"Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО"
статья
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_detskogo_sada_i_shkoly.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Ирина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №76 г. Йошкар-Олы»
Косоротова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар – Олы»
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее»
В.А. Сухомлинский
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий:
- высокопрофессиональные специалисты;
- специально организованная развивающая среда;
- методическое обеспечение.
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Наш детский сад тесно сотрудничает со школой № 29: дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия. Частые и желанные гости наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Так же привлекаем их к участию в праздниках. Проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
способность действовать по образцу; умение слушать и выполнять инструкцию; умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца; умение задавать и отвечать на вопросы; умение оценивать как свою работу, так и работу других детей
Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Список источников:
1. Алиева, Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе [Текст] : дис. … канд.пед.наук / Н.Ф. Алиева. – Екатеринбург, 1994. – 230 с.
2. Виноградова, Н.Ф. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Шурова. – М. : Просвещение, 1992. – 16 с.
3. Гелло, В.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе [Текст] // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. тр. – М. 1989. - С. 20-28.
4. Готовность к школе [Текст] / под ред. И.В.Дубровиной. – М. : Просвещение, 1995. – 119 с.
5. Парамонова, Л.А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности [Текст] / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1997. -№ 4. – С. 97-105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность детского сада и школы.
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»....
Преемственность детского сада и школы
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий о...
Преемственность детского сада и школы.
Преемственность детского сада и школы. «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь ...
Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"
Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...
«Преемственность детского сада и школы, как условие повышения качества образования при внедрении ФГТ и ФГОС».
Выступление Казань...
«Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»
laquo;Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»...
Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы
Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...