Программа "Я-исследователь"
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel.doc | 632 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа межпредметного модуля «Я - исследователь» составлена») в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС №72 и положения о рабочей программе педагога.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся второго класса.
Актуальность программы межпредметного модуля «Я - исследователь»» обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа межпредметного модуля «Я - исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
В соответствии с поставленной целью выделяют следующие задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
Программа межпредметного модуля «Я - исследователь» рассчитана на 25 часов для 3-х классов (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение в исследовательскую деятельность | 3 |
2 | Мы – исследователи | 18 |
3 | Учимся оформлять работу | 2 |
4 | Заключение | 2 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | УУД | Кол-во часов | ||||||
I. Введение в исследовательскую деятельность (21 час) | ||||||||||
1 | Введение. Как выбрать тему исследования? Цель и задачи, гипотеза исследования. | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. - учитывание выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | 1 | |||||||
2-3 | Что такое проблема? Виды проблем. Учимся создавать проблему. Методы исследования. | 2 | ||||||||
II. Мы – исследователи (4 часа) | ||||||||||
4-5 | Что нас окружает? Вода, свойства воды. Как человек влияет на состояние водных объектов. Проведение экспериментов по изучению свойств воды. | - выполнение различной роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - умение координировать свои усилия с усилиями других. - формулирование собственного мнения и позиции; -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. - умение делать выводы о проделанной работе и представлять свою работу в виде готового продукта. - умение защищать и отстаивать свою работу перед большой аудиторией, полностью владеть информацией, приобретать коммуникативные навыки | 2 | |||||||
6-7 | Что нас окружает? Климат. Климатические особенности родного края. Изучения климата при помощи лаборатории «Погода и климат» (измерение температуры, давления и скорости ветра). Климатические особенности родного края. Составление кривой изменения погодных условий родного края. | 2 | ||||||||
8-9 | Проектно-исследовательская работа «Мы и мир вокруг нас. Что вредно, а что полезно?» Исследование влияния шума на человека при помощи лаборатории «Звук и шум». | 2 | ||||||||
10 | Исследовательская практическая работа «Вредная и здоровая пища». | 1 | ||||||||
11 | Знакомство с лабораторией LabGlomir. Различные варианты исследований с помощью данной лаборатории | 1 | ||||||||
12 | Развитие умения видеть проблемы. Свет и зрение. Свойства света. Проведение исследования по влиянию уровня освещенности на человека при помощи лаборатории LabGlomir. | 1 | ||||||||
13-14 | Природные ископаемые вокруг нас. Изучение коллекции минералов родного края. | 2 | ||||||||
15-16 | Учимся ориентироваться на местности. Работа с лабораторией «Компас и ориентирование». Составление маршрутного листа по компасу. | 2 | ||||||||
17 | Растительный мир родного края. Исследование семени тыквы и фасоли под микроскопом. | 1 | ||||||||
18-19 | Растительный и животный мир родного края. Создание Красной книги животных и растений Калининградской области. | 2 | ||||||||
20-21 | Исследовательская практическая работа «Возможности нашего организма. Смена дня и ночи. Плавильный режим дня». Исследование при помощи лаборатории LabGlomir. | 2 | ||||||||
III. Учимся оформлять работу (2 часа) | 2 | |||||||||
22-23 | Подготовка к защите исследовательской работы (выбор собственной темы исследования). | - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане - умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. | 2 | |||||||
IV. Заключение ( 2 часа) | ||||||||||
24-25 | Что мы узнали и чему научились за год? Моя лучшая работа. Защита исследовательских работ. | - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане - умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации | 2 |
Планируемые результаты освоения программы
В результате работы учащиеся:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Учащиеся 2-х классов научатся:
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В результате освоения предметного содержания межпредметного модуля «Я - исследователь» у учащихся 2-х классов предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты:
В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.
Формы подведения итогов реализации межпредметного модуля «Я - исследователь»:
- выступление с докладами перед учениками школы,
- участие в учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...