Консультация для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой о природе.
статья

Бутырёва Нина Павловна

Советы родителям как знакомить детей с художественной литературой о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой о природе.

Основоположник русской педагогики, Константин Дмитриевич Ушинский, утверждал, что   первым учителем и воспитателем для человека является природа, а ребенок, который вырос, не видя лесистых лугов и не любуясь полевыми цветами, несчастен. Мы называем природу «матушка», потому что все мы — такие же ее создания, как растения, звери и птицы. Мы должны познать природу, научиться ее любить и беречь.  Природа развивает в человеке такую важнейшую черту личности, как гуманность, поэтому приобщение детей к природе - одна из основных задач взрослых. Это происходит во время прогулок, во время наблюдений за природой, в ходе экспериментально-познавательной и трудовой деятельности. Но одним из самых эмоциональных моментов можно назвать чтение художественной литературы о природе. Ведь так интересно взглянуть на мир глазами писателя, который прочувствовал красоту окружающего мира и его обитателей, так полезно узнать из книги что-то новое об особенностях жизни животных.  Такие литературные произведения появились на свет благодаря писателям-натуралистам, которые оставили нам и нашим детям богатое наследие сказок, рассказов и очерков о природе.

Среди всего многообразия жанров детской литературы особое место отдано произведениям о природе. Невозможно переоценить их вклад в воспитание ребёнка: такие книги учат бережно относиться к окружающему миру, сохранять природу и чувствовать её.  Благодаря зарисовкам талантливых писателей, мы можем почувствовать настроение природы, найти отклик в своей душе и снова стать с ней единым целым. Поэтому сегодня предлагаем вам вспомнить известных русских авторов-натуралистов, рассказы которых гарантировано не оставят вас равнодушными Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) считается непревзойдённым мастером короткого жанра. Его многие натуралистические очерки, детские и охотничьи рассказы характеризуются необыкновенно близким пониманием природы, гармонично сочетают реализм и романтизм.

Михаил Пришвин обладал чёткостью наблюдений натуралиста и художника, высокой нравственностью, ярким и образным языком. Поэтому его произведения знакомы каждому с детства. Среди них – «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Времена года», «Кладовая В небольших рассказах Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 гг.) можно встретить невероятные описания природы во всех её проявлениях. В его лёгких и доступных строках она оживает и переносит читателя в свои владения. Писатель повествует о жизни ребят и взрослых, домашних и диких зверей.

Описывая природу, Константин Паустовский выражает свои патриотические чувства к родной стране и людям, которые в ней живут. Пожалуй, всем известны его детские рассказы «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Собрание чудес», «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей». Однако не менее популярны и его произведения для более взрослой аудитории, такие как «Золотая роза», «Повесть о жизни».

Без сказок Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852-1912 гг.) невозможно представить знакомство с детской краеведческой литературой. Псевдоним «Сибиряк» отражает всю любовь писателя к сибирской природе, ведь судьба с ранних лет связала его с этим первозданным регионом, которые он впоследствии воспевал в своих произведениях.

А известные «Алёнушкины сказки», написанные сначала для своей дочери и ставшие затем общественным достоянием, переплетают любовь Дмитрия Мамина-Сибиряка к природе и желание привить детям нравственные воззрения, научить ценить дружбу, преодолевать свои страхи и эгоизм. «Серая шейка», «Сказка про Храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост», «Сказка про славного царя Гороха» – все эти сказки навсегда останутся одними из лучших произведений для детского чтения.

Русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870 гг.) полагал, что детей необходимо знакомить с народной культурой и природой с самого раннего детства. Поэтому он написал множество коротких рассказов о временах года, животных, растениях и человеке. Его сказки систематизируют и дополняют уже имеющиеся знания ребёнка о мире. Они наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к природе.

Благодаря простому слогу и небольшому объёму, сказки Константина Ушинского – например, «Лиса Патрикеевна», «Плутишка кот», «Петушок с семьёй», «Ветер и солнце» – можно читать детям с младенчества.

Книги Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959 гг.) раскрывают для маленьких читателей удивительный мир природы. Его заметки о живой природе стали основой более, чем 300 произведений: сказок, рассказов, повестей и книг. Лёгкий и образный язык писателя, его обращение к фольклорным традициям и умение подмечать малейшие изменения в природе и поведении животных сделали его творения любимыми для многих поколений читателей.

К известным произведениям Виталия Бианки относят «По следам», «Рассказы об охоте», «Кто чем поёт?», «Оранжевое горлышко», «Хвосты», «Мышонок Пик» и многие другие детские сказки.

В беседах часто используется литературные произведения о природе. К. Д. Ушинский писал, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому родители при чтении стихотворения или рассказа должны обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

«Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, — пишет Н. С. Карпинская, — свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность».

Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность».

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, родители сами должны чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Береза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.

Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

   При выборе художественных произведений о природе для чтения детям родителям нужно помнить о том, что:

1) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

2) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

3) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

     Родители могут широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); могут читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, З. Александровой, В. Серовой).

     Чтением художественных произведений можно дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки.

Желаем приятного прочтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ...

"Возможности использования художественной литературы о природе на уроках окружающего мира"

Организация систематической и целенаправленной работы с дополнительной литературой при ознакомлении с окружающим миром ведет к повышению интереса детей к предмету, формированию умения самостоятельно н...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Чтение художественной литературы играе важную нравственную роль в воспитании детей....

картотека игр по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа....