Образовательный проект на конкурс"Педагогический дебют" 2020-2021 учебный год
методическая разработка
Образовательный проект на конкурс"Педагогический дебют" 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_krotter_o.v._mbou_sosh_11_zelenyy_mir.docx | 45.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
Организация работы школьников над исследовательским проектом по окружающему миру
«Зеленый мир»
I. Пояснительная записка
Актуальность:
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всех людей, живущих в разных уголках нашей планеты. Главной причиной этого является человеческое равнодушие и безответственность к природе. Поэтому очень остро стоит вопрос экологического воспитания. Детям с самого раннего возраста прививаются навыки поддержания порядка в своем жилище. Природа тоже наш дом, который нужно содержать в чистоте и порядке. Актуальность проекта состоит в привитии у учащихся бережного отношения, заботе о природе, как о своем втором доме.
Начальная школа является первой ступенью в формировании непрерывного экологического воспитания и культуры. Именно в детском возрасте легче привить основы, понимание экологической культуры, научить беречь и охранять природу. Мне как учителю очень хочется воспитать и культивировать у моих учеников культуру бережного отношения к окружающему их миру. Ведь общение с природой обогащает духовную, сферу человека, способствует формированию положительных качеств.
Экологическое воспитание школьников очень часто ограничивается изучением школьного курса экологии, и экологического направления в курсе изучения предмета «Окружающий мир». Из самого названия понятно, что дети изучают то, что их окружает, но не всегда умеют находить прекрасное и полезное у себя «под ногами».
При изучении особенностей природных явлений недостаточно получить определенный объем различных знаний. Очень важно понимать взаимосвязь и развитие природных явлений,научиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Практическую значимость при этом имеют исследовательские качества. Ведь человек должен не просто знать, что природу нужно охранять, но и понимать, что нужно делать для сохранения природных ресурсов, для охраны животных, применять свои знания в повседневной жизни, отстаивать свою точку зрения.Так появилась идея создать клуб «Любителей природы»
Новизна проекта
Организация и форма работы заключается в реализации проектной технологии на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности
-организация учебно-исследовательской деятельности на основе наблюдения природных объектов и учебной и дополнительной литературы;
- разработка рекламных тематических буклетов на тему: «Сохраним родную природу»,
- проведение мониторинговых исследований на предмет уровня сформированности экологического мышления обучающихся, степени бережного отношения к окружающей среде.
Цель: создание условий для развития у учащихся целостной картины мира, формирования основ экологическо культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям, как части природы. Организация клуба «Любители природы», экологических экспедиций.
Задачи:
Образовательные : формирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения;
Воспитательные: формирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни
Развивающие: развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.
Методы и технологии, используемые для реализации проекта
Выбирая методики формирования знаний, мы учитывали, что онидолжныстроиться на принципе сочетания фактических знаний по предмету с учебным материалом других предметных областей и качественной познавательной деятельностью учеников, а также рационально выбранных образовательных технологий, в данном случае - технологии проекта. Проектная деятельность, на наш взгляд, создает условия для развития самостоятельности мышления, для создания мотивационного поля для расширения кругозора обучающихся.
При выборе методов и приёмов учитываются общепедагогические и методические требования.
- Анализ научно-методической литературы.
- Метод опроса - беседа, интервью и анкетирование, как детей, так и родителей.
- Мониторинг уровня сформированности у обучающихся экологической культуры. Написание писем «Зеленому другу»
- Создание творческих ученических проектов, тематических буклетов.
Гипотеза исследования:
Проблемы экологии решить можно и нужно, и каждый человек может принять в этом самое активное участие, ведь природа – это наш, дом, и отвечаем за порядок в нем. Начиная исследовать природу вокруг себя, в прямом смысле, ту природу, которая воспринимается нами как обыденность, дети начинают смотреть на мир другими глазами. Для них открывается красота природы, ее значимость, появляется желание оберегать и заботиться об окружающем мире.Выбор форм и методов исследования поможет способствовать формированию у учащихся экологической культуры, осознанию своего места и роли в сохранении природы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап: 02.09.2019 -28.02.2020 год
- изучение потребностей детей;
- выбор методов работы;
-сбор материалов для проекта;
- анкетирование родителей учащихся.
-мониторинговое исследование «Мое отношение к природе ».
2. Исследовательский этап: 01.03.2020-25.12.2020 год
- создание клуба «Любителей природы»
-проведение исследовательской работы;
-Прохождение экологического онлайн-квеста;
- написание писем «Зеленому другу»;
- экологические семейные экспедиции «Рядом с домом»;
- написание докладов о прохождении экспедиции.
3.Заключительный этап: 10.01.2021 год- 25.04.2021год
-обобщение и распространение опыта, презентация образовательных продуктов (буклетов «Сохраним родную природу»);
-анализ результатов;
-оценка эффективности проекта;
-мониторинговое исследование «Развитость моего экологического сознания»;
-анкетирование учащихся с целью выявления их удовлетворенности содержанием и организацией процесса.
Подготовительный этап.
На данном этапе планируется обсуждение экологических проблем выбор форм и методов для организации и реализации проекта, создание банка теоретических знаний из полезных источников, обсуждение природных объектов и экологических ситуаций с учениками на уроках. Определение возможных образовательных ученических продуктов, степени эффективности методических приёмов по завершении исследовательской деятельности.
На данном этапе проводится тестирование учащихся на определение уровня экологических знаний и родителей на выявление уровня экологического воспитания в семье.
Этап реализации
Проводятся уроки, экологические семейные экспедиции, посвященные интересным природным уголкам нашего городаи близлежащих районов.
Введение в содержание урока по окружающему мирутаких тематических модулей, как проверка теоретических знаний учащихся по вопросам экологии, виртуальное наблюдение природных объектов (презентация, учебный фильм и другое), групповая деятельность по разработке тематических буклетов и презентация своих исследований.
Заключительный этап
На заключительном этапе проводится обобщение опыта исследовательской деятельности, презентация опыта исследовательской деятельности учащихся и памяток «Сохраним родную природу» в других классах начальной школы, Итоговое тестирование «Развитость моего экологического сознания», и планируется дальнейшее совершенствование методического материала для применения на практике педагогами школы.
Приложение1
Анкета для родителей по экологии
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о
природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,
лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о
природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе школе?
Анкеты для родителей
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования младших школьников в школе и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные?
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в школе?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в школе.
Анкета для родителей
«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
- Ф.И.О.
- Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
- Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
Приложение 2
Метод диагностики «Работа над ошибками».
Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей. По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес- мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
Приложение 3
Методика С.Глазычева «Мое отношение к природе»
Инструкция: Прочитайте вопрос в таблице и выберите один из трех ответов. Обведите соответствующую оценку в баллах.
Вопросы | Ответы и баллы | ||
Да | Нет | По разному | |
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | |||
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | |||
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | |||
Заслуживают ли внимания окружающая природа и происходящие в ней явления? | |||
Цените ли вы разнообразие в природе? | |||
Влияет ли природа на ваше настроение? | |||
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | |||
Все ли в окружающей природе вас интересует? | |||
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую природу? | |||
Можете ли объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | |||
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | |||
Любите ли вы читать описания природы в книгах? | |||
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | |||
Влияет ли природа на ваше поведение? | |||
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в городских скверах, парках и т. п.)? | |||
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | |||
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | |||
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | |||
Вы начали посильно участвовать в охране природы во 2–3м классах? | |||
Вы начали посильно участвовать в охране природы до поступления в школу? | |||
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | |||
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | |||
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | |||
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | |||
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и внеклассная работа? |
Ключ к методике С. Глазычева «Мое отношение к природе»
Вопросы | Ответы и баллы | ||
Да | Нет | По-разному | |
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
Заслуживают ли внимания окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
Цените ли вы разнообразие в природе? | 2 | 0 | 1 |
Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
Все ли в окружающей природе вас интересует? | 1 | 2 | 0 |
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую природу? | 2 | 0 | 1 |
Можете ли объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 1 | 0 | 2 |
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 |
Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 2 | 0 | 1 |
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 |
Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 |
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в городских скверах, парках и т. п.)? | 1 | 2 | 0 |
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | 0 | 2 | 1 |
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 |
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 |
Вы начали посильно участвовать в охране природы во 2–3м классах? | 2 | 0 | 1 |
Вы начали посильно участвовать в охране природы до поступления в школу? | 0 | 2 | 1 |
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | 2 | 0 | 1 |
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 |
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 |
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 |
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и внеклассная работа? | 2 | 0 | 1 |
Обработка результатов
Сложите все полученные баллы:
менее 20 баллов – низкий уровень;
от 21 до 29 – средний уровень;
от 30 до 39 баллов – высокий уровень.
Низкий уровень
Очень жаль, что ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство, ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы не осознаете своей связи с природой.
Средний уровень
Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, которые отображают природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих людей.
Высокий уровень
Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства, читайте, слушайте музыку.
«Развитость моего экологического сознания»
Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к эгоцентризму или антропоцентризму.
Порядок работы.
Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.
Утверждения | Полностью согласен с утверждением | Не уверен, что полностью согласен | Не знаю |
1. Высшую ценность представляет человек | 0 | 2 | 1 |
2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность. | 2 | 0 | 1 |
3. Необходимо сохранять природу ради неё самой | 2 | 0 | 1 |
4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара. | 0 | 2 | 1 |
5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить. | 0 | 2 | 1 |
6. Сохраним природу для наших детей | 0 | 2 | 1 |
7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным | 0 | 2 | 1 |
8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы. | 0 | 2 | 1 |
9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными. | 2 | 0 | 1 |
10. Природа – это окружающая среда | 0 | 2 | 1 |
11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса | 2 | 0 | 1 |
12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса. | 0 | 2 | 1 |
13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений. | 0 | 2 | 1 |
14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями. | 0 | 2 | 1 |
15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов. | 2 | 0 | 1 |
16. Природа полезна для человека. | 0 | 2 | 1 |
17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия. | 0 | 2 | 1 |
18. Бывают вредные и полезные жуки. | 0 | 2 | 1 |
Оценочная шкала.
Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.
От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности , бесполезности и даже вредности её для человека.
Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами, определяя свое поведение, вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с эгоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс педагогических проектов "Золотой пеликан"
Проект представляет активную работу детей в поддержке и развитии устногонародного творчества, поэтапное продвижение к поставленной цели....
Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии»
ОглавлениеПаспорт проекта ...
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Инновационная деятельность....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических объединений.Поощрения за профессиональную деятельность.Инновационная деятельность....
5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...
Анализ работы районного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу начального образовании за 2020/2021 учебный год
Анализ работырайонного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу началь...
Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (в межаттестационный период)...