одинаковый вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Для определения однородных членов предложения также можно воспользоваться пословицами. На их примере учащимся необходимо в пословицах найти однородные члены и определить, чем они выражены.
Пословицы для изучения однородных членов предложения: Без нитки да иголки шубу не сшить; Декабрь год кончает, а зиму начинает; Солнце летом греет, а зимой морозит; Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует; За совесть, за честь, хоть голову снесть; Кто встал пораньше, ушёл подальше; Семь раз примерь, один отрежь.
Для развития внимания на уроках русского языка используются различные упражнения, которые включают в себя употребление пословиц. Зачастую одним из таких заданий является соединение слогов так, чтобы можно было прочитать пословицу: хо, ша, ро, луч, книг, я, га, друг, ший («Хорошая книга – лучший друг»).
При изучении антонимов также можно пользоваться пословицами. Ученикам начальных классов необходимо переписать пословицы, найти в них антонимы и подчеркнуть их: От доброго житья толстеют, от дурного худеют; Богат, да крив; беден, да прям; С чем пришёл, с тем и ушёл; Сытый голодного не разумеет; Как поработаешь, так и полопаешь; Старых друзей не теряй, новых наживай; Сытый голодного, а богатый бедного не знает; Труженику – медовые пышки, а лодырю – еловые шишки.
Еще одним видом заданий при изучении антонимов является вставка пропущенных слов в пословицы: Больше думай, … говори; Большому уму и в … голове не тесно; Век долог, да час …; Горькая правда лучше … лжи; Добро помни, а зло …; Дождик вымочит, а красно солнышко…; Новых друзей наживай, а … не теряй.
Орфографическая зоркость – способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их тип [3, с. 78]. Для развития орфографической зоркости у младших школьников можно использовать пословицы, которые позволяют видеть в слове орфограмму, определять место ошибки в слове и находить пути ее исправления: Что на месте лижит, то само в руки бижит; В барьбе силу адаливает уменье.
Использование на уроках русского языка упражнений, которые включают в себя работу с пословицами, не только возможно для современного образования, но и целесообразно, так как они:
- привлекают внимание учащихся начальных классов к красоте, к мудрости и к мелодичности народного слова;
- увеличивают словарный запас школьников;
- развивают устную и письменную речь учащихся начальной школы, ее содержательность, точность, ясность и выразительность.
Необходимо вспомнить былое значение пословиц и постараться поднять их на более высокий уровень. Для того чтобы это было возможно при работе с учащимися начальных классов, учителю необходимо правильно пользоваться истоками педагогического мастерства, опытом и методами обучения, которые накапливаются на протяжении не одного десятка лет, а веками.
Работа с пословицами на уроках русского языка помогает активизировать внимание учащихся, поддерживать познавательный интерес на протяжении всего процесса обучения, увеличить активный словарный запас учащихся начальных классов.
Употребление народного творчества на уроках позволяет не только обогатить язык учеников, активизировать их мыслительные процессы, но и помогает привить высокие нравственные качества.
Использование пословиц возможно как на любом изучаемом предмете (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика), так и на различных типах урока (урок открытия нового знания, урок закрепления знаний и способов действий, урок систематизации и обобщения знаний, урок повторение, урок контроля знаний и комбинированный урок) и этапах урока (при организационном этапе, при изучении нового материала, при закреплении нового материала и при рефлексии).
Количество используемых пословиц постоянно увеличивается. Это зависит от изучаемой темы, от уровня усвоения материала учащимися и от мастерства учителя использовать пословицы на уроках.
Список литературы
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, – 1999. – 944 с.
- Львов М. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. – М.: Академия, – 2015. – 464 с.
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. Т. И. Зиновьевой. – М.: Юрайт, – 2016. – 468 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"
В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...
Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка
В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...
Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»
представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....
Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)
Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...
ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка
Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...
Методические рекомендации на тему "Использование пословиц на уроках русского языка"
Использование пословиц на уроках русского языка....