ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
материал (1 класс)

Низамова Ландыш Айниятулловна

"Учитель и ученик растут вместе"

                                                Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1kl.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2020-2024 учебный год

учителя начальных классов

Низамовой Ландыш Айниятулловны



                                    План самообразования

Моя методическая тема: «Использование кейс - технологий на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО».

Пояснительная записка

"Учитель и ученик растут вместе"

                                                Конфуций

Проблема: В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося,  обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.  Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Актуальность проблемы: интерес к активным методам обучения вызван потребностью пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов,  приемов обучения  организации и интеграции  учебной деятельности учащихся на уроках.

      И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Требования к современному образованию побудило меня к поиску и внедрению новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Цель: способствовать развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою.

Задачи:

-  научить детей, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию,

 - сортировать её для решения задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;

-  выбирать оптимальное решение и формировать программы действий;

-  совместными усилиями группы учащихся анализировать представленную ситуацию, разрабатывать варианты проблем, находить их практическое решение, выбирать лучшее решение;

Предполагаемый результат:

Учащиеся научатся:

Рассматривать ситуацию во всех ее составляющих и взаимосвязях;

Выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов;

Строить структурные модели;

Выделять проблемы;

Прогнозировать дальнейшее течение событий,

Выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д

- Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

  • Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

  • Образовательные
  • Создание авторского продукта
  • 2. Образование и достижение личных целей
  • 3. Повышение уровня коммуникативных навыков
  • 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая

Источники самообразования

  • семинары, конференции, вебинары;
  • мастер-классы;
  • периодические издания;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме

2020-2024 год

Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации»

Изучение ФГОС начального общего образования.

Знакомство с новыми методиками через специальную литературу, лекции в университете, коллег, Интернет.

Посещение конференций, семинаров на данную тему.

Изучение психолого-педагогической литературы

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2020-2024 год

Участие в тренингах личностного роста и семинарах для учителей начальных классов.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2020-2024 год

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Участие в вебинарах

Выступления на заседаниях ШМО

Участие в олимпиадах, педагогических конкурсах

Проведение занятий с использованием разработанных материалов по теме

Ведение мониторинга качества обучения

Анализ работы учащихся, проведение тестирований на определение уровня развития речи

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2020-2024 год

Участие в работе  МО учителей начальных классов

Участие и результаты в муниципальных  и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

Оформление портфолио  учителя.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2020-2024 год

Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования

Публикации в конспекты уроков на сайтах

Консультативная помощь учителям и учащимся, родителям.

Направления самообразования

Основные направления

Содержание деятельности

Профессиональное

1. Изучить нормативные документы, программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2. Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через периодические издания и Интернет.

3. Повышать уровень знаний на занятиях в университете

4. Участвовать в различных профессиональных педагогических конкурсах

5. Участвовать в научно-практических конференциях 

6.Распространение опыта работы по теме самообразования.

7.Оформление результатов работы.

8. Ведение портфолио учителя.

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики:

1 участие в мастер-классах

2 тренингах и семинарах

3 консультации преподавателей ИРО

Методические

1.Совершенствовать знания в области педагогики и психологии

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения для уроков русского языка и литературного чтения

3. Принимать активное участие в работе школьного МО

4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах, творческих работ, олимпиадах, конференциях. Организовывать работу со слабомотивированными детьми: дополнительные занятия

5. Изучать опыт работы других учителей через семинары и  интернет страницы.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности.

8. Создать собственную копилку лучших конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий.

9.. Показать открытые уроки, внеклассные мероприятия

10. Участие в педагогических конкурсах

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному образованию, педагогике и психологии

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Соблюдать санитарные нормы при использовании ИКТ на уроках в начальной школе по требованию СанПиН 

3. Формировать культуру здоровья участников образовательного процесса

На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.

В связи с модернизация образовательной системы -  предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологии.

На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника

как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,

и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

 

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся  в процессе  обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Разрабатываются  квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения.  Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Результатом работы   кейс – технологии являются работы учащихся в виде  презентаций (в начальной школе)

Виды заданий для кейсов:

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

 


В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется«действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.



Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

 Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, дети:

  • получают коммуникативные навыки
  • развивают презентационные умения
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  • приобретают экспертные умения и навыки
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  • изменяют мотивацию к обучению.

Требования к содержанию кейса.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

  • Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
  • Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
  • Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
  • Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Структура кейса:

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.

Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника(до занятия)

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

1. Оценивает работу школьников.

2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

 

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”.  Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;

создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.

И давайте делать только хорошую погоду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования

представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

план самообразования

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...