Формирующее оценивание как процесс совместной деятельности учителя и учащегося
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Брагина Елена Ильинична

В настоящее время на уроке важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Этому и служит формирующее оценивание, которое стимулирует процесс обучения, мотивируя обучающихся на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Важно, чтобы ученик точно знал критерии оценки за устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит достижение конечного результата. В связи с этим на уроках мы с учениками стараемся уделить время для совместной разработки критериев оценки задания, текущей или итоговой работы. У школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит своевременно скорректировать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formiruyushchee_otsenivanie.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание

как процесс совместной деятельности учителя и учащегося

        В настоящее время на уроке важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Этому и служит формирующее оценивание, которое стимулирует процесс обучения, мотивируя обучающихся на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Важно, чтобы ученик точно знал критерии оценки за устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит достижение конечного результата. В связи с этим на уроках мы с учениками стараемся уделить время для совместной разработки критериев оценки задания, текущей или итоговой работы. У школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит своевременно скорректировать свою работу.

        Таким образом, формирующее оценивание – это процесс плавно переходящий в результат. Процесс – потому что это совместная деятельность учителя и учащегося, результат – потому что ожидается и наступает  прогресс в понимании темы (текста, задания, теста) учащимися.

        На уроках в начальной школе для формирования контрольно – оценочной самостоятельности ребёнка,  полезно использовать следующие задания, упражнения, приёмы:

  1. Задания - «ловушки»:
  • задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя
  • задания, различающие понятийную и житейскую (или формальную) логику;
  • задачи, не имеющие решения;
  • задачи с недостающими данными;
  • ситуации открытого незнания.
  1. Совместная выработка правил, инсценировки, позволяющие обыграть выбор ребенка (действовать по правилу или нарушать его).
  2. Игровые ситуации (например, «Дошкольник – школьник»).
  3. Внешние опоры – средства соблюдения правил.
  4. Задания, требующие определение общей цели и способов ее достижения, распределения функций (ролей), планирования.
  5. Взаимоконтроль.

        

Из опыта работы

        Рассмотрим на предмет формирующего оценивания комплексную работу для 1-ого класса по рассказу В. Сутеева  «Три котёнка» (Приложение 1). Работа состоит из тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом. Целью данной работы является не проверка уровня формируемых предметных и метапредметных результатов, а развитие контрольно – оценочной самостоятельности учеников. Но, тем не менее, задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.

Разработка учебных заданий для данной работы осуществлялась по следующему плану:

  1. Определение, какие результаты будут  проверяться;
  2. Формулирование ответа, который будет получен от учащегося;
  3. Формулирование самого задания;
  4. Оценка задания по заданным параметрам;
  5. Разработка (совместно с учениками)  критериев оценки. (Если необходимо, внесение корректив самим учителем).

        В ходе совместной деятельности в процессе оценивания, обсуждения критериев, а затем и при выполнении работы, педагогу следует своевременно делать  необходимые комментарии, замечания, советы, указания.

        После выполнения работы учащиеся занимаются самооценкой по плану:

  1. Внимательно сравни с образцом – ответом на доске каждое задание, оцени свой ответ по нашим критериям.
  2. Сравни полученный тобою балл и максимальный балл за каждое задание.
  3. Сложи все баллы и определи уровень выполнения работы.                                                                                                                                                                                                                            

Заключительный шаг – обозначение учениками сигналом  «Мне требуется помощь» (красным цветом) тех заданий, которые у них вызвали наибольшие затруднения в процессе выполнения.

        На следующем уроке педагог может организовать работу по взаимооценке и корректировке тех умений и  действий, которые были отмечены сигналом  «Мне требуется помощь».

        В таблице 1 представлены критерии оценки комплексной работы для          1 –ого класса по рассказу В. Сутеева «Три котёнка», которые были отобраны нами в процессе совместной деятельности.

Таблица 1

№ задания

Критерии оценивания

Максимальный балл за выполнение задания

1

Верно выбрано и списано из текста второе предложение.

Каллиграфия.

Безошибочное письмо.

1 балл

1 балл

1 балл

Итого: 3 балла

2

Верно восстановлен порядок котят по цвету, так  как они перечислены в первом предложении текста.

1 балл

3

Верно восстановлен порядок событий из текста.

Восстановлен порядок событий из текста (50 %).

2 балла

1 балл

4

Верно выбран  правильный ответ и отмечен  значком.

1 балл

5

Верно записано цифрами  количество животных в тексте.

1 балл

6

Верно записаны «соседи» числа «3»:

1балл

7

  1. Верно подчеркнуты в слове бросились буквы мягких согласных звуков.
  2. Верно указано, сколько в этом слове звуков;  
  3. Верно указано, сколько в этом слове букв.

1 балл

1 балл ;  

1 балл

Итого: 3 балла

8

Верно отмечены  все объекты  природы, которые растут, но не умеют бегать или летать.                      Верно отмечен  один из объектов  природы.

Максимальное количество баллов

1балл                                                                                                                           

1 балл

Итого: 3 балла

14    

За неверное выполнение задания,  отсутствие задания   -  0 баллов.                                     Уровень:   14-12 баллов – «оптимальный»                                                                                                                                      

                    11- 8 баллов – «высокий»

                    7-5 баллов – «достаточный»

                    4  балла и менее – «низкий»

Результативность формирующего оценивания

Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. Выше перечисленные задания, упражнения, приёмы замечательно зарекомендовали себя в моей практической деятельности учителя и классного руководителя.

          На уроках и внеурочной деятельности формирующее  оценивание позволяет:

  1. оценивать потребности обучающихся;
  2. выявить уровень их мотивации и подготовки к определённой теме;  
  3. помогает оценить уровень  знаний и  способностей учителю и самому ученику;
  4. развивает регулятивные УУД  обучающихся (Приложение 2) (позволяет контролировать понимание учебного материала обучающимися, позволяет освоить  детям планирование и самоконтроль деятельности);
  5. помогает оценить продвижение ребёнка в решении проблемных задач, определить необходимость поддержки или поиска дополнительных ресурсов.

Приложение 1

Комплексная работа для 1-ого класса

 Три котёнка

        Три котёнка – чёрный, серый и белый – увидели мышь … и бросились за ней!

          Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала.

          А из банки вылезли три белых котёнка.

          Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!      

          Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята – за ней!    

          Лягушка ускакала … а из трубы вылезли три чёрных котёнка.

          Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу … и бросились за ней!  

          Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.

          Три мокрых котёнка пошли домой.

          По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.

Владимир Григорьевич Сутеев

Метапредметные планируемые результаты

Регулятивные:

  • целеполагание («Выпускник научится» принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления);
  • планирование («Выпускник научится» планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения);
  • прогнозирование («Выпускник научится» предвосхищать результат выполнения отдельного задания);
  • коррекция («Выпускник научится»  контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия.
  • оценка («Выпускник научится» оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
  • саморегуляция («Выпускник научится» концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизировать эмоционального состояния для решения различных задач.

        При  взаимопроверке кроме регулятивных УУД, будут формироваться и коммуникативные  УУД: инициативное сотрудничество и взаимодействие; умение контролировать действия партнера, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.                                  Предметные планируемые результаты и познавательные УУД описаны ниже в заданиях.

Задание 1. Выбери из текста второе предложение. Спиши его. Проверь. Если надо исправь.

Предметный результат: Умение отличать предложение от других форм, безошибочно списывать предложение и проверять его.

Правильный ответ:  Мышь прыгнула в банку с мукой.

Задание 2. Восстанови порядок котят по цвету, так  как они перечислены в первом предложении текста.

Предметный результат: Умение отличать предложение от других форм, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.                                                                                                                                Познавательные  УУД: Чтение. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, восстанавливать порядок событий и т.д.

Правильный ответ:  

белый

серый

чёрный

Задание 3. Восстанови порядок событий из текста. Если надо прочти его ещё раз.

Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.                                                                                                  Познавательные  УУД: Чтение. Работа с текстом: вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;                             Правильный ответ:  

       Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!        

       Лягушка ускакала … а из трубы вылезли три чёрных котёнка.

       Котята – за ней!    

       Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу.

Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком        .

Столько же «ног», сколько у котёнка  …

Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.                                                                                                    Познавательные  УУД: Чтение. Работа с текстом: умение понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение)                                                                                              Правильный ответ:  

        у лягушки               у рыбы.               у цыплёнка.                 у мыши.

Задание 5. Запиши цифрами, сколько было в тексте котят, лягушек, коров:

Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.                                                                                                 Познавательные  УУД: Чтение. Работа с текстом: умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию.             Правильный ответ:  

котят

лягушек

коров

Задание 6. Запиши «соседей» числа «3»:

Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; Правильный ответ:  

Задание 7. Подчеркни в слове бросились буквы мягких согласных звуков.

Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.

Предметный результат: умение различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);                                                                   Правильный ответ:  

бросились –             звуков,              букв

Задание 8*.Отметь значком    , какие из названных объектов природы растут, но не умеют бегать или летать.

Познавательные  УУД: на основе имеющихся знаний, жизненного опыта находить пути восполнения пробелов в информации.                                      Правильный ответ:  

Мышь

Котёнок

Рыба

Одуванчик        

Приложение 2

Упражнения в развитии регулятивных УУД в 1 классе.

Из опыта работы

Данные упражнения рекомендую проводить во втором полугодии 1 класса.

На уроке русского языка детям раздаются листы 1,2,3 (листы скреплены вместе).

На первом уроке ведётся работа по  тексту №1, на последующем - №2 и т.д. (В качестве примера ниже приведены 5 текстов).

На последующих уроках усложняется содержание текста, количество слов в тексте, количество «ловушек» (ошибок).

Форму работы с текстами (фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, групповую) учитель может планировать в зависимости от уровня класса.

Алгоритм работы с текстами:

  1. Чтение текста (лист 1). Разбор содержания текста. Определение главной мысли.
  2. Работа над предложением (лист 2). Определение количества предложений в тексте. Графическое обозначение орфограмм.
  3. Ловушки. «Исправь ошибку» (лист 3). В каждом тексте учителем допущены ошибки на изученные и закреплённые орфограммы (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, оформление предложений на письме). Дети самостоятельно находят ошибки:
  1. Без листа – помощника (ученик ищет ошибки сам).
  2. С помощью листа – помощника (лист 2).
  1. Самооценка.
  2. Рефлексия. Проводится после проверки результатов работ учителем (лучше индивидуально).

На следующих уроках следует запланировать списывание (контрольное списывание) текста.

Лист 1

Летом

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. 

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. 

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. 

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. 

Лист 2

Летом

Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. 

(_________ предложений)

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины. 

(_________ предложений)

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. 

(_________ предложений)

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. 

(________ предложений)

В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. 

(_________ предложений)

Лист 3

Летом

Летом поют чижы летают стрижы в лесу цветут ландышы под елью шуршат ежы ребята в лесу ищют шышки. 

(_________ предложений)

Бобры

Бобры жывут на реке они отличные строители у бобров зубы острые, как бритва на реке бобры делают плотины из стволов осины. 

(_________ предложений)

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки утята были маленькие вдруг в небе появился коршун он схватил одного утёнка девочки закричяли прибежал Ваня он тоже стал кричять и размахивать руками коршун выпустил утёнка и улетел. 

(_________ предложений)

Пчёлы

Утро было тёплое пчёлы проснулись рано и полетели в поле там много цветов это лютики и ромашки цветёт душыстая липа около липы летают пчёлы они трудятся всё лето много мёду получяем мы от пчёл. 

(________ предложений)

В лесу

Наш лес большой в лес пришли дети они ищут грибы боря и андрюша собрали много рыжыков и маслят юра и яша под ёлкой нашли ёжыка они положили его в шапку ёжык уколол юру но юра не заплакал ребята потрогали зверька и выпустили. 

(_________ предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...

Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, ...

статья "совместная деятельность учителя и воспитателя ГПД по повышению уровня воспитанности учащихся "

представлены виды деятельности учителя совместно с воспитателем напрвленные на повышение уровня воспитанности учащихся...

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»

Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....

Текущее оценивание на уроке- пространство совместной деятельности учителя и ученика

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развития

Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развитияО взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема со...