Как успешно подготовить ребёнка к начальной школе.
консультация (1 класс)
Предварительный просмотр:
Как успешно подготовить ребёнка к начальной школе.
1. Не пытайтесь обогнать время
Во сколько лет идти в школу? На этот вопрос нет и не может быть универсального ответа. Российские дети впервые садятся за школьную парту с шести с половиной до восьми лет. В исключительных случаях — через несколько месяцев после восьмилетия. Психологи, медики, логопеды и учителя легко объяснят почему. Зачастую календарный возраст ребёнка отличается от биологического: все люди разные и становятся старше по индивидуальному графику. Поэтому не спешите и постепенно готовьте ребёнка к первоклассному приключению. Иначе переход от игр и первых знакомств в детском саду к школьному образованию, которое подарит друзей, знания и небывалую ответственность, превратится в болезненное разочарование.
2. Не забывайте об эмоциях
«Хочу в школу» — те самые три слова, которые от будущего первоклассника хочет услышать любой родитель. Самой природой предусмотрено, что к шести-семи годам дети выглядывают из семьи и видят дивный новый мир ребят постарше, в школьной форме и набитыми рюкзаками. Стать одним из взрослых — настоящая заветная мечта. Так и формируется первая, подражательная, нестойкая, но очень важная мотивация к обучению. Её подпитывает постоянная подготовительная работа: пусть ребёнок ждёт встречи со школой, которая полна разгадок самых разных секретов.
3. Измерьте учебную мотивацию
Идеально, если к концу дошкольного возраста ребёнок ждёт «серьёзных занятий» и «ответственных поручений», а желание надеть ранец уже подкреплено познавательной потребностью. Проведите тест: прочтите сказку ребёнку в комнате, полной игрушек, но остановитесь на самом интересном месте. Тот, кто больше готов к школе, захочет узнать, чем же всё закончилось. Поощряйте интерес к любым темам, тренируйте внимание, память, мышление и воображение ребёнка, самостоятельность и стремление довести начатое до конца.
5. Учите дисциплинированности
Давайте будем реалистами: в школе учиться непросто. При всех плюсах обучения, которыми вы уже успели поделиться с ребёнком, не забывайте о другой стороне медали — жёсткой дисциплине и режиме. Держи спину прямо, руки положи на парту, вопросы задавай исключительно по делу. В таком состоянии не каждый ребёнок способен провести 45 минут, сохраняя концентрацию и интерес к уроку.
Для растущего организма это тяжело и физически, и психологически. Для организма, который ещё недостаточно развился, это невыносимо. Поэтому давайте элементарные поручения: например, положить игрушки в коробку или собрать крошки со стола; учите общаться со взрослыми не перебивая. Тогда строгие школьные правила не станут неприятным сюрпризом для первоклассника. Более того, он будет знать, что делать, чтобы поставить и достичь цели в тех или иных условиях.
6. Развивайте моторику
К счастью, дети ещё знают, что такое ручки и карандаши. Письмо от руки, рисование, штриховка по контуру, вырезание из бумаги, моделирование — ребёнок должен быть на «ты» не только с гаджетами, но и с менее технологичными изобретениями человечества. Это развивает ту же самую усидчивость, мелкую моторику и даже речь. Неподготовленный ученик не справится со школьными нагрузками, так как в начальной школе, к счастью, все ещё пишут от руки — и пишут очень много. Поэтому сделайте упор на обучении мелкой моторике, тогда как письму научат уже педагоги.
7. Чаще общайтесь
К сожалению, наш словарный запас сокращается: в интернете мы обмениваемся усечёнными конструкциями и смайликами. В то же время с детьми желательно говорить как можно чаще: обмениваться впечатлениями от литературных произведений, мультиков, жизненных ситуаций, отвечать на вопросы, интересоваться мнением ребёнка и советоваться. Не стесняйтесь исправлять ошибки в вопросах детей, но делайте это естественно, без сюсюканья и с уважением. Отвечая, старайтесь зародить у ребёнка желание подумать и поразмышлять ещё.
Обращайте внимание на то, как ребёнок произносит звуки, понимает разделение на слоги, использует буквы, строит предложения и вообще ориентируется в речи. Впервые переступая порог школы, ученик уже должен пользоваться 5–7 тысячами слов и рождать целые истории, используя все части речи и описывая предметы с разных сторон.
7. Не переусердствуйте
Правильно обучить дошкольника счёту и самой элементарной арифметике, показать, с чем едят геометрические фигуры. В копилке знаний не будет лишним умение работать с книгой: читать по слогам, рассматривать иллюстрации и рассказывать о них. Но все же знайте меру и руководствуйтесь принципом — не навреди! Нет необходимости и даже вредно растить из ребёнка лучшего чтеца или математика страны.
Возможно, дошкольник-вундеркинд потешит ваше самолюбие в разговоре с друзьями, а вот отстающий школьник вернёт на землю. Чтение и письмо — важнейшие умения, которыми овладевают все. А вот недостаток настоящего общения, которого был лишён ваш ребёнок, и другие аспекты интеллектуальной подготовки в детстве, ещё не раз больно ударят по возможностям ребёнка.
8. Готовьтесь к переменам
Школа не ограничивается одними уроками и домашними заданиями. Перемены и свободное время тоже требуют специальной подготовки, необходимо обратить внимание на аспекты социально-бытовой адаптации. Дети зачастую копируют родителей и перенимают их модель поведения. Если члены семьи легко идут на контакт, помогают друг другу, стараются искать компромиссы и гасят конфликты, то и ребёнок постарается воплотить увиденное в общении со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;улучшить ус...
Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"
Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...
Бланки для ответов демоверсии " Успешность чтения" для выпускников начальной школы.
Представленные бланки дают возможность учащимся отработать алгоритм фиксирования ответов демоверсии " Успешность чтения" для выпускников начальной школы, 2015-2016 учебный год....
Критерии оценивания демоверсии "Успешность чтения" для выпускников начальной школы, 2015-2016 учебный год.
Данныем критерии дают возможность проверить и оценить качество выполнения выпускниками начальной школы демоверсии " Успешность чтения", 2015-2016 учебный год....
«Системно – деятельный подход для успешной реализации ФГОС в начальной школе»
Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко ...
«Игра, как условие успешного усвоения знаний учащимися начальной школы.»
Описание опыта работы. Использование игровых методик на уроках русского языка во 2 классе....