Духовно - нравственное воспитание младших школьников
статья (4 класс)

Илико Нина Алексеевна
За последнее двадцатилетие российское общество претерпевает большое изменение. И все ценности прошлых лет: человеколюбие, сострадание, сопереживание, стремление жить по чести и по совести, ушли далеко на последний план. Сейчас на первом месте деньги, и это понятно, в современном мире все завязано на деньгах. И в последнее время слишком много людей одержимы жаждой власти и славы. В погоне за легкими деньгами, люди безжалостно сметают все на своем пути. Злость, зависть, агрессия захватывает наш мир повсеместно. Как же так получилось? Как нам удалось взрастить в себе этих монстров? Есть ли шанс все исправить? Думаю, это возможно, если мы бросим все силы на духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Духовно-нравственное воспитание26.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОКИ ОРКСЭ

                                                         

 

                                              Новокузнецк  2020 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Духовно – нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ……………………………………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………….9

Литература……………………………………………………………………….10

Введение

За последнее двадцатилетие российское общество претерпевает большое изменение. И все ценности прошлых лет: человеколюбие, сострадание, сопереживание, стремление жить по чести и по совести, ушли далеко на последний план. Сейчас на первом месте деньги, и это понятно, в современном мире все завязано на деньгах. И в последнее время слишком много людей одержимы жаждой власти и славы. В погоне за легкими деньгами, люди безжалостно сметают все на своем пути. Злость, зависть, агрессия захватывает наш мир повсеместно.

Как же так получилось? Как нам удалось взрастить в себе этих монстров? Есть ли шанс все исправить? Думаю, это возможно, если мы бросим все силы на духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения.

Известно, что на воспитание ребенка огромное влияние оказывает семья, школа и общество. Но родители, в большинстве своем очень загружены работой, бытовыми проблемами, а зачастую и сами нуждаются в воспитании.

В школах педагоги загружены отчетами, бумагами и в большей мере нацелены на то, чтобы вложить в детей как можно больше знаний. Общество же со своим равнодушием, а также средства массовой информации социальные сети скорее оказывают пагубное влияние на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный, порою даже развратный образ жизни. Вседозволенность, насилие, преступность, ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.

В сложившейся ситуации, очень радует, что государство увидело эту проблему и выделило духовно – нравственное воспитание личности, как приоритетное направление и ввело обязательным предметом в школьную программу курс ОРКСЭ, где, хотя бы час в неделю, можно непосредственно уделить духовно – нравственному воспитанию школьника.

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОКИ ОРКСЭ

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ведущим направлением начального общего образования.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Примечательно, что на первом месте выдели  именно такие качества как духовность и нравственность. [1]

Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения. И сегодня в школу должно прийти такое понятие, как человеколюбие…[2]

 Как известно, «знания начинаются с удивления» (Демокрит), а «настоящее познание даётся сердцем». И поэтому главная задача учителя преподающего ОРКСЭ – мобилизовать духовно-нравственные, умственные, художественно-эстетические силы ребёнка. Добиться этого можно, воспитывая средствами искусства и активно используя арт-технологии. [4].  Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания. [1]

С 1 сентября 2014 года в учебном плане 4-го класса появился новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из шести модулей. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. [3]

На уроках учащиеся вместе с учителем стараются «дойти до самой сути» таких ценностных понятий, как «человек», «жизнь», «свобода», «разум», «совесть». Задача учителя определяется не столько донесением определенной информации по религиозной культуре, сколько привнесением в мотивационную и смысловую сферы личности младшего школьника нравственно-ценностных ориентиров. Привитие учащимся духовно-нравственных ценностей с помощью притчи, как один из применяемых методов – это полезно и целесообразно. Во-первых, потому что ненавязчиво рассказывает ребенку о той или иной нравственной добродетели. Дает ребенку возможность пережить опыт героя безопасно, перенося его на себя. Притчу можно использовать как кульминационный момент урока. Но тогда после прочтения притчи детям необходимо высказать свое мнение, можно попросить их нарисовать то, что больше всего их взволновало. [1] Такие уроки способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности ребёнка. Дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.[2]

Уроки по ОРКСЭ являются культурологическими и направлены на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. На данных занятиях может звучать музыка, а рассказ учителя может сопровождаться демонстрацией слайдов с изображениями памятников искусства, архитектуры. Можно использовать виртуальные экскурсии. [5].

Педагог преподающий ОРКСЭ предстает перед детьми как наставник и пример  для подражания. Поэтому педагог обязан придерживаться следующих принципов:

– уважение к личности учащегося в процессе общения на уроках и вне их;

– учет индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома, то есть индивидуальный подход. Учитель должен знать: чтобы побудить ребят к полноценному разговору о религии, он должен достигнуть высокой степени доверия со стороны своих учеников;

–уважительный обмен информацией, постоянный диалог, в определенной мере даже взаимное обучение учителя и учащихся. Учитель должен стараться не утрачивать способности удивляться, сомневаться и выражать эмоции перед лицом школьников – ведь и он в какой-то мере является учеником в тех сложнейших, вечных вопросах, которые затрагивает. На различии взглядов и личных пристрастий можно и нужно строить поисковую методику обучения;

– доброжелательный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов материала, которые связаны с изучением опасных для жизни и здоровья учащихся тоталитарных сект;

– манера объяснения, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не надо бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизируя изложение материала. [4]

Для достижения результата на уроках можно применять различные формы и методы. Эвристические беседы с учащимися, дискуссии. В настоящее время стала очень актуальна проектная деятельность, при которой дети  находят дополнительную информацию к уроку. Также можно использовать приём столкновения мнений, когда учащиеся пытаются понять, объяснить, принять и, если нужно, оправдать тот или иной поступок с точки зрения атеиста и православного верующего человека. В рамках внеклассной работы для проведения занятий можно посетить дом культуры, библиотеку.

Очень значимым для каждого ребёнка является участие в творческих конкурсах, в которых в полной мере отображается его индивидуальность.

Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться.[1]

Заключение

Детство всегда обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит дальнейшую жизнь ребёнка. Какую роль сыграет курс в духовно-нравственном становлении младших школьников, будет зависеть от учителя, который не только должен знать фактуру материала, но и всем сердцем принимать духовные ценности, сам жить по законам нравственности, стремиться к высоте и помогать своим воспитанникам в духовном взрослении. [4].

Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.[2]

Литература

  1. Статья «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ», Бова Елена Васильевна, учитель начальных классов. Режим доступа https://infourok.ru/duhovnonravstvennoe-vospitanie-na-urokah-orkse-776269.html
  2. 1.        Статья «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ», Боброва Г.А. Режим доступа https://videouroki.net/razrabotki/dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-shkol-nikov-na-urokakh-orkse.html 
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.
  4. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. М., 2002.
  5. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2016/03/07/vystuplenie-na-mo-po-teme-duhovno-nravstvennoe-vospitanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...