Преемственность детского сада и школы.
статья по теме
Преемственность детского сада и школы.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В нашей школе воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.
В ФГОС содержание образования четко обозначены требования к его результатам:
- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др;
- метапредметные (умение учиться);
- предметные умения
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей;
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
- Умственные и нравственные способности учащихся;
- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;
- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада.
Направления развития ребенка в период предшкольного образования
- Социально-личностное развитие;
- Познавательно-речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Социально-личностное развитие ребенка в период предшкольного образования
Основная задача социально-личностного развития – содействие становлению у детей ценностных ориентиров:
- воспитание уважение к Родине и малой родине, приобщение детей к культуре;
- формирование нравственных представлений о добре и зле, воспитание бережного отношения к природе, честности и справедливости;
- формирование произвольного поведения.
Показатели социально-личностной готовность ребенка к школе.
- Произвольность поведения - умение ребенка строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами.
- Учебно-познавательная мотивация - развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
- Формирование самооценки - самоопределения, смыслообразования (ребенок должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня школа? – и уметь на него ответить) и нравственно-этической ориентации.
Познавательно-речевое развитие ребенка в период предшкольного образования
Основные задачи познавательно-речевого развития:
- комплексное развитие устной речи и подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение);
- развитие познавательного интереса детей (расширение кругозора, формирование интереса к изучению мира и позитивного отношения к нему);
- содействие интеллектуальному развитию ребенка (логическое мышление, воображение и образное мышление, формирование элементарных математических представлений и др.).
Показатель познавательно-речевой готовность ребенка к школе –
интеллектуальная готовность детей к обучению в школе (развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления).
Художественно-эстетическое развитие ребенка в период предшкольного образования
Основные задачи художественно-эстетического развития детей:
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности (развитие эстетического восприятия);
- приобщение детей к музыке, литературе, изобразительному искусству;
- удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.
Показатели художественно-эстетической готовность ребенка к школе.
- Готовность к различным видам художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликации, конструирование).
- Интерес и сопереживание тому, что передано в высокохудожественных произведениях изобразительного искусства.
- Потребность совместной детской деятельности.
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
- Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
- Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
- Иметь представление о сезонных явлениях природы.
- Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
- Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Для детского сада характерны:
- бытовой комфорт,
- совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность,
- относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах,
- неформальное общение со взрослым.
В начальной школе:
- почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний;
- ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится),
- успешность деятельности ученика оценивается в баллах,
- неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени.
С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого, столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.
Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.
Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.).
Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы
- способствующей физическому;
- духовному и нравственному развитию детей;
то от учителя в первую очередь требуют:
- чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал;
- для контроля освоения используется пятибалльная система отметок.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_v_det.sad_.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность детского сада и школы.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В нашей школе воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.
В ФГОС содержание образования четко обозначены требования к его результатам:
- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др;
- метапредметные (умение учиться);
- предметные умения
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей;
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
- Умственные и нравственные способности учащихся;
- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;
- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада.
Направления развития ребенка в период предшкольного образования
- Социально-личностное развитие;
- Познавательно-речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Социально-личностное развитие ребенка в период предшкольного образования
Основная задача социально-личностного развития – содействие становлению у детей ценностных ориентиров:
- воспитание уважение к Родине и малой родине, приобщение детей к культуре;
- формирование нравственных представлений о добре и зле, воспитание бережного отношения к природе, честности и справедливости;
- формирование произвольного поведения.
Показатели социально-личностной готовность ребенка к школе.
- Произвольность поведения - умение ребенка строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами.
- Учебно-познавательная мотивация - развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
- Формирование самооценки - самоопределения, смыслообразования (ребенок должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня школа? – и уметь на него ответить) и нравственно-этической ориентации.
Познавательно-речевое развитие ребенка в период предшкольного образования
Основные задачи познавательно-речевого развития:
- комплексное развитие устной речи и подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение);
- развитие познавательного интереса детей (расширение кругозора, формирование интереса к изучению мира и позитивного отношения к нему);
- содействие интеллектуальному развитию ребенка (логическое мышление, воображение и образное мышление, формирование элементарных математических представлений и др.).
Показатель познавательно-речевой готовность ребенка к школе –
интеллектуальная готовность детей к обучению в школе (развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления).
Художественно-эстетическое развитие ребенка в период предшкольного образования
Основные задачи художественно-эстетического развития детей:
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности (развитие эстетического восприятия);
- приобщение детей к музыке, литературе, изобразительному искусству;
- удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.
Показатели художественно-эстетической готовность ребенка к школе.
- Готовность к различным видам художественно-эстетической деятельности (рисунок, лепка, аппликации, конструирование).
- Интерес и сопереживание тому, что передано в высокохудожественных произведениях изобразительного искусства.
- Потребность совместной детской деятельности.
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка
- Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
- Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
- Иметь представление о сезонных явлениях природы.
- Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
- Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Для детского сада характерны:
- бытовой комфорт,
- совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность,
- относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах,
- неформальное общение со взрослым.
В начальной школе:
- почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний;
- ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится),
- успешность деятельности ученика оценивается в баллах,
- неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени.
С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого, столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.
Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.
Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.).
Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы
- способствующей физическому;
- духовному и нравственному развитию детей;
то от учителя в первую очередь требуют:
- чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал;
- для контроля освоения используется пятибалльная система отметок.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность детского сада и школы.
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»....
Преемственность детского сада и школы
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий о...
Сообщение "Преемственность детского сада и школы"
Совместная работа педагогов нашей школы и детского сада....
Преемственность детского сада и школы.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь...
Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"
Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...
Презентация "Преемственность детского сада и школы"
Преемственность детского сада и школы....
Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы
Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...