Формирующее оценивание как процесс совместной деятельности учителя и учащегося
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В настоящее время на уроке важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Этому и служит формирующее оценивание, которое стимулирует процесс обучения, мотивируя обучающихся на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Важно, чтобы ученик точно знал критерии оценки за устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит достижение конечного результата. В связи с этим на уроках мы с учениками стараемся уделить время для совместной разработки критериев оценки задания, текущей или итоговой работы. У школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит своевременно скорректировать свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание
как процесс совместной деятельности учителя и учащегося
В настоящее время на уроке важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Этому и служит формирующее оценивание, которое стимулирует процесс обучения, мотивируя обучающихся на достижение как промежуточного, так и конечного результата. Важно, чтобы ученик точно знал критерии оценки за устный или письменный ответ. Незнание критериев часто затрудняет процесс внутренней самооценки ученика, что в свою очередь тормозит достижение конечного результата. В связи с этим на уроках мы с учениками стараемся уделить время для совместной разработки критериев оценки задания, текущей или итоговой работы. У школьников появляется шанс увидеть свои сильные и слабые стороны при освоении темы, а значит своевременно скорректировать свою работу.
Таким образом, формирующее оценивание – это процесс плавно переходящий в результат. Процесс – потому что это совместная деятельность учителя и учащегося, результат – потому что ожидается и наступает прогресс в понимании темы (текста, задания, теста) учащимися.
На уроках в начальной школе для формирования контрольно – оценочной самостоятельности ребёнка, полезно использовать следующие задания, упражнения, приёмы:
- Задания - «ловушки»:
- задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя
- задания, различающие понятийную и житейскую (или формальную) логику;
- задачи, не имеющие решения;
- задачи с недостающими данными;
- ситуации открытого незнания.
- Совместная выработка правил, инсценировки, позволяющие обыграть выбор ребенка (действовать по правилу или нарушать его).
- Игровые ситуации (например, «Дошкольник – школьник»).
- Внешние опоры – средства соблюдения правил.
- Задания, требующие определение общей цели и способов ее достижения, распределения функций (ролей), планирования.
- Взаимоконтроль.
Из опыта работы
Рассмотрим на предмет формирующего оценивания комплексную работу для 1-ого класса по рассказу В. Сутеева «Три котёнка» (Приложение 1). Работа состоит из тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом. Целью данной работы является не проверка уровня формируемых предметных и метапредметных результатов, а развитие контрольно – оценочной самостоятельности учеников. Но, тем не менее, задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.
Разработка учебных заданий для данной работы осуществлялась по следующему плану:
- Определение, какие результаты будут проверяться;
- Формулирование ответа, который будет получен от учащегося;
- Формулирование самого задания;
- Оценка задания по заданным параметрам;
- Разработка (совместно с учениками) критериев оценки. (Если необходимо, внесение корректив самим учителем).
В ходе совместной деятельности в процессе оценивания, обсуждения критериев, а затем и при выполнении работы, педагогу следует своевременно делать необходимые комментарии, замечания, советы, указания.
После выполнения работы учащиеся занимаются самооценкой по плану:
- Внимательно сравни с образцом – ответом на доске каждое задание, оцени свой ответ по нашим критериям.
- Сравни полученный тобою балл и максимальный балл за каждое задание.
- Сложи все баллы и определи уровень выполнения работы.
Заключительный шаг – обозначение учениками сигналом «Мне требуется помощь» (красным цветом) тех заданий, которые у них вызвали наибольшие затруднения в процессе выполнения.
На следующем уроке педагог может организовать работу по взаимооценке и корректировке тех умений и действий, которые были отмечены сигналом «Мне требуется помощь».
В таблице 1 представлены критерии оценки комплексной работы для 1 –ого класса по рассказу В. Сутеева «Три котёнка», которые были отобраны нами в процессе совместной деятельности.
Таблица 1
№ задания | Критерии оценивания | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Верно выбрано и списано из текста второе предложение. Каллиграфия. Безошибочное письмо. | 1 балл 1 балл 1 балл Итого: 3 балла |
2 | Верно восстановлен порядок котят по цвету, так как они перечислены в первом предложении текста. | 1 балл |
3 | Верно восстановлен порядок событий из текста. Восстановлен порядок событий из текста (50 %). | 2 балла 1 балл |
4 | Верно выбран правильный ответ и отмечен значком. | 1 балл |
5 | Верно записано цифрами количество животных в тексте. | 1 балл |
6 | Верно записаны «соседи» числа «3»: | 1балл |
7 |
| 1 балл 1 балл ; 1 балл Итого: 3 балла |
8 | Верно отмечены все объекты природы, которые растут, но не умеют бегать или летать. Верно отмечен один из объектов природы. Максимальное количество баллов | 1балл 1 балл Итого: 3 балла 14 |
За неверное выполнение задания, отсутствие задания - 0 баллов. Уровень: 14-12 баллов – «оптимальный»
11- 8 баллов – «высокий»
7-5 баллов – «достаточный»
4 балла и менее – «низкий»
Результативность формирующего оценивания
Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. Выше перечисленные задания, упражнения, приёмы замечательно зарекомендовали себя в моей практической деятельности учителя и классного руководителя.
На уроках и внеурочной деятельности формирующее оценивание позволяет:
- оценивать потребности обучающихся;
- выявить уровень их мотивации и подготовки к определённой теме;
- помогает оценить уровень знаний и способностей учителю и самому ученику;
- развивает регулятивные УУД обучающихся (Приложение 2) (позволяет контролировать понимание учебного материала обучающимися, позволяет освоить детям планирование и самоконтроль деятельности);
- помогает оценить продвижение ребёнка в решении проблемных задач, определить необходимость поддержки или поиска дополнительных ресурсов.
Приложение 1
Комплексная работа для 1-ого класса
Три котёнка
Три котёнка – чёрный, серый и белый – увидели мышь … и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала.
А из банки вылезли три белых котёнка.
Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята – за ней!
Лягушка ускакала … а из трубы вылезли три чёрных котёнка.
Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу … и бросились за ней!
Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.
Три мокрых котёнка пошли домой.
По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.
Владимир Григорьевич Сутеев
Метапредметные планируемые результаты
Регулятивные:
- целеполагание («Выпускник научится» принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления);
- планирование («Выпускник научится» планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения);
- прогнозирование («Выпускник научится» предвосхищать результат выполнения отдельного задания);
- коррекция («Выпускник научится» контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия.
- оценка («Выпускник научится» оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- саморегуляция («Выпускник научится» концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизировать эмоционального состояния для решения различных задач.
При взаимопроверке кроме регулятивных УУД, будут формироваться и коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество и взаимодействие; умение контролировать действия партнера, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные планируемые результаты и познавательные УУД описаны ниже в заданиях.
Задание 1. Выбери из текста второе предложение. Спиши его. Проверь. Если надо исправь.
Предметный результат: Умение отличать предложение от других форм, безошибочно списывать предложение и проверять его.
Правильный ответ: Мышь прыгнула в банку с мукой.
Задание 2. Восстанови порядок котят по цвету, так как они перечислены в первом предложении текста.
Предметный результат: Умение отличать предложение от других форм, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, восстанавливать порядок событий и т.д.
Правильный ответ:
белый
серый
чёрный
Задание 3. Восстанови порядок событий из текста. Если надо прочти его ещё раз.
Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; Правильный ответ:
Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка ускакала … а из трубы вылезли три чёрных котёнка.
Котята – за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу.
Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком .
Столько же «ног», сколько у котёнка …
Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: умение понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение) Правильный ответ:
у лягушки у рыбы. у цыплёнка. у мыши.
Задание 5. Запиши цифрами, сколько было в тексте котят, лягушек, коров:
Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку. Познавательные УУД: Чтение. Работа с текстом: умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию. Правильный ответ:
котят
лягушек
коров
Задание 6. Запиши «соседей» числа «3»:
Предметный результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; Правильный ответ:
Задание 7. Подчеркни в слове бросились буквы мягких согласных звуков.
Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.
Предметный результат: умение различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); Правильный ответ:
бросились – звуков, букв
Задание 8*.Отметь значком , какие из названных объектов природы растут, но не умеют бегать или летать.
Познавательные УУД: на основе имеющихся знаний, жизненного опыта находить пути восполнения пробелов в информации. Правильный ответ:
Мышь
Котёнок
Рыба
Одуванчик
Приложение 2
Упражнения в развитии регулятивных УУД в 1 классе.
Из опыта работы
Данные упражнения рекомендую проводить во втором полугодии 1 класса.
На уроке русского языка детям раздаются листы 1,2,3 (листы скреплены вместе).
На первом уроке ведётся работа по тексту №1, на последующем - №2 и т.д. (В качестве примера ниже приведены 5 текстов).
На последующих уроках усложняется содержание текста, количество слов в тексте, количество «ловушек» (ошибок).
Форму работы с текстами (фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, групповую) учитель может планировать в зависимости от уровня класса.
Алгоритм работы с текстами:
- Чтение текста (лист 1). Разбор содержания текста. Определение главной мысли.
- Работа над предложением (лист 2). Определение количества предложений в тексте. Графическое обозначение орфограмм.
- Ловушки. «Исправь ошибку» (лист 3). В каждом тексте учителем допущены ошибки на изученные и закреплённые орфограммы (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, оформление предложений на письме). Дети самостоятельно находят ошибки:
- Без листа – помощника (ученик ищет ошибки сам).
- С помощью листа – помощника (лист 2).
- Самооценка.
- Рефлексия. Проводится после проверки результатов работ учителем (лучше индивидуально).
На следующих уроках следует запланировать списывание (контрольное списывание) текста.
Лист 1
Летом
Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.
Бобры
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.
На реке
Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.
Пчёлы
Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.
В лесу
Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.
Лист 2
Летом
Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.
(_________ предложений)
Бобры
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.
(_________ предложений)
На реке
Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.
(_________ предложений)
Пчёлы
Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.
(________ предложений)
В лесу
Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.
(_________ предложений)
Лист 3
Летом
Летом поют чижы летают стрижы в лесу цветут ландышы под елью шуршат ежы ребята в лесу ищют шышки.
(_________ предложений)
Бобры
Бобры жывут на реке они отличные строители у бобров зубы острые, как бритва на реке бобры делают плотины из стволов осины.
(_________ предложений)
На реке
Люба и Маша пасли утят на берегу реки утята были маленькие вдруг в небе появился коршун он схватил одного утёнка девочки закричяли прибежал Ваня он тоже стал кричять и размахивать руками коршун выпустил утёнка и улетел.
(_________ предложений)
Пчёлы
Утро было тёплое пчёлы проснулись рано и полетели в поле там много цветов это лютики и ромашки цветёт душыстая липа около липы летают пчёлы они трудятся всё лето много мёду получяем мы от пчёл.
(________ предложений)
В лесу
Наш лес большой в лес пришли дети они ищут грибы боря и андрюша собрали много рыжыков и маслят юра и яша под ёлкой нашли ёжыка они положили его в шапку ёжык уколол юру но юра не заплакал ребята потрогали зверька и выпустили.
(_________ предложений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, ...
статья "совместная деятельность учителя и воспитателя ГПД по повышению уровня воспитанности учащихся "
представлены виды деятельности учителя совместно с воспитателем напрвленные на повышение уровня воспитанности учащихся...
Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...
«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»
Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....
Текущее оценивание на уроке- пространство совместной деятельности учителя и ученика
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...
"Работа над проектами как совместная деятельность учителя и учащихся в начальной школе".
Доклад на методическом объединении начальной школы...
Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развития
Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развитияО взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема со...